Отрезвленiе 1914 №02. Челышов М,Д. В пьянстве - погибель России [Журнал «Отрезвленiе»] (pdf) читать онлайн

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

ЪГ

і

ЕЖЕНЕДѢЛЬНЫЙ НПРОДНЫЙ ЖУРНЯЛЪ

W

ІО
ІО
ІО

VI/
SM

ІО
ІО
W
W


ІО
ІО

SM

ѴІ>



ІО
ІО

1914 г.

ІО

ІО

ф
ѵ»>



В ы п у с къ 2.


V
О)




ІО

М.Д. Чеяышовъ. ІО
ІО
W
Ф
Ф

Въ пьянствѣ—
гибель Россіи.

і»

ІО
іо
ІО
ІО

но

ІО
ІО
ІО
V

ІО

VI/
И/

W
«>
м>

ІО

ѴІ/

Ф

ІО
W
«L

S0

І»
W

а/


w
«>
ѴІ>
ѴІ>
W

W
ѴІ/
VI/



W




VI/




w


м/

ІО



W
W


ѴІ>
М
VI/
ѴІ>
VI/
ею
W
W
VI/

so

Редіисція ж у р н ал а „ О Т Р Е З В Л Е Н І Е *1

С. -П е те р б у р гъ , Надеждмисная, ІО.

(рукоплесканія ).
Затѣмъ еще кромѣ тифа и холеры, за грѣхи
наши, у насъ 3 ій годъ на востокѣ не переводится
чума. И вотъ тамъ, гдѣ есть чума, медицинскія
предписанія, санитарія и проч. категорически тре­
буютъ отъ всего населенія, чтобы населеніе жило
въ хорошихъ жилищахъ, чаще мѣняло бѣлье, имѣло
хорошія постели и превосходно питалось. Мнѣ при­
ходится бывать въ Ураіьской области и, читая
эти бумажки, я невольно въ душѣ смѣялся: что мо­
гутъ сдѣлать эти бумажки, когда тамъ кабакъ всю
заработную плату рабочаго отнимаетъ, отбираетъ
всѣ результаты его урожая?! Что могутъ сдѣлать
эти бумажки, когда въ борьбѣ съ этой эпидеміей
безсильна наша медицина?! Все это не принесетъ
пользы, если не будутъ осуществлены Высочайше
утвержденныя правила: „тамъ, гдѣ есть чума—

пріостановитъ продаж у спиртныхъ напитковъ*!
Эпидеміи чумы и холеры бываютъ рѣдки, но у
насъ есть бичъ нашей жизни и бичъ въ особенно-

— 13 —
сти рабочаго класса- это чахотка. У насъ умира­
етъ отъ чахотки въ годъ 750 тыс. человѣкъ. Это
тѣ , которые попали въ регистрацію и зарегистри­
рованы врачами. А въ деревняхъ сколько мретъ не
записанныхъ? Этихъ— Богъ знаетъ сколько! Наука
безповоротно установила, что изъ 75 на сто развитіе
чахотки есть результатъ потребленія спиртныхъ
напитковъ: водки и пина. Это въ среднемъ, а въ
рабочей средѣ отношеніе это доходитъ до 93 на
сто!
Когда я прочиталъ въ газетахъ, что общество
желаетъ бороться съ чумой и собираетъ путемъ
публичныхъ сборовъ средства на постройку сана­
торіи— зная эти факты, эти доказательства, эти
цифры,— мнѣ невольно въ душѣ сдѣлалось грустно.
Если вы желаете сдѣлать народъ здоровымъ, обе­
речь его отъ заболѣванія этою ужасною болѣзнью.

закройте кабаки и чахотки не Ьудетъ\
О тъ обезсиленія и отъ недостачи матеріальныхъ
средствъ--народъ представляетъ большую возмож­
ность всякимъ болѣзнямъ его осиливать. Какое ни­
будь пустое заболѣваніе у человѣка упитаннаго,
здороваго, живущаго въ человѣческихъ условіяхъ,
быстро проходитъ, оно не опасно. А для народа
голоднаго, живущаго на улицѣ, плохо обезпечен­
наго завтрашнимъ днемъ — всякое з а в о е в а н іе яв­
ляется критическимъ. Мы видимъ, что въ устроен­
ныхъ государствахъ, гдѣ кабакъ не имѣетъ такого
вліянія, смертность колеблется отъ 14 — 15 на сто,
а въ Россіи въ среднемъ— 32 на сто. Откуда зги
цифры берутся?
Чтобы не быть голословнымъ, я опять возьмусь
за цифры. Я вамъ уже имѣлъ честь заявить, что

— 14 —
чахоткой умираютъ 750 тыс. въ годъ. но есть еще
и другія цифры. По заявленію одного извѣстнаго
профессора въ Россіи ежегодно опивается болѣе
200 тыс. человѣкъ. Передо мною лежитъ справочка:
въ одномъ изъ становъ полицейскихъ въ 1911 г.
изъ ста мертвыхъ тѣлъ, которыхъ находятъ на
улицѣ, валяющихся какъ скотина, произведеннымъ
вскрытіемъ было установлено, что 53 человѣка
изъ нихъ умерли отъ опоя.
Я хочу остановиться на этомъ фактѣ. Если бы
я опился, семья моя на ул^іцу бы меня не выбро­
сила, если бы сынъ мой опился,— тоже его не вы­
бросили бы. А сколько такихъ опившихся уми­
раетъ дома? Вотъ эти 53 помножьте на 57 становъ
въ губерніи и на число губерній (т. е. на 80) и у
васъ получится 226775 чел. въ Россіи, опившихся
водкой и умершихъ, какъ скотина. Это тѣ , кото­
рые попали въ запись. А, спрашивается, сколько
тѣ хъ , которые, говорю я, умираютъ дома?
Недавно, господа, была масляница и вотъ въ
Обуховскую больницу было доставлено за одинъ
день въ Питерѣ 30 человѣкъ, допившихся до б ѣ ­
лой горячки, до сумашествія. Еще были опившіеся
но некуда было принять: всѣ больницы были запол­
нены ранеными, исколотыми, изрѣзанными, изувѣ­
ченными! Въ ночлежныхъ домахъ, при полиціи—
не хватало м ѣ с а куда ихъ дѣвать. Прибавьте сюда
еще тѣ хъ , которые, провалявшись въ пьяномъ видѣ
въ канавѣ, подъ заборомъ и т. д. на утро полу­
чили воспаленіе леікихъ, порокъ сердца, ревма­
тизмъ и черезъ это стали калѣками или перемерли.
Какая тогда получится цифра?!...
Я вернусь къ тому, съ чего началъ: записано



15



умершими отъ чахотки 750 тыс. челов.— увеличьте
эту цифру, которую наука установила безповоротно
на 75 на е г о ,- у васъ получится громадная цифра,
умершихъ отъ чахотки пи причинѣ кабака. Прибавьте
т ѣ х ъ 266 тыс. которые опились, и тогда въ общемъ
у васъ получится болѣе 1 милл. Съ этой цифрой
еще можно было бы мириться если бы эти люди
умирали кряду. Напр., въ нашей Самарской губ.
болѣе трехъ съ половиною милліоновъ жителей.
Допустимъ полъ милліона умерли бы: тутъ были
бы и старики и младенцы Но вѣдь отъ чахотки
умираетъ самое рабочее населеніе: отъ 2 0 - 4 0
лѣтъ! Умираетъ рабочая сила! Что стоитъ потеря
этой силы государству? Что стоитъ населенію кор­
мить эти>ъ сиротъ, оставшихся послѣ погибшихъ
черезъ кабакъ отцовъ и мужей!?
>1 хочу сопоставить эту величину, только что
мною вамъ сейчасъ доложенную, съ чѣмъ нибудь
другимъ, чтобы она была вамъ еще яснѣе, еще за­
мѣтнѣе. Въ турецкую кампанію, которая была по­
чти 40 лѣтъ тому назадъ, мы потеряли около
200 тыс. чел. умершихъ и погибшихъ отъ ранъ.
Въ японскую кампанію, черезъ 30 лѣтъ,— поменьше.
Но я васъ покорнѣйше прошу: обойдите всю нашу
центральную Русь, побывайте въ девяти деревняхъ
и спросите: былъ ли тамъ кто нибудь убитъ въ
японскую войну? Я увѣренъ, что отвѣтятъ: нѣтъ.
Въ десятой можетъ быть найдете! А спросите въ
любомъ домѣ', что за эти десять лѣтъ погибъ
здѣсь кто нибудь отъ водки? Обязательно най­
дете!
Если мы, видя все это. зная все это, въ этомъ
ужасѣ живемъ, то это похоже на то, когда намъ

-16 —
говорятъ, что есть гдѣ то въ далекой странѣ рѣка
Гангъ и на берегахъ этой рѣки Гангъ чума не пе
реводится. Невольно возникаетъ вопросъ, какъ же
могутъ тамъ жить люди?
— Да по привычкѣ—отвѣтятъ вамъ.
Такъ и Русскій народъ, находящійся подъ к а ­
кимъ то навожденіемъ зеленаго змія, не обра­
щаетъ на это вниманія и слѣпо идетъ къ своей
погибели.
Смертность дѣтей.
Я имѣлъ честь доложить цифры ежегодной
смертности, причиной которой является кабакъ.
Т утъ можно все таки найти оправданіе: умираютъ
люди взрослые, которые вольны собой распоря­
жаться, вольны обсудить свое положеніе, удер­
жаться...
Но у насъ есть еще ужасная дѣтская смерт­
ность: до одного года умираетъ до одного мил­
ліона двухсотъ тысячъ дѣтей въ годъ, а до 5 лѣтъ—
4 милліона. Всего умираетъ отъ дня рожденія до
пятилѣтняго возраста— 5 милліоновъ двѣсти тысячъ.
Это вѣдь цѣлое Болгарское царство!
Чтобы понять весь ужасъ этого явленія, надо
знать, какая же смертность дѣтей въ другихъ стра­
нахъ, гдѣ съ пьянствомъ борются, напр. въ Нор­
вегіи, въ Даніи? Тамъ смертность— 9 на сто, а у
насъ въ нѣкоторыхъ губерніяхъ— 75 на сто!...
Когда все это видишь, понимаешь,— становится
страшно за жизнь!
Въ то время, когда черезъ кабакъ у насъ гиб­
нетъ въ самомъ цвѣтущемъ возрастѣ народъ, отъ

