Кто мы и откуда... [Вильгельм Вильгельмович Битнер] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

В. В. Битнер Кто мы и откуда…: Энциклопедический путеводитель по истории, культуре и естествознанию Научно-популярное и художественное издание

Предисловие

Имя В. В. Битнера, выдающегося популяризатора научных знаний и издателя, в свое время было хорошо известно в России, тем не менее современному читателю его работы практически незнакомы. Это досадное упущение может быть устранено новым обращением к его капитальному труду «На рубеже столетий: Обзор главнейших научных и культурных приобретений XIX века», подводящему итоги основных направлений естествознания за XIX век. Подготовленная издательством «Современник» книга названа «Кто мы и откуда…» — в этом уточнении выражена суть повествования В. В. Битнера.

Что ожидает читателя, взявшего в руки этот нарядный, с любовью изданный том? Прежде всего — обилие информации. Труд Битнера настолько богат по содержащемуся в нем фактическому материалу и настолько глубок по теоретическому его осмысливанию, что позволяет составить достаточно полное представление о том, к чему пришла наука XIX века в поисках ответа на вопрос «Кто мы и откуда?». Причем текст не должен рассматриваться только в качестве хранилища документальных ценностей, в нем содержится немало теоретических обобщений, не утративших и поныне своего значения, ведь многие проблемы достались нашему веку по наследству от прошлого и относятся к разряду вечных или, во всяком случае, пока не решенных… Благодаря этой книге читатель получит возможность сравнить логику мышления, основные направления научного поиска и их результаты в XIX веке с тем, как современная наука смотрит на те же проблемы спустя столетие.

По объему знаний, включающих основные и принципиально важные факты по геологии, палеонтологии, археологии, этнографии и истории, а также вытекающие из них выводы, теоретические обобщения и их трактовки, данный труд является энциклопедией в самом широком и глубоком смысле этого слова. Кроме того, книга Битнера остается ярким художественным произведением, возможно, одним из первых по-настоящему удачных опытов жанра научно-популярной литературы, в доступной форме излагающей весьма сложные аспекты естествознания и ряда исторических дисциплин.

Большая заслуга Битнера-популяризатора научных знаний состоит еще и в том, что он сумел в большом числе разнообразных по направлению источников уловить провозвестники будущих концепций, ставших популярными ныне. Так, при изложении материала по истории развития нашей планеты, еще ничего не зная о теориях подвижек, автор весьма тщательно приводит не только известные к тому времени объяснения происхождения изменений лика Земли с позиций нептунизма, вулканизма и униформизма, но и высказывает много правильных догадок. Ничего нельзя возразить против данной им классификации периодов геологической истории Земли и краткой характеристики каждой геологической эпохи (но одновременно хочется выразить сожаление, что временные рамки той или иной геологической эпохи автором не приводятся, это существенно уточнило бы протекание не только геологических, но и биологических процессов во времени).

Непоколебимо веруя в происхождение человека разумного от некоего общего с обезьяной предка, Битнер подробно описывает историю находок примитивного человека, человека прямоходящего, полагая, что именно эти останки кроманьонца, неандертальца и синантропа и являются теми промежуточными звеньями, которых так недоставало для торжества дарвиновской теории происхождения человека. Такая точка зрения сегодня едва ли выдерживает критику, поскольку все выше перечисленные останки древнего человека — это, увы, все-таки ветви все того же человека, а не человекообезьяны. Отодвигая в глубь миллионолетий наличие общего далекого предка, сегодня мы можем утверждать, что пока этот общий гипотетический прототип, от которого дорожки человека и обезьяны разошлись, к сожалению, еще не найден.

Вместе с тем последовательность событий со времени синантропа через неандертальца к кроманьонцу Битнер прослеживает достаточно полно и всесторонне, уделяя внимание не только вопросам быта, семьи и производства, но и вопросам религии. В конце XIX века в связи с новейшими археологическими и палеонтологическими данными ученые пытались найти ответ на вопрос, является ли религия «феноменом», исходно присущим человеку разумному, или есть следствие некоего уровня культурно-социально-биологического прогресса. Битнер не проходит мимо находок, имеющих отношение к решению данного вопроса, но определенного ответа на него не дает, трактуя наскальную живопись неандертальцев скорее как потребность в творчестве, чем как выражение религиозного настроя и миропонимания.

Печать времени лежит, конечно, на описании Битнером истории миграции этносов во времени и в пространстве, истории развития производительных сил и культуры, жизни вообще. Это сказывается в том, что в