Медвезайцы, Пиноккио и другие [Сергей Петрович Баневич] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]
  [Оглавление]



С. БАНЕВИЧ

Медвезайцы, Пиноккио и другие


Песни и пьесы для детей для голоса и фортепиано

Из спектаклей Ленинградского театра кукол-марионеток


ЛЕНИНГРАД

ВСЕСОЮЗНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «СОВЕТСКИЙ КОМПОЗИТОР»

ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

1987

Вступительная статья

Вступительная статья и пояснительный текст Н. Румянцевой

На одном из самых многолюдных перекрестков Ленинграда — на углу Невского проспекта и Садовой улицы — в доме № 52 живут удивительные люди — сказочники. А профессии у них самые разные: актеры и художники, композиторы и режиссеры.

Ленинградский театр кукол-марионеток — самый старый в нашей стране детский кукольный театр. Он родился в первые дни Советского государства, в тревожное и трудное время. Создатели театра и их верные друзья — деревянные актеры — с радостью дарили маленьким зрителям незабываемые встречи с любимыми героями. Бесстрашный Гулливер, отважный князь Гвидон, неунывающий Петрушка, Дон-Кихот, барон Мюнхгаузен, Красная Шапочка и Мальчик с пальчик на всю жизнь остались жить в памяти ленинградских ребят.

Волшебное искусство марионеток в те далекие двадцатые годы покорило сердце молодого советского поэта Самуила Яковлевича Маршака, написавшего для театра около двадцати пьес. На сцене Ленинградского кукольного театра начинал как драматург Евгений Шварц. Вспоминая о спектаклях театра, он часто любил повторять, что «впечатления, полученные в детстве, живут в человеке иногда целую жизнь».

Сколько замечательных людей посвятили этому театру свое творчество. Более сорока лет возглавлял творческий коллектив заслуженный артист РСФСР Евгений Деммени. Для театра писали Вениамин Каверин и Нина Гернет, Эдуард Успенский и Юрий Яковлев. Над музыкой к спектаклям работали Юрий Шапорин и Николай Стрельников, Виктор Дешевов и Владислав Успенский. В последние годы с театром работают Олег Хромушин, Ольга Петрова, Сергей Баневич, Илья Шахов.

В дни войны, в самые трудные месяцы блокады Ленинграда куклы сражались своим искусством. Каждый день выходили они на сцену, и в холодном, темном зале зажигались благодарные улыбки ребят.

У кукольного театра необычная судьба — искусство кукол пленяет сердца и детей и взрослых. Кто из нас в детстве не мечтал заглянуть за кулисы кукольного театра или вместе с героями «Золотого ключика» оказаться за волшебной дверцей?..

Наверно, были такие минуты в жизни будущего композитора, творчество которого так полюбилось ленинградским ребятам,— Сергея Баневича. Сегодня он автор музыки к четырем спектаклям Ленинградского театра кукол-марионеток: «Медвезайцы», «Маленький водяной», «Добрый год» и «Пиноккио».

Как это произошло, догадаться нетрудно, если после спектакля пройти по тихим залам театрального фойе, заглянуть на опустевшую сцену, выйти за кулисы. Здесь, за стеклянными витринами, среди театральных декораций, в глубоких старинных шкафах и нишах застыли безмолвные феи и рыцари, короли и палачи, циркачи и балерины. Но приглядитесь к ним: кажется, что стоит уйти, и они оживут.

— А знаете, я тоже считаю, что они молчат и не двигаются только при нас. Если бы меня спросили в детстве о моем самом заветном желании, я бы не задумываясь ответил: открыть потайную дверцу и войти за кулисы кукольного театра. И вот мечта исполнилась. Кукольный театр... он в чем-то до сих пор остается для меня неразгаданной тайной,— признался однажды Сергей Петрович.

Тайна кукольного театра — чудо, которому не перестаешь удивляться. Наверно, поэтому композитор Сергей Баневич берет в руки дирижерскую палочку — и в ожившей музыке спектакля рождается сказка. Та самая волшебная сказка, в которой ребята дружат с Маленьким водяным, Пиноккио попадает в Страну радости, а Медведь и Заяц запросто меняются головами. Да мало ли удивительных событий случается в сказках! Вот в зале гаснет свет, и в гости к сказочникам приходит волшебник Музыкант.


Медвезайцы

Вот ведь как случается,

Вот ведь как получается,

Если вдруг приятели

Головой меняются.

Надо свою голову

На плечах иметь

И не прыгать зайцем,

Если ты медведь.

Хорошо быть мишкою,

Хорошо быть зайчиком,

Хорошо быть девочкой,

Хорошо быть мальчиком,

Хорошо быть маленьким,

Хорошо большим,

Только бы не глупым,

Только бы не злым!