- 17 —25 до 45 лѣтъ, дѣтская смертность у насъ такъ
велика, что въ цѣломъ свѣтѣ подобной нѣтъ. И
никто у насъ объ этомъ не зіботи гся? Да и чего
заботиться? Народу много, онъ ничего не стоитъ!..
А вотъ уже вступилъ, или скоро вступитъ въ силу
законъ, по которому на Волгѣ запрещено плавать
деревяннымъ судамъ, которые перевозятъ нефть и
керосинъ; надо, чтобы суда были желѣзныя, чтобы
не было утечки, такъ какъ иначе рыба дохнетъ!
А вотъ въ Сибири вводится законъ, чтобы собо­
лей не стрѣляли, а то иначе переведутся... {рука
плесканія ).
Ростъ преступности.
Отъ потери нравственныхъ силъ народныхъ,
отъ потери совѣсти черезъ кабакъ, отъ физиче­
скаго его обезсиленія, народъ теряетъ возможность
правильно и производительно трудиться. А нужда
часто заставляетъ итти на преступленіе. И вотъ
отъ отравы алкоголемъ растетъ у насъ преступ
ность.
Я, конечно, возьмусь сейчасъ за цифры. Въ
1902 году, когда было выпито 62 милл. ведеръ
водки—въ тюрьмахъ сидѣло 8U тыс. человѣкъ, а
когда въ 19и9 году было выпито 90 милліоновъ,
т. е. на половину больше, чѣмъ въ 1902 году,
тогда уже въ теченіи года сидѣло въ тюрьмахъ не
89 тыс. человѣкъ, а 181 тысяча, т. е. въ два раза
слишкомъ больше. Уголовныхь дѣлъ. разсматривае­
мыхъ нашими сѵдами. въ то время когда бы;ю вы­
пито 62 милліона— было 287 тысячъ, а когда стали
пить 90 милл. ведеръ, то количество дѣлъ уже



18



было 421 тысяча, т е. почти въ два раза больше.
Результаты этого всѣмъ вамъ и звѣстнь!
Сощурьте глаза и поглядите въ окружающую
васъ обстановку. Что вы увидите? - Полиція, уве­
личенная въ количествѣ, выбилась изъ силъ, под­
держивая порядокъ въ странѣ, судъ заваленъ дѣ­
лами, тюрьмы переполнены, Сибирь заселена. От­
чего это? Господа, намъ статистика гов ригъ, что
въ 75 случаяхъ на сто причина всѣхъ преступле­
ній— кабакъ.
Я считаю необходимымъ на этомъ вопросѣ здѣсь
остановится подробное.
Дѣйствіе проклятой отравы водкой заглушаетъ
въ населеніи даже чувство страха передъ смертью.
Голодные годы.
За наши грѣхи Господь намъ постоянно посы­
лаетъ такъ называемые голодные годы. Что же
мы видимъ въ эти голодные годы? Во время послѣд­
ней голодовки этимъ Божіимъ наказаніемъ были
поражены 46 губерній. Губерніи эти голодали три
года, но голодали пестро: сегодня одна, завтра дру­
гая Восемь же губерній, въ томъ числѣ и Самар­
ская, голодали три года сряду. Этимъ губерніямъ
было выдано 248 милліоновъ рублей казеннаго по­
собія. А эти же 8 губерній, голодавшія сряду, за­
платили за водку и за пиво 320 милліоновъ рублей*
т. е. приблизительно на 80 милл. больше, чѣмъ въ
сорока шести губерніямъ дала казна на прокормле­
ніе. И не смотря на то, что съ голоду народъ пухъ,
дохъ,— кабакъ дѣлалъ свое дѣло!...

— 19 —

Пьютъ женщины и даже дѣти.
Господа, ужасъ этого вопроса еще и въ томъ,
что это проклятое зелье имѣетъ поклонниковъ не
только среди однихъ мужчинъ, какъ это было
когда-то, пьютъ теперь его и женщины, а къ нашему
стыду и несчастью даже и дѣти: У меня имѣется
матеріалъ, который безповоротно устанавливаетъ,
что въ цѣломъ уѣздѣ, даже въ цѣлой губерніи въ
начальныхъ школахъ, среди дѣтей отъ семи до
одиннадцати лѣтъ, посѣщающихъ училище, мальчи­
ковъ, знакомыхъ со спиртными напитками 49 на
сто, а дѣвочекъ около 1.
Это— „знакомыхъ44, но не пьющихъ до пьяна.
Напивалось же до пьяна 60 мальчиковъ и около
40 дѣвочекъ на сто.
Подумайте, господа, объ этомъ: что можно ждать
отъ этихъ дѣтей, которыя съ малолѣтства, съ мла­
денческихъ лѣтъ отравлены этимъ ядомъ?
Свойства яда.
Я хочу остановиться на этомъ ядѣ. Это ядъ,—
какъ безповоротно установила наука,— одинъ изъ
злѣйшихъ и опаснѣйшихъ для всякаго живого
существа; бъ этомъ ядѣ умираетъ всякая жи
вая клѣтка, этотъ ядъ крайне губителенъ, ибо онъ
передается и потомству!
Только два яда передаются потомству: сифилисъ
и воді а— алкоголь! Если родители пьютъ только
три рюмки водки ежедневно наука установила:
ихъ потомство въ третьемъ колѣнѣ прекратится.

- 20 Безвредныхъ пріемовъ алкоголя - нѣтъ. Кто бы
сколько Сы не пилъ,— за это разсчитается! Разсчи­
тается слезами, горемъ, болѣзнями и потерей по­
томства.
. При наличіи всего этого, я не могу не вернуться
къ сказанному и не подчеркнуть еще разъ, что
пьянство растетъ, увеличивается со страшной быстро­
той. Все что было въ русскомъ народѣ святого,
великаго — этой проклятой отравой вытравляется,
разъѣдается...
За послѣдніе 12 лѣтъ, со дня введенія моно­
поліи, потребленіе увеличилось въ 2— 3 раза на
душу. Зги цифры идутъ на живую душу: на жен­
щинъ, мужчинъ, стариковъ, младенцевъ. Въ t o d o дахъ пьютъ по 20 руб. на душу, т. е. по два съ
половиною ведра. Взвѣсьте нашъ будничный оби­
ходъ: какая это будетъ порція? Какъ можетъ чело­
вѣкъ, тратя такія деньги на водку, оставаться силь­
нымъ и здоровымъ? Крестьяне пьютъ немножко
меньше. Но и тутъ цифры все растутъ и растутъ...
Въ Оренбургской іуб. за 1895 г. выпивалось на
душу (крестьянами) на 1 р. 90 к., въ 1906 г. пили
на душу на 4 р. 67 к.
Въ Самарской губ. выпивали въ 18°5 г. на
2 р. 19 к. на душу, въ 1906 г. на 3 р. 91 к. на
душу и т. д.
Изъ этихъ цифръ вы ясно видите, что потребле­
ніе вина населеніемъ, какъ въ городахъ, такъ и
въ At ревнѣ растетъ съ каждымъ годомъ.
Но этимъ вопросъ не ограничивается, онъ имѣетъ
еще и другую сторону.

Какъ пьютъ крестьяне?
Передо мной лежитъ справка, которая говоритъ,
что въ то время, когда къ веснѣ крестьянинъ не
имѣетъ средствъ, урожай его проданъ, деньги истра­
чены на жизнь семьи, на разные налоги и проч.—
онъ выпиваетъ у насъ, напр., въ Самарской губер­
ніи, только 60 тыс. ведеръ. А въ октябрѣ, когда
онъ собираетъ свой хлѣбъ и везетъ его на базаръ
продавать, т. е когда у него есть деньги, онъ выпи­
ваетъ уже не 60 тысячъ ведеръ, а 160 тыс.! Вотъ
вамъ результаты: всѣ его мозолистые, тяжелые,
труды уходятъ въ казенку. Такимъ образомъ мы
видимъ, что крестьяне разорены кабакомъ. Но мы
имѣемъ и другія явленія
Разореніе помѣщиковъ.
Хотѣлъ бы я васъ спросить— навѣрно многіе
изъ васъ, въ особенности кто долго живетъ, знаетъ,
что когда то въ Россіи были богатые помѣщики.
У нихъ было во время освобожденія крестьянъ болѣе
ста милліоновъ десятинъ земли, а теперь осталось
только тридцать милл., да и та вся заложена. У насъ
говорятъ: вотъ крестьяне выйдутъ на отруба и за­
живутъ сами хозяевами, наступитъ рай земной.
Они будутъ разрабатывать свою землю такъ, какъ
надо, приложатъ все свое стараніе и трудъ. Я васъ
спрошу: гдѣ же отруба этихъ помѣщиковъ? Гдѣ
они?— Да тамъ же, тоже въ казенкѣ,— только въ
другой— въ шампанскомъ можетъ быть! (рукопле­

сканіи).

