Общая семантика. Семинар, 1937 [Альфред Коржибски] (epub) читать постранично, страница - 3

Книга в формате epub! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

работы. Я хочу иметь дело с тем, с чем могу работать.

‘Умственно’ больной человек не может вести себя морально. ‘Умственно’ больной человек приходит к врачу и первым делом раскрывает ему факты своей жизни, некоторые из которых могут помочь раскрыть факторы его заболевания. Независимо от того, что пациент говорит врачу, подробности не впишутся ни в какое старомодное определение моральных устоев. Врач не станет ‘ругать’ пациента. Он не скажет: «Веди себя хорошо», «Веди себя морально» и т. д. Врач похлопает его по плечу и скажет: «Ничего страшного»; психиатры не читают людям проповедей. Они ищут обусловливающие факторы в лечении, а не просто копаются в не менее нежелательных симптомах. Врач занимается тем, что ищет обусловливающие факторы, за счёт чего избавляется от симптомов. В ОС мы делаем это же. Не фокусируйтесь на симптомах, даже на серьёзных, а следуйте за обусловливающими факторами. Я хочу, чтобы вы это уяснили. Социально или индивидуально мы не хотим некоторых симптомов, потому что они представляют опасность или наносят вред.

С этим мы подходим к проблеме; я пользуюсь термином «моральный», чтобы вы понимали потребность в ‘моральных устоях’ какого-то толка, пользуясь старым языком. Я подчёркиваю, что здоровый индивидуум, адаптировавшийся индивидуум, ведёт себя ‘морально’! Без каких-либо проповедей некоторые из моих студентов не поступают определённым образом, потому что такие поступки не способствуют адаптации. Проблема заключается в том, можем ли мы своими изысканиями и исследованиями помочь миру вести себя ‘морально’ работоспособным образом, общим образом. Большинство из вас уже знают по работе со мной, как мы приходим к ясности, – даже работая с темпераментами – как удаётся повысить степень адаптации в человеческих взаимоотношениях, включая наши отношения к самим себе, сделать жизнь счастливее и выработать понимание механизмов так называемых ‘моральных устоев’, только работоспособным образом.

Мир не может продолжать жить без некоторых ‘моральных устоев’, и в связи с этим нас интересует вопрос о выборе имеющихся теорий ‘морали’. Имеем ли мы дело с не-работоспособными теориями, требующими громоздкого метафизического аппарата, чтобы их реализовать, или же мы располагаем простой системой общего здравомыслия, из которой адаптация, здравомыслие и ‘мораль’ следуют?

Вы когда-нибудь видели, как человек ‘болеет’? Всегда ли он ведёт себя ‘по-доброму’? Отличается ли он, больной Смит1, от него, здорового Смита1? Такую позицию мы занимаем относительно ‘моральных устоев’. Здоровые, приспособленные люди ведут себя ‘морально’. Больные люди ведут себя ‘аморально’, или ‘не-морально’, учитывая не-всеобъемлемость. Проблемы ‘морали’ сегодня в этом мире приобрели небывалую важность, потому что мы избавились от старого не-работоспособного, и у нас ничего не осталось. Мы ничем не регулируем своё поведение. Нам не хватает стандартов оценки, по которым мы могли бы ориентироваться. Вы видите необходимость новой теории оценки. Она служит неотъемлемой составляющей поддержания здравомыслия в обществе. Запомните, что первую попытку, и далеко не последнюю, сформулировать современную научную оценку мы предприняли в ОС. Эта работа не остановится на прежнем уровне; мы капнули поверхность и, по меньшей мере, научились отличать старый метод от нового. Создав второй метод, мы теперь можем сравнивать, и в этом состоит основа оценки. Конечная ценность ОС не имеет значения, потому что, по меньшей мере, мы располагаем чем-то для сравнения, оценки и осознания возможности существования чего-то нового, что может оказаться более работоспособным, чем старое, с которым мы потерпели неудачи. Теперь вы, наконец, усвоили, что мы пытаемся сделать во всех науках: сформулировать набор базовых предположений, которые называем ‘постулатами’.

Я говорил вам, что, если вы чувствуете себя здесь уверенно и спокойно, вы в своей уверенности и спокойствии в значительной мере полагаетесь на слепую веру в архитектора, который построил это здание, в людей, работающих в этой школе, в то, что крыша на вас не упадёт, что пол не провалится и т. д. Вам может показаться странным, что ваша уверенность и спокойствие зависят от слепой веры, но в этом заключается факт: предположения имеют место всюду и сопровождают нас по жизни. Я хочу подчеркнуть, что в основании всего, что мы делаем, всякого взгляда и подхода, лежат предположения, большинство из которых мы не осознаём. Не верьте простаку, который говорит вам, что мы можем жить без предположений. Ваше присутствие и уверенность в этом месте зависят от множества предположений. Отнеситесь к этому со всей серьёзностью, потому что это до сих пор остаётся почти неизвестным. Вы бы съедали очень мало пищи за обедом, если бы приходилось каждый раз проводить её химический анализ. Мы так не можем. Нам приходится есть без анализа, и его нам заменяют слепая вера или предположения. Из неё следуют