Культура Возрождения и власть (pdf) читать постранично, страница - 4

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

восприниматься как произ­
водное от единовластия. В различных произведениях (в том числе в программных
“О тиране” 1400 г. и “Инвективе против Антонио Доски” 1403 г.) появляется ф ор­
мула populus princeps26. Еще более примечательна новая терминология, обозначаю­
щая правителей республики. Так, в трактате “О благородстве законов и медицины”
(1399) в ряде абсолютно аналогичных по содержанию высказываний о правителе
как законодателе понятия populus, duces фактически замещаются общим понятием
princeps27. В переписке 1390-х годов флорентийское правительство изображается
даже как domini28.
Таким образом, в используемой гуманистом терминологии республиканского
правления и правительства отражается тенденция их осмысления вне формальноюридической специфики, с позиций единовластного правления. Неудивительно по­
этому, что в трактате “О тиране” Салютати говорит: “Если нет ничего божествен­
ней и лучше единого божественного управления миром, то человеческое правле­
ние тем лучше, чем больше оно похоже на божественное. Ведь и правление многих не что иное, как суждение пришедшего к единству множества. Если порядок не та­
ков, что один отдает распоряжения, а остальные подчиняются, то это не одно пра­
вление, а несколько...”29.
Итак, в анализе терминов, обозначающих у Салютати правителя, выявляется
четко выраженная тенденция рассматривать различные формы правления не с точ­
ки зрения их формально-юридической специфики, а в единстве, причем с позиций
монархического правления. Это неизбежно приводит к выдвижению гуманистом
проблемы идеального правителя в качестве первостепенной в теории государствен­
ного управления.
Данный вывод, основывающийся на терминологическом исследовании, нахо­
дит подтверждение и в непосредственных высказываниях гуманиста. Трактовка
власти правителя у Салютати оказывается в сущности единой для различных
форм правления. В изображении гуманиста не только правитель республики, как
полагает Д. де Роза, видя в этом одно из свидетельств формирования республика­

низма30, но и монарх является представителем всего общества и в этом смысле об­
ладает представительной властью. Такой смысл, например, имеет определение
законодателя как “представителя (vicem gerit) либо города-государства, либо ко­
ролевства, либо всего человеческого рода”31. Соответственно главную задачу
правителя гуманист видит в достижении и сохранении общего блага. Эта задача
едина и для правителей республики32, и для королей33, императоров34 и прицепсов
вообщ е35.
Трактовка общего блага как цели законов обусловливает приверженность гу­
маниста идеалу консервативного правления, сообразующегося с традицией. Так,
Салютати отстаивает средневековый принцип “дешевой”, фиксированной обычаем
казны, оценивая широко проявляющуюся в современном ему обществе тенденцию
обогащения фиска как тиранический “грабеж народа”36. Налоговая политика, по
убеждению гуманиста, должна строго следовать традиции. Как и в других случаях,
это требование Салютати адресует правителям всех форм и уровней государствен­
ности: и королю 37, и республиканскому лидеру38, и верховным правителям - импе­
ратору39 и папе40. Введение новых налогов и увеличение старых допустимо лишь
как чрезвычайная и временная мера41. Консерватизм общеполитической позиции
гуманиста выявляется и в его рассуждениях о карательной функции правителя.
Правитель, и единовластный, и республиканский, должен предотвращать и подав­
лять гражданские войны, политические мятежы, любые социальные раздоры42.
Однако главная функция правителя - законодательная. Только правитель
(будь то король, вождь, народ или принцепс вообще) обладает законодательной
властью43, которая, таким образом, рассматривается как специфическая для него.
Правда, Салютати принимает существовавшее в схоластической науке XIV в. раз­
деление “королевского” и “политического” правления с точки зрения различного
отношения правителя к закону44. В частности, под влиянием идей выдающегося
юриста-схоласта Бартоло да Сассоферрато гуманист пишет в трактате “О тиране”:
“Либо государь правит согласно своему разумению и воле вне закона и предписа­
ний какого-либо закона или человека во имя блага подданных - и это правление
королевское, либо его власть ограничена законами, которые нельзя преступать,
каковое правление называется политическим...”45.
Однако анализ широкого ряда высказываний Салютати о законодательной
власти королей и республиканских правительств показывает, что принятое в трак­
тате “О тиране” формально-юридическое разделение “королевского” и “политиче­
ского” правления на деле не играло существенной роли в политической концеп­
ции гуманиста. Самое главное - оно не приводило, как это было в некоторых схо­
ластических учениях46, к выдвижению вопроса о наилучшей форме правления в ка­
честве одного из основополагающих. Начнем с