— 22 —
Это ясно говоритъ, что кабакъ вноситъ сверху
до низу, какъ въ крестьянскую жизнь, такъ и въ
жизнь помѣщиковъ то же разореніе и опустѣніе...

Размѣры пьянства.
За послѣдніе годы пропивается водки въ 72 губер-'
ніяхъ безъ 6 областей, гдѣ казанка не введена, на
1 милліардъ руб., но вѣдь кромѣ водки пропитается
пива на 200 милл. руб., кромѣ того мы выпиваемъ
нашего самодѣльнаго вина и вообще виноградныхъ
и прочихъ винъ приблизительно на 700 м. Другими
словами мы пропиваемъ 2 миллі рда руб.
Это по цѣнѣ казенной, по цѣнѣ пивныхъ скла­
довъ и оптовыхъ торговцевъ виномъ, а прикиньте
къ этому еще разницу въ цѣнѣ при продажѣ у
шинкареи, въ ресторанахъ и проч.— сумма выйдетъ
чуть ли не въ два раза больше.
Я хочу указать еще на одно явленіе: народъ
пьетъ больше водку, потому что двѣ трети изъ
этого милліарда тратятъ крестьяне, днѣ трети вина
выпиваетъ деревня, а одну треть выпиваетъ городъ.
Кто пьетъ вь городѣ? Богачи? Они мало пьютъ.
Если бы пили много, то богаты не были бы! Пьетъ
тотъ же рабочій, тотъ же крестьянинъ, пріѣхавшій
продавать хлѣбъ, пеньку, корову, или пріѣхавшій за
покупк ми. Значить цѣлый милліардъ плотятъ мозо­
листыя рабочія руки, и за этотъ милліардъ они по­
купаютъ себь 5 милліардовъ полубутылокъ. Вы
знаете что съ одной полубутылки рабочій уже
пьянъ... Значитъ 5 милліардовъ въ Россіи пьяныхъ
не рабочихъ дней. Откиньте 2 милліарда на праз-

— 23 дники, 3 милліарда будетъ на понедѣльникъ и на
вторникъ, а что стоитъ эта потеря рабочихъ дней!?
Мы знаемъ: если хозяинъ пьянъ— лошадь сто­
итъ въ хлѣву. Если извозчикъ пьянъ— лошадь т а к ­
же не работаетъ. Мы знаемъ, если фабричный ра­
бочій не идетъ на работу въ понедѣльникъ,— жена
его также сидитъ дома: надо мужа беречь. А что
стоитъ такая рабочая сила? Положите по ру^лю
на рабочаго за день и это составитъ 5 милліар­
довъ... Все это относятъ въ этотъ проклятый кап­
канъ, оставляютъ тамъ и здоровье, и силу, и
жизнь!
Я все таки, чтобы было яснѣе, какъ громадно
зло отъ пьянства, хочу сличить эту сумму съ чѣмъ
нибудь. Наша страна живетъ земледѣліемъ. Если
подсчитать весь урожай хлѣбовъ въ Россіи, то ока­
жется. что въ среднемъ весь урожай колеблется
около 4 милліардовъ пудовъ; это— пшеница, рожь,
овесъ, ячмень и остальные хлѣба. По цѣнамъ на
мѣстахъ, у крестьянъ на пашнѣ хлѣбъ этотъ сто­
итъ не дороже 40 - 5 0 коп. пудъ. Значить весь
урожай, если мы его переведемъ на деньги, стоитъ
2 милліарда руб. Намъ говорятъ: какъ у насъурожай—значитъ, бюджетъ хорошъ! Весь урожай, всѣ
непосильные труды 10«> милліоннаго крестьянства,
стоятъ 2 милліарда, а въ кабакъ сносимъ 5 мил­
ліардовъ, т. е. 2 урожая пропиваемъ!
Вотъ вамъ разрѣшеніе земельнаго вопроса— по­
могите крестьянину выбиться изъ этихъ нече- овѣческихъ условій — закройте кабаки, перестаньте
спаивать народъ! (рукоплесканія).
Но есть и другой вопросъ Нашъ государствен­
ный балансъ поддерживается вывозомъ заграницу

-



нашихъ хлѣбовъ и разныхъ товаровъ. Мы выво­
зимъ каждый годъ хлѣба на сумму около 750 мил­
ліоновъ рѵб. Мы въ кабакъ сносимъ денегъ 2 мил­
ліарда а намъ говорятъ: наше благополучіе зави­
ситъ отъ вывоза заграницу, который весь-то сто ­
итъ 750 милл. р.
Если Богъ за наши грѣхи поразитъ насъ недо­
родомъ— кончено все заколебалось: фабрики за­
крываются, желѣзнымъ дорогамъ нечего дѣлать,
банки прекращаютъ учетъ,- и все это изъ-за каг
кихъ нибудь 100 м.! А тутъ 2 милліарда въ кабак ѣ
относится!
Но это все не такъ еще важно. Важнѣе другія
сопоставленія.
У насъ, говорятъ, есть масса безработныхъ,
масса рабочихъ рукъ, желающихъ работать, тру­
диться, но ча то приложить этотъ трудъ некуда.
А мы дожили до такого позора, что руды дома не
можемъ накопать, угля каменнаго также накопать
не можемъ. Умѣнья большого тутъ не нужно, ну­
жна только рабочая сила. лопатка, да заступъ. И
что же? Изъ за границы уголь привозимъ!..
Приведу маленькія цифры: въ то время, какъ у
насъ водкой и виномъ отъ народа отнимаютъ
этимъ проклятымъ напиткомъ, этимъ проклятымъ
пойломъ, къ которому, какъ магнитомъ притягиеается народъ, 2 милліарда рублей, въ тоже время
ваша каменноугольная промышленность оборачивантъ 150 мил. p., желѣзныя дороги со всѣми желѣ
одѣлательными заводами 225 милліоновъ, а хлоп­
чатобумажная промышленность около 500 милліо­
новъ руб. Какія это маленькія цифры, по сравне­
нію съ размѣрами кабацкаго промысла.

Но и это все еще не самое важное. Я укаж>
вамъ на другія цифры, можетъ быть болѣе понят­
ныя присутствующимъ здѣсь крестьянамъ.
В ь нашей Самарской губерніи, губерніи черно­
земной, гдѣ лучшая пшеница Россіи и не только
Россіи, но пожалую и всего міра, всей земли 1.6
милл. дес.; изъ нихъ 11 милл. принадлежитъ кре­
стьянамъ, а 5 милл. принадлежитъ не крестьянамъ,
а помѣщикамъ, купцамъ, казнѣ и частнымъ ли­
цамъ. Земля въ Самарской губ. въ среднемъ сто­
ила тому назадъ 5 — 8 лѣтъ 40 р. десятина. Зна­
читъ 5 милл. десят. не крестьянской земли, сто­
или 200 милл. руб. Меня заинтересовалъ вопросъ:
а сколько отняли кабаки денегъ у народа? Спра­
вляюсь, — оказывается: выпито въ годъ водки и
пива болѣе чѣмъ на 20 мил. руб. Значитъ въ 15
лѣтъ болѣе 300 милл. руб. заплатили. Въ 15 лѣтъ
капиталъ съ процентами удваивается, слѣдователь­
но и сумма удваивается; значитъ 600 милл. руб.
снесли въ казенку денегъ! 600 милл. руб. при на­
личіи того, что вся земля не крестьянская стоила
200 милл. руб. Въ теченіе 15 лѣтъ скупили бы
всю землю у помѣщиковъ и купцовъ и еще бы въ
сосѣдней губерніи прихватили!
А вотъ до чего они дожили: въ этой черно­
земной, благодатной губерніи чуть не каждый годъ
собираютъ на голодающихъ. Ходятъ по Самарской
губ. и просятъ: подайте, иначе будемъ съ голоду
дохнуть!
Больше того скажу: изъ нашей Самарской гу­
берніи недавно выселили Степановцевъ. Какъ же
великъ былъ ихъ долгъ? Они были должны 600 р.
съ чѣмъ-то. Кабаки у нихъ были?— Конечно, были!

