Египет: теология и благочестие ранней цивилизации [Ян Ассман] (pdf) читать постранично, страница - 3

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

во-первых, потому, что египетские тексты зачастую допускают разные прочтения, а здесь было важно передать
трактовку Ассмана; во-вторых, потому что Ассман пользуется
методикой Герарда Фехта10, позволяющий выявлять особую (квази)поэтическую структуру египетских текстов, в русских же изданиях эти памятники переведены прозой.
В начале своей книги Ассман говорит о том, что будет рассматривать только религию в узком смысле — обращение с богами и умершими, — религия же в широком смысле, как совокупность этико-правовых норм (представлений о справедливом
10

Об этой методике см., например: G. Fecht, Die Form der altägyptischen
Lieratur: Metrische und sttilistische Analyse, in: Zeitschrift fur ägyptische
Sprache und Altertumskunde,Lpz.,Bd 91, 1964, S. 11—63; Bd 92, 1965, S.
10—32.
9

мироустройстве — Маат), останется, в основном, за пределами его исследования. В 1990 г. он опубликовал большую работу о
Маат («Маат: Праведность и бессмертие в Древнем Египте»11),
которая, будучи своего рода дополнением или продолжением
«Теологии и благочестия», по-новому высвечивает значение этой
более ранней (и, может быть, более доступной для неподготовленного читателя) книги. Теперь становится очевидным, что
Ассман изучал не просто египетскую религию, но определенный этап в развитии общечеловеческого религиозного сознания — этап между концом эпохи первобытности и культурами
«осевого времени» (в понимании К. Ясперса), связанный с первыми крупными государственными образованиями. Ниже я попытаюсь кратко изложить основные выводы книги «Маат», что,
как мне кажется, поможет читателю разобраться в работе, к
чтению которой он приступает.
Концепция Маат, которая является базой египетской имплицитной религии (аналогичные концепции, как считает Ассман, существовали и в Месопотамии, и в Древней Передней
Азии, и в классическом Китае), подразумевает прежде всего
взаимность человеческих обязательств — у се истоков стоят
представления о солидарн*******ости, выработанные в родовом обществе. Однако действовавший в родовом обществе принцип «дружелюбия» (amity — термин принадлежит этнографу
Мейеру Фортесу), «предписанного альтруизма», предполагал
полярное разделение мира на «своих» и «чужих» и действовал
в рамках сравнительно небольшой, физически-обозримой родовой группы. Концепция «Маат» возникает в совершенно иных
культурных условиях — в первых больших государствах, где
«горизонт коллективной идентификации» непомерно расширяется и единственным интегрирующим началом является
фигура царя. Если «дружелюбие» создает дистинктивную и горизонтальную (эгалитарную) солидарность, то «Маат» — солидарность интегративную и вертикальную. «Маат» — это моральный интегративный принцип, распространяющий «справедливость», ранее действовавшую в узких пределах родовой
группы, на все племена, регионы, народы и социальные подразделения общества, на весь космос. «Маат» — одновременно
11

Ma'at: Gerechtigkeit und Unsterblichkeit im alten Ägypten, München,
1990.
10

и мораль, и религия, потому что земное государство царя
мыслится как одна из провинций всекосмического государства верховного бога. «Маат» обосновывает необходимость государства, ибо во всех древневосточных идеологиях царь выступает как защитник слабого от произвола сильного, как гарант права, как посредник между людьми и богами. Особенность же древнеегипетской идеологии заключается в том, что
царь, помимо всего этого, гарантирует своим подданным и
загробное существование, добиться которого, оставаясь вне
государственной службы, просто невозможно. «Вертикальная
солидарность» основана на принципе взаимности и понимается как защита нижестоящих вышестоящими и послушание,
доверие и благодарность нижестоящих по отношению к вышестоящим.
«Маат» предполагает право каждого человека на справедливость, а требования свои распространяет на всех, включая
царя, «ибо тот, кто желает не осуществлять собственную волю
(посредством насилия), но (коммуникативным путем) добиваться повиновения своим приказам, должен опираться на
порядок, накладывающий ограничения и на него самого»12.
Ранние государства возникают в таких обществах, в которых
уже давно существует социальное неравенство, и берут на себя
функцию обуздания права сильного (уже в социальном, а не в
физическом смысле), создания и сохранения «правового пространства».
Принцип «Маат» соответствует явлению, которое Э. Дюркгейм назвал «механической солидарностью», подразумевая под
этим отсутствие индивидуального сознания, его практически
полное совпадение с коллективным сознанием той или иной
группы. Поэтому по мере развития индивидуализма (и упадка
государственности) концепция «Маат» вступает в полосу кризиса и — в Египте — вытесняется «личным благочестием», представлением об ответственности индивидуума непосредственно
перед богом, а не перед своими «ближними» и царем. «Личное
благочестие» принципиально противоположно концепции
«Маат»; оно является как бы