Библейские исследования. Бытие [Рами Юдовин] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

возмущении, так как Игиги или Ануннаки окружили его храм, призвал своего советника Нуску, который предложил обратиться за помощью к высшим богам:

Почему ты сынов своих боишься?

Позови, и пусть опустится Ану,

Энки предстанет перед тобою”.

Он послал, и Ану к нему спустился.

Энки предстал пред его очи.

Воссел Ану, владыка неба,

Внимал Энки, владыка Апсу.

Верховные боги предлагают прежде чем подавить бунт игигов, посылают Нуску, узнать о причинах возмущения.

Нуску пытается выявить подстрекателей, но бунтовщики заявляют, что нет зачинщиков, «все, как один войну объявили».

Так говорит воителю Энлилю:

“Отчего Игиги

Врата окружили,

Нуску пошли узнать и разведать;

Приказ отдай своему посланцу,

Чтоб сыны твои открыли причину!”

Энлиль уста свои открыл,

Говорит своему советнику Нуску:

“Нуску, отвори ворота!

Вооружись, предстань предо мною!

Перед собранием всех богов

Склонись, поднимись, передай наше слово;

“Меня послал отец ваш Ану,

Ваш советпик, воитель Энлиль,

Ваш управляющий Нинурта

И надсмотрщик ваш Эннуги!

Кто подстрекатель этой битвы?

Кто зачинщик этого боя?

Кто из вас призывал к нападенью?

Кто столкнул сраженье и битву?

В собрании всех великих богов

Так сказал я, ответ принесу Энлилю.

Все, как один, войну объявили!

Энлиль требует от верховных богов наказать бунтовщиков:

Энлиль его посланью внемлет,

Так говорит он воину Ану:

“Благородный, там, у себя на небе,

Закон укрепи, покажи свою силу!

Когда Ануннаки пред тобою воссядут,

Вызови бога, предай его смерти!

Однако Ану не спешит применять силу, он предлагает создать существ, которые бы заменили ануннаков на тяжелых работах, на которых можно было возложить «бремя богов»:

Ану уста свои раскрыл,

Так говорит богам, своим братьям:

“За что мы к ним питаем злобу?

Их труд тяжел, велики невзгоды.

Каждый день они носят корзины,

Горьки их плачи, их стенанья мы слышим,

Да создаст праматерь род человеков,

Бремя богов на него возложим.

Боги поддержали совет Ану, призвали Белет-или или Мами, которой были известны секреты сотворения. Она же узнав о задании, потребовала глины и крови одного из богов, так как для создания нового вида, нужна была божественная кровь, чтобы «Воистину божье и человечье соединилось». Новое создание должно было быть разумным.

Кликнули богиню, позвали

Повитуху богов, мудрейшую Мами.

«О праматерь, творец человека!

Сотвори человека, да несет он бремя!

Да примет труды, что Энлиль назначил!

Корзины богов – носить человеку!»

Нинту уста свои раскрыла,

Так говорит богам великим:

«Я не могу сотворить в одиночку,

Только с Энки исполню работу,

Ибо только он освящает,

Пусть глины мне даст, и я исполню!»

Энки раскрыл свои уста,

Так говорит богам великим:

«В первый же месяц, в день седьмой

и пятнадцатый,

Я совершу обряд очищенья.

Один из богов да будет повергнут,

Да очистятся боги, в кровь окунувшись.

Из его плоти, на его крови

Да намешает Нинту глины!

Воистину божье и человечье соединятся,

Смешавшись в глине!

Чтоб вечно мы слышали стуки сердца,

Да живет разум во плоти бога,

Да знает живущий знак своей жизни,

Не забывал бы, что имеет разум!”

“Да!” – ответствовало собранье…

Богини приготовили глину, Мами, которая получила от бога Эйа заклинания, произнесла их, отломила четырнадцать кусков глины, разделила их на две части, справа семь и слева семь и сотворила семерых мужчин и семь женщин, которые в дальнейшем сами должны производить потомство.

Ануннаки, восславили богиню, которая произвела существ, на которых можно было возложить тяжкие труды: «Владычицу божью, премудрую Мами да славят!»

Итак, мы видим существенную разницу между библейской версией причин создания человека и шумеро-вавилонской. В одной и другой, говорится о соединении божественного и земного, но цели, поставленные богами согласно шумерскому повествованию, отличаются от задач, возложенных на человека Богом Израиля. Согласно книге Бытие, человек сотворён, чтобы быть владыкой на земле «и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным…», а не для того, чтобы «носить корзины богов». И только лишь за непослушание, человек был изгнан из рая и стал трудиться в поте лица, добывая себе пропитание: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» (Бытие 3:19).

Библейский рай

Слово «рай» на древнееврейском звучит «ган-эден» – сад неги (место, в котором приятно проводить время), или сад в Эдене (название местности). В Бытии 2:15 говорится о задаче, поставленной перед человеком, – возделывать и хранить этот сад. В Эдемском саду