— 26 —
Навожу справку въ «Рѵсскомъ С лові»: сколько же
они сторговали? Оказывается 60 тыс. руб. слиш­
комъ они пропивали!
Подумайте объ этомъ, господа! Пора проснуть­
ся, пора русскому обществу взглянуть на эту каррикатуру жизни другими глазами.
Это сравненіе рѣзкое, но вотъ вамъ еще болѣе
рѣзкое сравненіе. Всѣмъ намъ, а тѣмъ болѣе ста­
рикамъ, хс рошо извѣстно, какъ къ концу япон­
ской-войны наша армія была доведена до полной
готовности разбить японцевъ, а между тѣмъ за­
ключили миръ! Невольно спрашиваешь: почему? —
Да на продолженіе войны не было денегъ, сколько
надо, и изъ-за недостачи денегъ государство при­
няло миръ, я не скажу, чтобы почетный миръ!
Нѵженъ былъ 1 милліардъ въ годъ, чтобы выйти
побѣдителемъ изъ столкновенія съ азіатскимъ на­
родомъ и сохранить престижъ во всемъ мірѣ. Но
на это денегъ не было, а въ кабакъ народъ та­
щитъ 2 милліарда рублей! Одинъ годъ трезвости
народной— и денегъ хватило бы на два года войны
съ Японіей. Скажу больше: *сли бы нашъ рус­
скій народъ быль трезвъ, то никто бы не посмѣлъ
всякій бы побоялся на него напасть, такъ какъ
иначе былъ бы жестоко наказанъ.
Но цифры эти велики и ни у каждаго могутъ
свободно уложиться въ головѣ. Я перейду къ ма­
ленькимъ цифрамъ, къ подробностямъ.
Крестьянскій дворъ, пъ среднемъ состоитъ изъ
6 человѣкъ; въ среднемъ потребленіе водки и пива
на д у ш у = ;0 руб.. а если дворъ состоитъ изъ 6
человѣкъ, значитъ, онъ тратитъ 60 руб., а если
изъ семи, то 70 руб. На эти 70 руб. дадутъ имъ

— 27 —
350 полубутылокъ, а, вѣць, пьетъ только хозяинъ
дома, онъ женѣ-то дастъ вотъ что. .. (еле»*?,)....
А дѣтямъ и думать нечего. В о іъ и получается, что
если всѣ 365 дней въ году онъ и не совсѣмъ пьянъ
то съ хорошаго похмѣлья.
Вотъ вамъ наша отсталость въ обработкѣ зе­
мли, вотъ вамъ наша отсталость въ культурномъ
отношеніи отъ иностранцевъ и вотъ вамъ резуль­
т а т ъ — низкая заработная плата.
А вотъ вамъ еще цифры. Передо мною лежитъ
другая справка. Въ Пермской губ. въ одномъ у ѣ з ­
дѣ крестьяне не могутъ платить земскихъ сборовъ
въ размѣрѣ 61 коп.— надушу. Земство ихъ учитъ,
лечитъ, дороги строитъ, пожары тушитъ, санита­
рію наводитъ, агрономію вводитъ, а они платить
не могутъ! И въ то же время 40 руб. на душу въ
кабакъ относятъ!.. Эти цифры ясно говорятъ, что
то явленіе, къ которому мы привыкли, нетерпимо!
Нора взглянуть трезвыми глазами на народную
жизнь! Пора отнять причину народнаго разложенія
т. е. закрыть кабаки!
Дальше, я хочу остановиться на рабочей массѣ.
Какъ на нихъ отражаются расходы на кабаки?
Здѣсь, въ Петербургѣ, во время прошлой хо­
леры (въ 1892 г.) градоначальникомъ были закрыты
питейныя заведенія (которыя посѣщаются рабо­
чими) въ субботу раньше, чѣмъ слѣдуетъ, а въ
воскресенье, на праздники кабаки и совсѣмъ не
открывались.
Что-же произошло? —А вотъ что: Есть у меня
справка, которая гов ритъ, сколько рабочіе, при
шедшіе въ Петербургъ на заработки (какь-то: сле­
саря, столяры, маляры, каменщики, мостовщики и

-

28



чернорабочіе), сколько они отправляютъ домой
изъ полученныхъ ими денегъ. Справка говоритъ
слѣдующее (здѣсь взято 3 года: годъ до холеры
1892 года, до этого распоряженія, годъ во время
этого распоряженія и годъ— послѣ).- Какъ вы ду­
маете, насколько увеличилась посылка рабочими
денегъ? Въ 18 разъ больше стали посылать! Въ
18 разъ больше денегъ отправлено рабочими Зна­
читъ, если бы кабаки не торговали все время, то
народъ, пришедшій сюда на заработки, сохранилъ
бы свои деньги, и его трудъ достигъ бы того на­
значенія, который ему надлежитъ достигнуть. Но
кабакъ у него всѣ деньги отнимаетъ.
Но перейду дальше. У меня есть справка о
Ю зовкѣ - это крупный заводскій раіонъ. Тамъ еже­
мѣсячно выдаютъ рабочимъ жалованья 500.000 p.,
а казенка тамъ торгуетъ не мало, не много—
250.ОО0 р. Итого половина народныхъ сбереженій
отнимается кабакомъ. У меня также есть справка
о Черемхонскомъ каменно-угольномъ раіонѣ, справ­
ка говоритъ, что тамъ, гдѣ есть питейныя заведе­
нія, болѣе 13 рабочихъ дней въ мѣсяцъ пропа­
даютъ, а тамъ, гдѣ нѣтъ питейныхъ заведеній въ
округѣ отъ 15 до 20 верстъ, потерянные дни со­
кращаются до 3 — 4. Такія же справки имѣются
изъ крупнаго московскаго раіона.
Не могу не остановиться еще на одномъ ма­
ленькомъ указаніи Я здѣсь приводилъ примѣръ по
Пермской губерніи. Мнѣ говорятъ, что тамъ земли
мало. Насколько это вѣрно, я вамъ отвѣчу сло­
вами Куропагкина. Я очень сожалѣю, что у меня
подъ руками нѣтъ текста, который мной былъ при­
веденъ въ Государственной Думѣ. Но, если мнѣ па^

29
мять не измѣнила, я могу вамъ сказать слѣдую­
щее: въ своемъ трудѣ „Итоги войны" въ которомъ
Куропаткинъ, какъ на одну изъ причинъ нашихъ
неудачъ, указываетъ на ослабленіе народной мощи
физической вслѣдствіе отравленія алкоголемъ, онъ
приводитъ примѣры и говоритъ, что „наша Перм­
ская губернія по своимъ климатическимъ условіямъ
и природѣ очень схожа съ Финляндіей, только раз­
ница въ томъ, что въ Пермской губерніи въ 6 разъ
больше пахатной земли на человѣка, чѣмъ въ Фин­
ляндіи. Но въ Финляндіи имѣются, кажется, 3 выс*
шихъ учебныхъ заведенія и 37 среднихъ, а въ
Пермской губерніи I гимназія, и 1 семинарія*.
Дальше онъ говоритъ: „какую силу таитъ въ себѣ
русскій народъ, если бы онъ избавился отъ расхода
по винной монополіи въ слишкомъ 20.000.000 p.!
(голоса: „браво!* Рукоплесканія /Л

Разорительность пьянства.
Но продолжаю дальше. Вы, люди въ большин­
ствѣ рабочіе, изъ деревни, вы знаете всю непри­
глядную обстановку нашей бѣдной, нищей, раскры­
той деревни. Она вся подъ соломой, она не имѣетъ
ни хорошихъ жилищъ, ни хорошихъ скотныхъ
дворовъ, она въ мазанкахъ и подъ соломой. Но
есть цифры, которыя неопровержимо говорятъ, что
если бы народъ нашъ не спаивали, если бы кабакъ,
не отнималъ народныя деньги, то этотъ народъ
имѣть бы средства жить въ каменныхъ хоромахъ
съ крышами изъ желѣза. Я опять берусь за цифры:
Въ Самарской губерніи на желѣзныя крыши упо

— 30 —
треблено въ 1894 г. на цѣлую губернію 19.000 p.,
а на водку— 4.000.000 р. (Смѣхъ).
Вы что смѣетесь? Т утъ смѣшного не много,
тут» позоръ нашъ!
Дальше, въ Воронежской губерніи на желѣзныя
крыши пошло 234.000 р . - н а водку 9.876.000 р.
Въ Екатеринославской на желѣзо— 95.( 0 р , на
водку— і;]. 166.0 О р. Въ Московской губерніи на
желѣзо— 164.000 р. на водку— 1(> 700.000 р , и т. д.
и т. д. Это взято потребленіе водки въ деревняхъ
московской губерніи. А само Москва пьетъ вѣдь
на 40.0» ІО.000 р. Вотъ ясныя указанія на то, что
кабакъ— причина того, что наше крестьянство жи­
ветъ, не имѣя человѣческихъ жилищъ, а живетъ
въ жилищахъ первобытнаго человѣка, даже хуже.
Чтобы не быть голословнымъ и отвѣтить на заяв­
ленія, что крестьяне не отъ этого разорены, я
позволю себѣ указать на книжку, которая лежитъ
передо мной. Книжка нізывается: „Ноги* дите
Р о с с і ю Въ этой книжкѣ приведены народные пригов ры, которые меньше Зи— 40 подписей не имѣютъ
ни одинъ. То письмо, которое я сейчасъ прочту,
имѣетъ 117 подписей. Оно изъ Самарской губер­
ніи, Николаевскаго уѣзда. Я изъ подписавшихъ
никого не знаю. Вотъ, напр . вы здѣсь читаете;.
„Ирисовъ продалъ 3 недѣла по 325 р. каждый.
Надѣлъ каждый по 8 съ половиной десятинъ, зна­
чить по 35 р. за десятину Продавалъ, когда отру­
ба дѣлали*. Деньги гдѣ? „Пропилъ'4. Дальше:
>,Пурпуровъ продалъ 2 надѣла по 320 р. Часть
пошла на уплату недоимки, часть пропилъ. Зеленко— деньги пропилъ Денисовъ— деньги пропилъ.
Головчановъ— деньги пропилъ*. А дальше идетъ

— 31 —
еще такъ: „Деньги п р о п и л ъ , с а м ъ померъ, деньги
пропилъ, с а м ъ померъ*. Это, господа, не Челы-