Жили-были Медведь и Заяц. Жаловались они на свою судьбу: Медведь хотел быть прытким и ловким, грызть морковку и забот не знать. Заяц боялся всех на свете, а Лисы да Волка пуще всех. Завидовал он Медведю — сильному, грозному зверю, который никого не боится. «Ах, мне бы Медведем быть»,— думал Заяц. «А мне бы Зайцем стать»,— жаловался Медведь. Жаловались они, жаловались, услышала их Лиса, хитростью своею Лесовика обманула, и получилось так, что волшебник Лесовик поменял им головы. Медведь теперь стал с заячьей головой, а заяц — с медвежьей. Сколько шума в лесу из-за этого приключилось, сколько испытаний выпало на их головы. И поняли они наконец, что лучше иметь свою голову на плечах и «не прыгать зайцем, если ты медведь». Об этом поют герои веселой и грустной оперетты «Медвезайцы».



1. УВЕРТЮРА

Из кукольной оперетты «Медвезайцы»




2. ФИНАЛЬНАЯ ПЕСЕНКА

Слова Л. ВИНОГРАДОВА и М. ЕРЕМИНА





Вот ведь как случается,
Вот ведь как получается,
Если вдруг приятели
Головой меняются.
Надо свою голову
На плечах иметь
И не прыгать зайцем,
Если ты медведь.
Хорошо быть мишкою,
Хорошо быть зайчиком,
Хорошо быть девочкой,
Хорошо быть мальчиком,
Хорошо быть маленьким,
Хорошо большим,
Только бы не глупым,
Только бы не злым!

Пиноккио



История деревянного мальчишки, по имени Пиноккио, знакома ребятам всех стран. В итальянском городе Коллоди — в самом центре — стоит бронзовый памятник... любимому книжному герою.

История знакома давно, но встретиться с ее героями удалось совсем недавно, когда на сцене Ленинградского театра кукол-марионеток была осуществлена постановка пьесы В. Маслова «Пиноккио» по книге Карло Коллоди.

Нежная мелодия тарантеллы заполнила проснувшуюся итальянскую улочку. Появились бродячие актеры, музыканты, циркачи. Проковылял мимо угольщик с тяжелым мешком за спиной, выскочила толпа любопытных мальчишек. Из открытых окон слышна привычная перебранка бедняка Джепетто и столяра Вишни. Вечный карнавал будней ожил на живописной, залитой светом сцене.

Но неожиданно в праздник врывается грустная нота одиночества. Опустела улица, скрылся в окне осмеянный Джепетто, и в солнечное золотое утро влетела таинственная незнакомка — Фея, читающая в душах сокровенные желания. Она неслышно взмахнула хрупкой, невесомой рукой — и с неба упало здоровенное полено. Полено? Да-да, то самое, из которого и предстоит родиться Пиноккио.

Так начинается спектакль — грустное и светлое, искрящееся выдумкой и добрым юмором волшебное театральное зрелище, в котором музыка сплетается с живописью, а меткий лаконичный диалог с гротескной выразительностью персонажей.

История Пиноккио полна самых невероятных приключений. В самом деле, не каждому приходит в голову искать своего отца в желудке Кита! Но ничто не может остановить отчаянного деревянного мальчишку. Даже такие мелкие неприятности, как путешествие в страну Радости, где его превратили в обыкновенного осла. И едва просохла бумажная курточка и колпачок из хлебного мякиша, весело застучали легкие башмачки по пыльным дорогам Италии. Куда спешит Пиноккио?

Он спешит навстречу своей мечте. Ведь больше всего на свете ему хочется стать обыкновенным настоящим мальчиком. И когда это случается, нам становится вдруг грустно и память возвращает назад, к началу этой никогда не стареющей истории.

1. УЛИЦА, ГДЕ РОДИЛСЯ «ПИНОККИО»

 Из спектакля «Пиноккио»




2. БЛЕСК МОРЯ





3. ШАРМАНЩИК




4. СТРАНА ДУРАКОВ



Маленький водяной

Знаете ли вы, кто такой Маленький водяной? Это маленький, маленький водяной, который живет в пруду. Там, где живет карп Купринус, русалки и всякие водяные обитатели. Но только Маленький водяной — очень добрый и нежный водяной. Он совсем не страшный и хочет всем сделать добро. Но ведь в пруду живут и злые обитатели, и поэтому с Маленьким водяным случаются самые разные приключения. И еще. Маленький водяной очень любит выбираться на берег пруда и играть с ребятишками. Они его полюбили за доброту, верность, за то, что он такой смешной и беззащитный... Вот и персонажи этой сказки поют ему колыбельную, в которой рассказывается про землю и воду, утро и ночь, ребят и зверей. Поэтому колыбельная такая нежная и чуть печальная — такая, каким и был наш Маленький водяной.



