Культура Возрождения и власть (pdf) читать постранично, страница - 2

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Макиа­
велли, Гвиччардини, Кампанеллы, Мантеньи, но и впервые в российской историо­
графии анализируются политические работы видных гуманистов - Антонио Беккаделли (Италия) и Иоганна Авентина (Германия), деятельность на государственной
службе венгерского гуманиста Миклоша Олаха, такое своеобразное явление, как
специальное строительство дворцов для приема английской королевы Елизаветы.
По-новому ставятся давно, казалось бы, изученные проблемы; такова, например,
нетрадиционная интерпретация вопроса о взаимодействии науки и общества в “Го­
роде Солнца” Кампанеллы.
Особое внимание в ряде статей сборника уделено не только отношению дея­
телей ренессансной культуры к власти, но и отношению властей к культуре. Это,
в частности, проблемы меценатства и недостаточно изученного в нашей науке
пропагандистского и репрезентативного использования ренессансной культуры.
В работах историков искусства анализируется своеобразие покровительства ис­
кусству и использования его в политических целях не только в монархиях, но и в
республиках.
Комплексный подход к изучению темы “Культура Возрождения и власть” по­
требовал обращения к источникам различного типа. Авторы статей анализируют
материалы политических трактатов и исторических сочинений гуманистов, публи­
цистику, религиозно-философские работы ренессансных мыслителей, произведе­
ния искусства разных видов - архитектуры, живописи, декоративно-прикладного и
медальерного искусства, гравюра.
Сборник иллюстрирован произведениями мастеров эпохи Возрождения - не
только прославленных, чьи имена хорошо известны, но и анонимных.

ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЯ
И ОЦЕНКА ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ
В ТВОРЧЕСТВЕ КОЛЮЧЧО САЛЮТАТИ
Н.Х. Мингалеева

К. Салютати (1331-1406), видный гуманист конца XIV в. и блистательный
канцлер Флоренции, в своем творчестве большое внимание уделял вопросам поли­
тической теории. Одна из центральных тем в структуре его политических взглядов,
что вполне традиционно как для средневековья, так и для гуманизма, - образ иде­
ального правителя. Рассуждения гуманиста об идеальном правителе и конкретных
- современных и древних - правителях так или иначе связаны с оценкой форм пра­
вления. В историографии оценка гуманистом форм правления часто рассматрива­
ется как основа или по крайней мере как один из определяющих компонентов не
только его представлений о правителе, но и его общеполитических взглядов. До
сих пор вопрос о республиканизме или монархизме Салютати остается главным ра­
курсом исследований, посвященных данной теме. В рамках указанного подхода су­
ществуют различные, вплоть до противоположных, точки зрения. Кратко сумми­
руя их, следует выделить три основных направления трактовки взглядов Салютати
на правителя и формы правления. Первое, представленное А. фон Мартином,
М. Яннидзотто, Р. Уиттом, характеризует гуманиста как политического консерва­
тора, превыше вопроса о превосходстве форм правления ставящего необходимость
сохранения данного - монархического ли, республиканского ли - строя1. Второе
направление - Э. Гарэн, Г. Барон, Д. де Роза, Н.В. Ревякина, И.Ф. Ракитская - ви­
дит в Салютати прежде всего основоположника гуманистического республиканиз­
ма2. Третье направление - это П. Херде, М. Сайдельмайер, Д. Сейгель, Г. Лангкабель, которые противопоставляют якобы откровенно демагогические республи­
канские идеи в творчестве Салютати-канцлера, поставленном-де на службу олигар­
хическому правящему классу Флоренции, искренне монархическому идеалу гума­
ниста, отразившемуся в его частной переписке и трактатах3. Следует также под­
черкнуть, что представители всех трех указанных направлений (за исключением
А. фон Мартина и Э. Гарэна) говорят о неоднозначности и непоследовательности
позиции Салютати, видя причину главным образом в противоречии средневековых
монархистских идей гуманистическому республиканизму.
Ввиду сложности и запутанности вопроса мы считаем необходимым начать
свое исследование с не проводившегося до сих пор терминологического анализа по­
нятия “правитель” у Салютати. Прежде всего следует обратить внимание на суще­
ствование наиболее общего термина правителя - princeps, который гуманист отно­
сит и к императору, и к римскому папе, и к королю, и к правителю провинций, и к
правителю итальянских синьорий, и даже к республиканскому правительству
итальянских коммун4. Н екоторы е существенные аспекты понятия princeps выявля­
ются в его сочетании с частной терминологией правителя. Так, соответствующая
универсализму общеполитических взглядов Салютати идея абсолютного приорите­
та власти универсального правителя - императора и папы - отражается в употреб­
5

лении по отношению к ним, помимо общего (princeps)5 и специального (imperator,
papa), особых, исключительных терминов: “монарх” (monarcha) и “высший” или
“единственный” принцепс (maximus et