ѵиевь говоритъ, эпѵ> самъ народъ говоритъ!
Теперь перейду къ другому явленію. Кромѣ не­
достатковъ человѣческихъ жилищъ, отъ которыхъ
люди заболѣваютъ, въ особенное і и дьти живущіе въ
землянкахъ, есть еще и другія ужасныя картины.
Русскій народъ ходитъ оборванный, голый, непри­
глядный. Я задался изслѣдованіемъ, сколько же
ситцу населеніе покупаетъ для своей одежды. И
вотъ у меня цифры, коюрыя говорятъ слѣдующее:
Если бы нашъ крестьянинъ и рабочій иѵѣлъ воз­
можность купить себѣ 2 рубахи, 2 портокъ въ годъ
т. е. къ Рождеству и къ Пасхѣ, и своей бабѣ т а к ­
же 2 рубахи и 2 сарафана, то нашихъ фабрикъ не
хватало бы. Нужно было бы у сличить ткацкую
прі мыііш нность въ 17 разъ. Подумаете объ этомъ,
господа, особенно рабочіе. Теперь кабакъ всю пла­
тежную способность народа забираетъ себѣ, и на­
шимъ мануфактурисгамъ негдѣ продавать свои издѣ­
лія. Ъдѵтъ на Дальній Востокъ, забираются даже
въ Персію, доводя дѣло до непріятныхъ столкнове­
ній изъ за этого, въ то время, какъ у насъ въ
Россіи есть рынки, которые съ избыткомъ могли
поглотить всѣ ихъ продукты! Вѣдь если бы пере­
стали спаивать народъ, то этотъ милліардъ, кото­
рый съ него берутъ за водку, вѣдь онъ его въ по­
мойную яму, вь канаву не выброситъ бы, въ землю
не закопалъ бы, онъ одѣлся бы, обулся бы на
эти деньги! Нъ 17 разъ надо было бы увеличить
ткацкую промышленность Значитъ, въ 17 разъ
больше земли подъ фабрики потребовалось бы, въ
17 разъ больше рабочихъ рукъ. Вотъ вамъ рѣше-

- 32
ніи рабочаго вопроса— оздоровите покупной рынокъ,
но 'ейтесь, чтобы перестали спаивать народъ, тогда
при наличіи увеличенныхъ требованій на рынкѣ,
рабочихъ рукъ хватать не будетъ. А когда не б у ­
детъ х в а т а іь рабочихъ рукъ, то всѣ выгоды по
наймемъ будутъ на вашей сторонѣ. Но до тѣхъ
поръ, тока народъ разоренъ кабакомъ, купцу не­
кому і родавать свой товаръ, и рабочему трудно
найти хорошія усилія для своей работы.
Кто пьетъ.
Я не могу не указать еще на одно явленіе.
Когда въ домѣ пьянствуетъ работникъ или сынъ
хозяина,— это страшное горе для родителей и по­
теря для хозяйственнаго обихода. Но когда пьетъ
самъ хозяинъ*дома,— погибъ домъ! Домъ з а п у г а ­
етъ, хозяева разбредутся, а большинство уйдетъ
на кладбище. У насъ обыкновенно говорятъ: въ
Россіи потребленіе водки— 63 сотки на душу, и
это не много. Но я хочу указать на то, что Рос
сія заключаетъ въ себѣ разныя народности. И вотъ
мы видимъ, что въ то время, какъ въ Туркестанѣ
пьютъ 2 сотки на душу, на Кавказѣ 7 сотокъ, въ
Польшѣ 30 сотокъ, -н аш е русское коренное насе­
леніе, населеніе богатырей, сковавшихъ міровую
державу, населеніе, дарованія котораго проявлялись
на всѣхъ поприщахъ науки, искусства, обществен
ной дѣятельности,— вотъ этотъ хозяинъ-богатырь,
отъ Бога одаренный, онъ пьетъ не 2 сотки, не 7
сотокъ, не 30 сотокъ на душу,— въ него вливаютъ
слишкомъ p,rdfo\ А въ Московской губерніи и въ
Петербургѣ 2 цедра на душу! Такая картина за-

ставляетъ задуматься русскихъ людей, въ кото­
рыхъ течетъ русская кровь, которые кость отъ
кости, плоть отъ плоти родного народа, задуматься
надъ тѣмъ, что такъ продолжаться не можетъ,
что это опасно для государства! Хозяинъ долженъ
быть трезвымъ и сильнымъ, потому что безъ х о ­
зяина домъ сирота. Я думаю, и для васъ ясно то.
что я сказалъ, что такъ жить дальше нельзя,
такъ жить тяжело, выше силъ, и каждый охваченъ
чувствомъ внутренней неудовлетворенности. Нужна
борьба съ этимъ зломъ, нужна борьба для полнаго
искорененія его, проклятаго!
Трудность борьбы.
И борьба эта не легка, борьба эта трудна. Бо­
роться придется, прежде всего, съ самимъ этимъ
ядомъ, не какъ съ мертвой величиной. Ядъ этотъ,
къ несчастью, живой. Обыкновенно, ядъ не имѣетъ
въ себѣ притягательной силы, и кто его разъ хлеб­
нулъ, тотъ не прикоснется къ нему больше, если
онъ умственно здоровъ. А вотъ водка, пиво, алькоголь, виноградное вино,— это ядъ живой, только
разъ хлебнуть, и какая то дьявольская, демони
ческая сила тянетъ къ нему опять и опять. Есть
разсказъ гр. Толстаго „Первый винокуръ44. Я ду­
маю, вы его видѣли, на сценѣ онъ давался, да и
такъ. вѣроятно, читали. Вотъ наша самая тяжелая
задача искоренить жизненность этого проклятаго
яда, укрѣпить волю человѣка, сдѣлать его не ра­
бомъ этого проклятаго пойла, а царемъ природа,
чтобы онъ имѣлъ силу самъ отказаться отъ вина,
если даже оно будетъ стоять на столѣ.

— 34 Другой нашъ большой грѣхъ — это обычай.
Такъ къ этому привыкли, такъ съ этимъ сродни­
лись, что— человѣкъ родится— вино, женится •—
вино, даже тогда, когда идетъ въ далекія мѣста,
на кладбище, а тутъ поминаютъ виномъ. Это такъ
вошло въ обычай, что считается оскорбленіемъ,
если пришли гости, и на столѣ нѣтъ вина Съ
этимъ злоѵіъ бороться трудно, но необходимо. (Въ
этой борьбѣ передъ нами еще врагъ— народная
темнота. Не всѣ въ народѣ знаютъ, что водка
есть ядъ,— отъ народа это скрывали. Н а в сѣ х ь бу­
тылкахъ съ ядомъ, который продается въ апте­
кахъ, наклеенъ ярлыкъ, что жидкое іь въ этой бу­
тылкѣ опасна, что это ядъ. А алкоголь, про ко­
торый наука безповоротно установила, что это
ядъ, продается не подъ такимъ ярлыкомъ, не подъ
знакомъ черепа съ костями, а подъ знакомъ на­
шего могущества— орломъ!
Дальше. Въ этой борьбѣ, у насъ еще есть вѣдь
люди, заинтересованные въ этомъ проклятомъ про­
мыслѣ: кабатчики, винокуры, пивовары, водочные
заводчики... имъ нѣсть числа. Они пользуются этими
доходами, такими доходами, которые подобны тому,
когда мать живетъ развратомъ своей дочери! Весь
ужасъ этой жизни слѣпые даже видятъ, но обще­
ство наше, въ особенности интеллигентное, не об­
ращаетъ на это вниманія. Я не могу въ этомъ
случаѣ не привести одного стихотворенія Алексѣя
Толстою:
Стучатъ и расходятся чарки,
Рѣкою бушуетъ вино,
Уноситъ деревни и села
И Русь затопляетъ оно.

35 —
Дерутся и рѣжутся братья,
И мать дочерей продаетъ,
Плачъ, пѣсни и вой и проклятья—
Питейное дѣло растетъ...

Намъ говорятъ:

Да, пьянство— зло, съ нимъ бороться надо.
Но, мѣры, которыя вы предлагаете, не хороши*
Нужны другія мѣры.
И въ числѣ этихъ другихъ мѣръ указываютъ,
что народу надо дать образованіе. Да, это вѣрно,
эта мѣра могучая, сильная. Но эта мѣра недоста^
точна. Бороться можно съ врагомъ тогда, когда вы
съ нимъ въ одинаковыхъ условіяхъ, одинаково во­
оружены, одинаково сильны. Изъ цифръ, вамъ до^
ложенныхъ, вы видѣли, что народъ на свою поги­
бель тратитъ около 2 милліардовъ, а на народное
образованіе теперь у насъ расходуется менѣе двух­
сотъ милліоновъ. Когда вы сопоставите эти цифры*
вы увидите, что на народное образованіе тратите^
въ 10 разъ меньше. Другими словами — одинъ
день учатъ, ІО дней спаиваютъ и развращаютъ.
Одно зерно хорошее сѣютъ на ІО плохихъ.
При этомъ соотношеніи трудно, конечно, ожидать
скорыхъ и хорошихъ всходовъ. Дѣйствіе яда о ка ­
зывается сильнѣе дѣйствія образованія. Но я не
могу не остановиться на томъ положеніи, что даже
въ томъ случаѣ, если бы траты на народное обра-;
зованіе были бы равны тратамъ на вино, то одного
образованія было бы недостаточно для полнаго исцѣ­
ленія народа отъ отравленія алькоголемъ. Я хочу
васъ спросить: Скажите пожалуйста, что образо­
ванные люди не пьютъ? Нѣтъ, господа, пьютъ, да
еще какъ! Глядя на окружающую насъ жизнь, мы