1. Улетело счастливое лето,
Растеряв по сугробам следы.
Меньше стало веселого света
На земле и под толщей воды.
Где играл ты с ребятами в салки
На обрызганном солнцем лугу,—
Собрались на прощанье русалки
И танцуют на первом снегу.
Припев: Спи, малыш водяной,
Тишина под луной,
Пруд недвижен, скован льдом,
Но в кроватке твоей
Среди синих теней
Мы во сне к тебе снова придем.
2. Мы придем к тебе, солнце и ветер,
Пруд в осоке и мельничный шум,
Чтоб во сне вспоминал ты о лете
В веренице нахлынувших дум.
Как с мальчишками ел ты картошку,
Как огня испугался слегка,
Как ты рос и умнел понемножку,
Обманув чудака-рыбака.
Припев.
3. Мир прекрасен! Ты видел глазами,
Ты руками его ощущал,
Но сто крат он прекрасней с друзьями —
С ними ты никогда не скучал.
Снова игры, друзья и учеба
Возвратятся к тебе наяву.
Отоспится и солнышко, чтобы
С неба прыгнуть весною в траву.

1. КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Из спектакля «Маленький водяной»

Слова Ю. КОРИНЦА






1. Улетело счастливое лето,
Растеряв по сугробам следы.
Меньше стало веселого света
На земле и под толщей воды.
Где играл ты с ребятами в салки
На обрызганном солнцем лугу,—
Собрались на прощанье русалки
И танцуют на первом снегу.
Припев: Спи, малыш водяной,
Тишина под луной,
Пруд недвижен, скован льдом,
Но в кроватке твоей
Среди синих теней
Мы во сне к тебе снова придем.
2. Мы придем к тебе, солнце и ветер,
Пруд в осоке и мельничный шум,
Чтоб во сне вспоминал ты о лете
В веренице нахлынувших дум.
Как с мальчишками ел ты картошку,
Как огня испугался слегка,
Как ты рос и умнел понемножку,
Обманув чудака-рыбака.
Припев.
3. Мир прекрасен! Ты видел глазами,
Ты руками его ощущал,
Но сто крат он прекрасней с друзьями —
С ними ты никогда не скучал.
Снова игры, друзья и учеба
Возвратятся к тебе наяву.
Отоспится и солнышко, чтобы
С неба прыгнуть весною в траву.


2. ПОГОНЯ




Добрый Год


Под каждый Новый год театр кукол играет для ребятишек это представление. В этой сказке персонажи знакомые: и Лиса, и Охотник, и Старый Год, и Новый Год. Но приключения с ними происходят совсем-совсем особенные. И как в любой сказке, побеждает Доброта. И все куклы верят в это, как и мы с вами...



БОЛЬШОЙ ВАЛЬС

Из спектакля «Добрый Год»






ПРОЩАНИЕ СО СКАЗКОЙ



Сергей Петрович Баневич

Медвезайцы, Пиноккио и другие

Песни и пьесы для детей для голоса и фортепиано


Редактор Э. И. Финкельштейн.

Художник Е. Н. Маршакова.

Худож. редактор И. Н. Кошаровский.

Технич. редактор Т. И. Кий.

Корректор Л. И. Колпакова, А. Ю. Радвилович.

Нотографик В. И. Ешугова.


Н/К. Подписано к печати 12.05.87. Формат 60X90/8. Бум. офс. № 1. Гарнит. Т. Таймс. Офс. печать. Печ. л. 5. Усл. п. л. 5. Уч.-изд. л. 6,6. Усл.кр.-отт. 289,8. Тираж 13 800 экз. Заказ № 2225. Цена 95 коп. Ленинградское отделение Всесоюзного издательства «Советский композитор». 190000, Ленинград, ул. Герцена, 45. Ленинградская фабрика офсетной печати № 1 Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 197101, Ленинград, ул. Мира, 3.

© Издательство «Советский композитор», 1987 г.



Оглавление

  • Вступительная статья
  • Медвезайцы
  • 1. УВЕРТЮРА
  • 2. ФИНАЛЬНАЯ ПЕСЕНКА
  • Пиноккио
  • 1. УЛИЦА, ГДЕ РОДИЛСЯ «ПИНОККИО»
  • 2. БЛЕСК МОРЯ
  • 3. ШАРМАНЩИК
  • 4. СТРАНА ДУРАКОВ
  • Маленький водяной
  • 1. КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
  • 2. ПОГОНЯ
  • Добрый Год
  • БОЛЬШОЙ ВАЛЬС
  • ПРОЩАНИЕ СО СКАЗКОЙ