36
видимъ, что это средство не всегда достаточно для
исцѣленія отъ пьянства.
Чтобы не быть голословнымъ, я приведу вамъ
маленькую справочку: въ 1890 г. въ Берлинѣ со­
стоялся медицинскій конгрессъ, врачи, значитъ,
были,— и вотъ, для членовъ конгресса, а также для
гостей былъ данъ обѣдъ Собралось 4.000 человѣкъ.
Было выпито 5.308 бутылокъ шампанскаго, 4.721
бутылокъ бордо, 3.853 бутылокъ рейнвейна, 1.500
бутылокъ мозельскаго вина, 144 ведра баварскаго
пива и 300 порцій коньяка— въ результатѣ— раз­
бито было посуды на 3.000 марокъ. Вѣдь это были
не хулиганы, многіе изъ нихъ были членами уче­
ныхъ обществъ, а они были потомъ подобраны
подъ столами, на лѣстницѣ и даже на улицѣ...
( рукоплесканія ).
Господа, въ Государственномъ Совѣтѣ при обсу­
жденіи закона о борьбѣ съ пьянствомъ, членомъ
Государственнаго Совѣта, княземъ ГолицынымъМуравлинымъ было заявлено, что здѣсь въ Петер­
бургскихъ ресторанахъ при встрѣчѣ новаго года
было выпито 70.000 бутылокъ шампанскаго. Яувѣf енъ, вы тамъ не участвовали, это пили люди интел­
лигентные и образованные. Такъ что ссылка на то,
что образованіе можетъ принести пользу, эта
ссылка вѣрна, но только на образованіе полагаться
нельзя, образованіе народъ отъ пьяного порока не
спасетъ. Доказательствомъ этого еще служитъ,
напримѣръ то, что въ т ѣ хъ странахъ, гдѣ суще­
ствуетъ поголовное, обязательное обученіе, и тамъ
вводятъ запретительныя мѣры противъ пьянства.
Я хочу указать еще на одну причину, почему
образованіе не можетъ быть достаточнымъ сред-

- 37 ствомъ борьбы съ пьянствомъ. Я васъ спрошу:
Что въ школѣ человѣкъ всю жизнь можетъ оста­
ваться, или нѣтъ? НЬтъ, не всю. Что, дѣти всѣ
могутъ попасть въ школу? Нѣтъ, не всѣ. Что.
школу посѣщаютъ каждый день? Нѣтъ, не каждый
день и не цѣлый день. Да замѣчу кстати, что наши
школы въ любомъ селѣ и даже въ городахъ помѣ­
щаются въ лачугахъ, хибаркахъ, а кабаки зани­
маютъ лучшія зданія, на лучшихъ улицахъ, а вин­
ные склады— дворцы. Дальше скаж у— въ школы не
пускаютъ, трудно туда попасть, держи экзаменъ,
конкурсъ, требуется множество Оправокъ, чуть ли
не о благонадежности. А кабаки заманиваютъ му­
зыкой, играми, а за послѣднее время, къ позору
для христіанскаго государства, даже женщинами.
При наличіи всѣхъ этихъ вещей, при нашей уж ас­
ной дѣйствительности, положиться на одно только
образованіе, чтобы избавить народъ отъ нищеты,
вносимый кабакомъ, нельзя.
Насчетъ того, какъ оплачивается должность
учителя, долженъ сказать, что даже профессор­
ское жалованіе куда ниже по сравненію съ жало­
ваніемъ, чиновъ кабацкаго вѣдомства, всѣ усилія
котораго до послѣдняго времени были направлены
на спаиваніе народа, чтобы всѣ его физи ескія
силы и результаты его трудовъ шли на потребле^
ніе вина. И усилій было на это положенэ гораздо
больше, чѣмъ на народное образованіе.
Намъ говорятъ еще, что, для того, чтобы отрез­
вить народъ, надо поднять его достатокъ. Я хо­
тѣлъ бы васъ спросить, какимъ путемъ народъ
разбогатѣетъ? Откуда онъ возьметъ такія сред­
ства, когда весь его урожай въ 2 раза меньше, чѣмъ



38

-

онъ же тратитъ на водку? При этомъ скажу вам>,
что эти мои цифры до сихъ поръ никто не опро­
вергнулъ. Скажите мнѣ пожалуйста, какимъ пу­
темъ вы можете улучшить положеніе рабочаго,
когда для него работы нѣтъ. Когда на одно мѣсто
10 человѣкъ лѣзетъ и сбиваютъ цѣну на свои руки?
Вотъ поэтому я хочу указать на то, что богат­
ство народное тогда богатство, когда оно скоплено
не въ государственномъ казначействѣ подъ охра­
ной, не у банкировъ въ несгораемыхъ кассахъ, а
тогда народъ богатъ, когда средства, когда деньги,
когда достатокъ въ самомъ народѣ. Тогда государ­
ство сильно, когда каждая его ячейка, каждая
семья состоитъ изъ здоровыхъ, сильныхъ членовъ*
способныхъ когда угодно и противъ кого угодно
отстоять свое имущество. А мы что же видимъ?
Посредствомъ кабака съ народа, берется 2 мил­
ліарда одной водкой, а налоговъ берется съ домовъ,
земель, фабрикъ, заводовъ— я это говорю по госу­
дари венной росписи— около 200 милліоновъ. У
крестьянина,, не имѣющаго достаточнаго количе­
ства земли, ни хорошихъ орудій обработки ея, не
имѣющаго человѣческаго жилища, и также у рабо­
чаго, не имѣющ го хорошимъ условій своего труда
и приличнаго жилища, кабакомъ отнимаютъ 2 мил­
ліарда, а у людей, у которыхъ всего много, берутъ
только 200 милліоновъ. Надо смотрѣть на этотъ1
вопросъ глубже. Закрывая кабакъ, вы невольно
заставляете передѣлать всю нашу ф и н ан со во си­
стему. Объ этомъ я совѣтую подумать.

— 39 —
Кто больше пьетъ?

Намъ часто говорятъ:

Нотъ, вы говорите, что у насъ пьянство. А
вотъ за границей еще больше пьютъ.
Я не буду на этомъ в просѣ подробно оста­
навливаться но считаю необходимымъ заявить, что
это указаніе не вѣрно. Нельзя сравнивать нашъ
русскій народъ съ заграничными народами и нашу
жизнь съ жизнью за-границей по слѣдующимъ
основаніямъ; возьмемъ Англію, она населена одними
англичанами, Германія— одними нѣмцами, Франція —
франнузами, а у насъ въ Россіи, кромѣ к реннаго
населенія
русскаго есть
много другихъ
народностей, которыя различны съ нами не только
по племени, но и разнаго съ нами исповѣданія, жи­
вутъ въ разныхъ съ нами бытовыхъ и климатиче­
скихъ условіяхъ. У насъ въ Россіи около 20 --3 0
милл. мусульманъ, которые почти всѣ трезвы; ев­
реевъ около ІО милл. которые также всѣ трезвы;
молоканы, баптисты, горцы, они почти всѣ трезвы.
И вотъ, когда вы будете сравнивать насъ русскихъ
съ, племенами европейскихъ государствъ, то раз­
ница будетъ не въ нашу пользу, а въ ихъ пользу.
Я и здѣсь возьмусь за цифры. Въ Англіи жи­
вутъ въ городахъ 73 на 100, въ деревнѣ только
23 на 100; въ Германіи и во Франціи живутъ въ
городахъ около 50 на 100 съ лишнимъ, и около
40 на 100 въ деревнѣ. А у насъ въ Россіи въ де­
ревнѣ живутъ 87 на 100 и только 12 на 100 въ
городахъ. Я это говорю къ чему? А вотъ къ чему:
жители деревни, въ особенности хлѣбопашной по­
лосы, они только одинъ разъ въ годъ получаютъ

40
урожай, и имъ нужно быть очень осторожными,
беречь урожай за тремя замками. Если житель дер евн и н е сберегъ свой урожай, привезъ его въ го­
родъ, пропилъ,— онъ нищій, онъ выкинутъ на ули­
цу, ему надо собирать и продавать остатки живого
и мертваго инвентаря и на другой годъ ему не­
чѣмъ обрабатывать землю. И онъ идетъ въ ба­
траки.
За-границей большинство жителей живетъ не
урожаемъ, они или служатъ, или работаютъ и по­
лучаютъ за своей трудъ, какъ бы урожай — если
онъ чиновникъ— 12 разъ въ годъ а если онъ рабо­
чій— 52 раза въ годъ. Если онъ даже разъ, сг>ажемъ, не удержится и прокутитъ свой урожай, то
черезъ мѣсяцъ, а рабочій черезъ недѣлю снова по­
лучитъ деньги...
Хотѣлъ бы я посмотрѣть здѣсь на Петербург­
скихъ чиновниковъ, если бы они получалижало*
ванье разъ въ годъ 1-го января, были бы они та­
кими чистыми, холенными и хорошо одѣтыми, и
дѣти ихъ прилично одѣтыми къ 1-му января бу­
дущаго года? У многихъ скоро бы не хватило
средствъ, и они были бы такъ же оборваны и об
трепаны, какъ и рабочій, который пропилъ свои
деньги.
Но это еще не все. У насъ въ Россіи, если у
крестьянина нѣтъ дѣтей, то это считается Божь­
имъ наказаніемъ, а за границей лишній ребенокъ—
Божье наказаніе. Въ результатѣ у насъ средняя
крестьянская семья состоитъ изъ 6 — 7 человѣкъ,
а тамъ изъ троихъ. Гакъ что. по статистическимъ
даннымъ вино. выпиваемое тамъ, надо помножить
на 3, а у насъ на 9 — 7... Вотъ. когда съ 6-и счи­
т а т ь . то ему этой страны по горло хватаетъ.

41
И это еще не все Надо еще подумать о слѣдуищемъ положеніи: то, что можетъ сдѣлать бо­
гатый, бѣдный сдѣлать не можетъ. Я говорю къ
чему? А къ тому, что если я, положимъ, могу
отдать за обѣдъ цѣлковый, то рабочій этого сдѣ ­
лать не можетъ. По изслѣдованіямъ ученыхъ всѣхъ
государствъ относительно наличной собственности
каждаго гражданина, оказалось что американцы
имѣютъ около 13.000 на душу, англичане, кажется,
11.000, французы — ч.ООО, нѣмцы— 7.000. Самая
бѣдная въ Европѣ Италія— .500, а у насъ 3 ‘>0.
Мы въ сорокъ разъ бѣднѣе чѣмъ Американцы, а
пьемъ больше ихъ. Если мы возьмемъ потребле­
ніе вина въ Европѣ и сличимъ его съ потребле­
ніемъ вина у насъ людьми, живущими въ одина­
ковыхъ условіяхъ, напр., въ нашей Петербургской
и Московской губерніяхъ, гдѣ 50 человѣкъ на сто
живутъ въ городѣ и :>() на сто — въ деревнѣ, то мы
увидимъ, что у насъ пьютъ 2 ведра на душу^ а
тамъ три четверти - ведра на душу.
Я это привожу къ тому. что часто дѣлаютъ
ссылки на то, что за границей пьютъ больше, чѣмъ
у насъ, а дурного вліянія это на нихъ, будто бы.
не оказываетъ.
Такъ вотъ, эта ссылка, какъ вы видите, не
вѣрна, тамъ пьютъ меньше на душу.
Государственная Дума о пьянствѣ
И вотъ, господа, весь этотъ ужасъ нашей буд­
ничной жизни не можетъ быть терпимъ, и волей
Государя Императора созданная Государственная
Дума обратила на это вниманіе. Третья Государ­
ственная Дума, просуществовала 5 лѣтъ. и теперь
можно подвести итогъ, чѣмъ она занималась. Она

— 42 —
все время разсматривала законы. Какіе законы? Т ѣ
законы, которые предлагало правительство, т. е.
кто же? Мы говоримъ: правительство э то — чинов­
ники. Про чиновниковъ все говорятъ, будто бы
неспособны они ни къ чему. Но предлагаютъ з а ­
коны они. Дума еле поспѣваетъ ихъ разсматри­
вать. Но теперь волей Государя дано право народ­
нымъ представителямъ самимъ предлагать законы,
въ которыхъ нуждается страна. Какіе же законы
предложили члены Государственой Думы? Я счи­
таю тотъ законъ важнымъ, который касается
всѣхъ слоевъ населенія. Возьмите списокъ зако ­
новъ предложенныхъ, и вы увидите, что нѣтъ ни
одного такого закона, какъ тотъ, который пред­
ложили въ Думѣ крестьяне, рабочіе и духовенство
сельское, т. е. законъ о борьбѣ съ пьянствомъ.
В сѣ объединились на этомъ законѣ и голосами
крестьянъ, духовенства и рабочихъ законъ про­
шелъ черезъ Государственную Думу.
Законъ этотъ состоитъ въ слѣдующемъ: пер­
вая статья его говоритъ о томъ, что надо дать
народу право самому на м ѣстахъ обсудить, что
кабакъ его просвѣщаетъ или кабакъ его развра­
щаетъ, что кабакъ его обогащаетъ, или разоряетъ,
и обсудивъ на мѣстахъ, вынести соотвѣтствующее,
рѣшеніе. Эта статья даетъ право селамъ, дерев­
нямъ, ауламъ, городамъ, посадамъ, станицамъ з а ­
крывать всѣ кабаки, ибо кабаки вносятъ ужасную
нищету, горе и слезы въ семейную жизнь. По но­
вому закону на сельскіе сходы допускается жен­
щина. Нельзя оставлять безправной нашу работ­
ницу, нашу мать родимую, нашу русскую жен­
щину! И ей отнынѣ дано право быть на сходахъ,

и этому проклятому учрежденію— кабаку выкопать
могилу и закопать его туда.
Слѣдующими статьями мы упрощаемъ соста­
вленіе приговоровъ, мы устраняемъ многія препят­
ствія и недоразумѣнія и дѣлаемъ ихъ проще и скорѣе.
Мы увеличиваемъ число дней и часовъ, когда ка­
баки совсѣмъ не будутъ торговать, и дѣлаемъ
водку менѣе доступной для бѣднаго народа. Въ
настоящее время за 5 коп., вы можете купить
«жуликъ» или, какъ его тамъ - «мерзавчикъ), мо­
жете купить водки и за ІО к. и за 15 — 20 к.
По новому закону, который пройдетъ въ жизнь,
человѣкъ, не имѣющій 50 к., въ карманѣ, долженъ
будетъ мимо пройти, посудки не будетъ менѣе,
чѣмъ на 50 к. Говорятъ, тогда Судутъ пить въ
складчину, но это иногда вѣдь будетъ долго,—-ноги
озябнутъ ждать, а другой, пожалуй, подумаетъ
«онъ слюнявый, я брезгую эа нимъ пить* и пой­
детъ домой трезвый, да глядишь купитъ что ни­
будь для семьи.
Эта мѣра еще чѣмъ хороша? Тѣмъ, что 55 милл.
ведеръ выпивается именно изъ этой маленькой
посуды бѣднымъ народомъ.
Дальше. Мы этимъ не ограничиваемся. Давая
такое право населенію закрывать кабаки, мы хо ­
тимъ, чтобы оно могло и на дѣлѣ осуществить
это право, чтобы не ’было ему подрыва тайной
торговлей. Поэтому въ этомъ дѣлѣ на общихъ
основаніяхъ мы вводимъ скорое и быстрое нака­
заніе, не такъ, какъ было до сихъ поръ, когда на­
значается штрафъ въ полтинникъ или арестъ на
1 день. Наказаніе увеличено до года тюрьмы и въ
то же время штрафъ. Но для этого нужно имѣть

— 44 —
надзоръ надъ ними, нужно имѣть агентовъ. Мы
новыхъ штатовъ не вводимъ, мы приглашаемъ къ
этому дѣлу полицію нашу. Отдѣльнаго жалованья
мы ей за это не шьтимъ, а вводимъ поштучную
плату за каждый шинокъ. Полиція получаетъ по­
ловину стоимости отобранныхъ напитковъ. При
наличіи такого вознагражденія будутъ оправданы
расходы полиціи по разъѣздамъ, путешествіямъ
къ мировому и т. д. Такимъ образомъ, мы надѣ­
емся, это зло по новому закону будетъ искоре­
нено. Шинкарей по новому закону будутъ бить
съ двухъ концовъ и «дубьемъ и рублемъ», (руко-

плесканія).
Но я этимъ закономъ недоволенъ всетаки,
Ксгда я пришелъ въ Государственную Думу, я по­
лагалъ, что собранные въ Думѣ лучшіе люди
земли русской не могутъ мириться съ бюдже:
томъ, основаннымъ на слоѣ народа. Я полагалъ,
что они выработаютъ формулу, какъ измѣнить
налоговую систему, и водка должна быть въ казенкахъ продаваема какъ ядъ по рецепту врача.
Я ошибся Т«»тъ законъ, который прошелъ черезъ
Г»судар^твенную Думу, сильно ослабленъ Государ­
ственнымъ Совѣтомъ, и я имъ недоволенъ.
Царскій рескриптъ.
Но все таки, какъ 19 февраля 18 в і г. можно
теперь всѣмъ русскимъ людямъ перекреститься и
сказать: слаьа тебѣ. Господи, ;.ошли стоны народа,
слезы матерей до Престола Царскаго. Государь
Императоръ предписалъ министру финансовъ остані вить спой народа! Вотъ Его священныя слова:

— 45 —

«Съ глубокой скорбью мнѣ приходилось ви­
дѣть печальныя картины народнаго бѣоствія а
семейной нищеты, ja 6 огненныхъ хозяйствъ, не­
избѣжныхъ послѣдствій нетрезвой ж изни »
Для насъ священны эти Его повелѣнія. Затѣмъ
Царь говоритъ дальше: е Я пригиелъ къ твердому

убѣжденію, что на Мнѣ лежитъ передъ Ь гамъ
и Россіей обязанность во благо м его возлюблен наго народа» ., (читаетъ).
Слушайте дальше: «Нельзя ставить въ зависи
мостъ благосостояніе казны отъ разоренія ду
ховныхъ и хозяйственныхъ силъ множест ва Мо­
ихъ вѣрноподданныхъ.»
Итакъ, этому ужасу нашей русской жизни по­
ложенъ конецъ! Мы находимся во время истори­
ческаго пе[.еворота в.ей нашей русской жизни.
Когда этотъ рескригіть былъ обнародован ь, его
въ Берлинѣ, въ Парижѣ и въ Лондонѣ издали о т ­
дѣльнымъ оттискомъ и газеты его распространяли.
Я ілѵбоко увѣренъ въ темъ. что когда Россія
будете трезвой, немного нужно будетъ нести рас­
ходовъ на оборону. Трезвый народъ сильный,
трезвый народъ непобѣдимъ! Пьянаго великана на
улицѣ маленькій мужичишка бьетъ, какъ хочетъ,
гдѣ хочетъ. Трезваго -н е посмѣетъ! За это же­
стоко будетъ наказанъ!
Вотъ поэтому я долженъ сказать, что вѣря въ
Царское велѣніе, вѣря въ мощь русскаго народа и
въ его здоровый разумъ, я вѣрю. что весь народъ,
какъ одинъ и все общество сплотится и забудетъ
въ этой борьбѣ всѣ политическія программы!....
Когда домъ горитъ, наслѣдникамъ нечего спорить,
чья доля какая. Туши сначала пожаръ, а то все

— 46 сгоритъ. Когда потушишь, тогда распредѣляй, что
кому достанется. Т акъ и съ пьянствомъ.
Вѣрю, что все это у насъ пройдетъ, и народъ
вздохнетъ свободно, сохранивъ каждый годъ по
милліарду въ своемъ карманѣ. У крестьянъ при­
бавится земли, у рабочихъ съ увеличеніемъ спроса
на рынкѣ, явится огромное требованіе на рабочія
руки, а когда требованій увеличется, то повысится
и заработная плата.
Мнѣ хочется взглянуть впередъ, къ чему от
резвленіе русскаго народа приведетъ Россію. Грежде
всего, съ оздоровленіемъ народа, у него заговоритъ
совѣсть, проснется стыдъ, будетъ жажда религіоз­
ности. Преступленія прекратятся, полиціи уба­
вится работы, судъ замолчитъ, тюрьмы опустѣ­
ютъ, палачамъ не будетъ работы, кладбища не
будутъ разшг ряться... Когда народъ физически оздоровѣетъ, переродится къ лучшему, трудъ его ста­
нетъ производительнѣе, и за свой хорошій трудъ
онъ сумѣетъ получитъ хорошую плату. О тъхоронаго труда отъ производительной работы хозяй­
ственное благосостояніе народа поднимется. Только
при хозяйственномъ достаткѣ можно мечтать о
поднятіи культуры, ибо при бѣдности никакой куль­
туры не можетъ быть, бѣдность толкаетъ на пре­
ступленія.
т > настоящее время мы живемъ во время пре­
образованій. По вотъ что я вамъ скажу: я глубоко
убѣжденъ, что если только не будетъ отрезвленъ
народъ, если не прекратится спой его, русская
семья не будетъ той семьей, которой она должна
быть. А не окрѣпнетъ семья, не будетъ семьи, небудетъ и сильнаго государства и не будетъ хори-



47



шихъ законовъ. Только семейное начало, семейная
обстановка вырабатываетъ сильный, здоровый ха­
рактеръ, который способенъ разумно разсуждать
и распоряжаться своей судьбой.
Для меня совершенно ясно, что всѣ наши за ко ­
нодательные почины, всѣ наши предложенныя ре­
формы не достигнутъ той цѣли, которой мы отъ
нихъ ждемъ, если не прекратится спой народа. Я
глубоко убѣжденъ, что только въ трезвости госу­
дарственной— народное счастье, что только при
трезвости государственной и народной, русскій на­
родъ можетъ жить такъ, какъ ему полагается,
какъ лучшему въ мірѣ народу! А потому первая
рефотрма, которая нужна русскому государству,
это— что бы его народъ былъ трезвымъ. Я глубоко
убѣжденъ, какіе бы законы ни писали, какія бы
реформы ни проводили, пока народъ, не будетъ
трезвымъ, всѣ эти законы вѣками будутъ лежать
ьъ каменныхъ и желѣзныхъ музеяхъ и пользы не
принесутъ.
Если каждый изъ насъ, господа, въ своей буд­
ничной жизни н е' будетъ трезвымъ, а стало быть
не будетъ честнымъ, какъ были честны наши предки,
когда мужчины краснѣли отъ неосторожнаго слова,
то, я глубоко убѣжденъ мы не будемъ хозяевами
родной земли, и въ недалекомъ будущемъ будемъ
обезчещены и стерты съ лица родины! (Бурныя

рукоплесканія)
Господа, я очень радъ, что имѣлъ честь полу­
чить приглашеніе отъ новой организаціи рабочихъ,
которую образовало общество борьбы съ пьян­
ствомъ. Я радъ, что мнѣ представилась возмож­
ность подѣлиться съ вами тѣми мыслями, которыя



48



обуреваютъ мою душу. Я покорнѣйше просилъ бы
васъ отнестись къ этому молодому обществу съ
полнымъ вашимъ вниманіемъ. Это общество пред­
полагаетъ устроить рядъ концертовъ и лекцій съ
чтеніемъ докладовъ. Уставъ у нихъ выработанъ, и
я покорнѣйше просилъ бы васъ познакомиться съ
нимъ и стать его членами.
Я человѣкъ
заѣзжій, бываю здѣсь рѣдко,
васъ, можетъ быть не увижу больше. Но повѣрьте
мнѣ, что счастье каждаго изъ насъ не внѣ насъ,
а, въ большинствѣ случаевъ, въ насъ самихъ. Объе­
диняйтесь въ цѣляхъ трезвости, сами будьте при­
мѣромъ для другихъ, и повѣрьте, многое у насъ
въ нашей жизни и въ государствѣ исправится и
измѣнится къ лучшему!

(Бурныя рукоплесканія).

ПРИНИМ АЕТСЯ

ПОДПИСКА

на еженедѣльный Н А Р О Д Н Ы Й духовнонравственный и просвѣтительный журналъ
НОВАГО ТИПА подъ названіемъ

ПОДПИСНАЯ

ЦѢНА

4

руб.
съ пересылкой НА ГОДЪ:
на Ѵз года—2 рубля, на 3 мѣс. —ОДИНЪ руб.
За границу цѣна двойная.

«5
О
*
а а-

т

і

^

ей

Каждый № журнала будетъ состоять изъ 4 кни­
жечекъ (по 48, 32 и 16 стр., въ общей совокуп­
ности до 100 стр.) и ІО листковъ (по 4стр.).

к * '

Книжки и листки иллюстрированьи

s l ■ #S

Каждая книжечка заключена въ цвѣтную плотную
съ картинкой. Книжки и листки печатают­ х о о
Ю * обложку
ся на хорошей бумагѣ, четкимъ и яснымъ шрифтомъ. о) 1 Е
I разъ въ мѣс. къ журналу прилагается по дв*Ь я ■* *
г* * * раскрашенныя
картинки художест­
EC
веннаго исполненія.
г |
За ь -о
Содержаніе
книжечекъ
и листковъ журнала бу­ £ о»-*
*
.
Е
Р
I*
X д е т ъ касаться того, что, г л а в н ы м ъ образомъ, ин­ Э

ей

тересно и нужно народу*

О

^ о
ІО ас

і,о
Ш cd
эг а
>* о
с; х
< о н
СО с о

І
8

І2Д s

2

О 2.

і

Будутъ помѣщаться: религіозно-нравствен., историч., военные, патріотическіе, бытовые статьи и
разсказы; статьи по сельскому х о з я й с т в у , а р т е л ь *
ному дѣлу, ремесламъ, промысламъ; статьи противоалкогольныя, врачебныя, нарсдно-гіравовыя и др.
Будетъ обращено особое вниманіе на общедо­
ступность изложенія.
Духовныя, историческія и др. статьи, пріуро­
ченныя къ какому-либо событію или празднику,
будутъ разсылаться заблаговременно.
Борьбѣ съ пьянствомъ будетъ отведено видное
мѣсто. Къ сотрудничеству привлечены лучшіе ду­
ховные и свѣтскіе писатели.

Р Ь- Ь

эс
Х
*
“і
в*

CD р


* л
О
_ Н
5 "о
гп
х Э
Е до
■о н g
о о1
la " т
о

? =

н m

редакція и Контора журнала „Отрезвленіе"
С.-Петербургъ, Надеждннская, ІО.
■ • • • • • • к:

□ =

ПРИБЛИЗЬТЕ
к н и г у къ
НАРОДУ!
1

-=

Народная книга, являясь проводникомъ . просвѣ­
щенія, должна быть близка и доступна народу.
Самымъ подходящимъ видомъ народныхъ изданій
необходимо признать листки и небольшія книжечки
(листовки). Такія изданія охотно покупаются и чита­
ются народомъ.
Но здоровая, просвѣтительная народная книга
почти отсутствуетъ на нашемъ народномъ книжномъ
рынкѣ, заполненномъ, главнымъ образомъ, лубочными
изданіями.
Вопросъ объ устройствѣ продажи полезныхъ на­
родныхъ книгъ въ селахъ и деревняхъ давно занимаетъ
умы людей, стремящихся путемъ печатнаго слова при­
вести пользу народу, и даже въ послѣдніе годы былъ
обсуждаемъ правительствомъ и духовною властью. Но
сложность этого дѣла (пересылка книгъ, возвратъ непроданныхъ, отчетность, контроль и пр.) до сихъ поръ
мѣшали его осуществленію.

Журилъ „И Ш М Е В Г
охраненіе книгъ въ народѣ путемъ продажи, доступнымъ для
каждаго.

Каждый священникъ, учитель и просто ревнитель
трезвости и просвѣщенія, выписывая 5, ІО экз. журна­
ла „Отрезвленіе" будетъ имѣть еженедѣльно въ доста­
точномъ количествѣ разнообразныя, новыя книжки для
такой продажи.

О
Типо-Лцтографія „Бр. Геенны14, Чернышевъ, 20.

Каждый № журнала „ О Т Р Е З В Л Е Н І Е ^
состоитъ изъ четырехъ книжечекъ и десяти
листковъ.
Каждый № по подпискѣ обходится подпис­
чику въ 8 кои., а при продажѣ въ розницу
всѣ книжки и листки, заключающіяся въ
стоятъ отъ 15 до 2 5 кои.
Подписка на журналъ „ О т р е з в л е н і е "
принимается съ 1-го числа каждаго мѣсяца.

С. А. Володимеровъ.
Издатели:
М . Д. Плетневъ.

Редакторы:

Свящ. М. Митроцкій.
С. А. Володимеровъ.
II. Д. Плвтневъ.