Азазел и Дионис. О происхождении сцены в связи с зачатками драмы у семитов [Николай Николаевич Евреинов] (pdf) читать постранично, страница - 2

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

188

Читать

Названия рисунков ................................................................................................... 200

Читать

Предисловие
Изучая генезис драматического представления, Н. Н. Евреинов пришел к
выводу, что основа древнегреческого культа, на почве которого возникла
аттическая трагедия, коренится на Востоке. И, так как первобытная форма
драматического пульта у древних греков была сатировской, то есть,
произошла от религиозно-обрядовых хоров сатиров — козлообразных существ,
то Н. Н. Евреинов обратил свое внимание на роль козла в религиознообрядовом культе восточных народов… Перед ним предстал «козел
отпущения» у древнего Израиля, — это своеобразное явление в культе
последнего, над объяснением которого не мало трудились экзегеты и
комментаторы средних веков и библейские критики нового времени.
И, действительно, не странно ли? Библия, не допускающая никакого
божества для Израиля, кроме Еговы, не признающая никаких
жертвоприношений никому, кроме Еговы, в единственном случае, в праздникпост «Iом-киппур» (День Всепрощения) предписывает своеобразное
символическое жертвоприношение козла Азазелу, как грехоотпущение…
Прав I. Wellhausen, полагающий, что обряд этого жертвоприношения, как
и самое введение празднования «Iом-киппур» — явления более позднего в
истории Израиля происхождения, относящиеся ко времени Эзры и Нехемии,
то есть, периоду после Вавилонского плена (к 444 году дохрист. эры).
Азазел, несомненно, культ не Израильского происхождения, а
Вавилонского. Израиль лишь придал ему свои особые черты…
Религиозно-обрядовый культ вообще был языческим элементом в религии
Израиля.
«Культа» Азазела в чистом смысле этого слова в религии Израиля не было.
По библии Азазел — существо весьма пассивное, — ему надо было раз в году
принести жертву — и только. Это потому, что Азазел слишком поздно
проник в историю Израиля. По-видимому, в древности в религии Израиля
занимали серьезное место козлоподобные божества «сеирим» — «‫»שעירים‬. В
17-й главе кн. Левит, следующей за описанием обряда приношения козла в
жертву «для Азазела», определенно предписывается израильтянам «впредь не
закалывать жертв» «для сеирим», за которыми они «блудно ходят».
Допущение наряду с культом Еговы жертвы «для Азазела» была, несомненно,
уступкой господствующему направлению массы. Совершенно отменить
языческий культ невозможно было, и Эзра и Нехемия решили исправить его,
подчинить закону в интересах установления единого культа, единого бога
Еговы, но в заботах об узаконении культа и твердом введении его был допущен
компромисс…
Таким образом Азазел проник в религию Израиля в «неудачный» (для своего
развития) момент. Егова терял уже характер узко национального бога
Израиля, он уже приобретал универсальные черты, зарождался монотеизм, и
вполне понятно, что Азазел не мог быть допущен, как равный Егове… Раз в год

приносилась ему жертва, и то не в храме, не на жертвеннике, а далеко в
пустыне сбрасывалась она со скалы, так что весь обряд носил скорее характер
зрелища, торжества — апофеоза в честь Еговы, которому тут же в храме
приносился в жертву точно такой же козел. Приняв из Вавилона «Азазела»,
Израиль не возвеличил его, а умалил ради Еговы, который становился все
ревнивее и ревнивее, требуя для себя монополии и универсализма.
Что же из себя представлял Азазел? По библии — ничего, а по
апокрифической литературе, в частности по «Книге. Еноха» — «Азазел —
предводитель допотопных гигантов, восставших против бога (весьма
вероятно, козлоподобных демонов “сеирим”), он научил мужчин войне и
изготовлению смертоносного оружия, а женщин — искусству обмана,
окрашивания волос, бровей и лица; он испортил нравы и обучил людей
разврату»…
Имя «Азазел» — «‫ — »עזאזל‬собственное; этимология его не вполне ясна и
вызвала не мало толкований. Очень напрашивается объяснение, что оно
составлено из слов: «‫»עז‬, что означает коза (или козел) и «‫ — »אל‬сила,
божество, но и тогда трудно объяснить вставную предпоследнюю букву «‫— »ז‬
(з).
Все это еще более говорит за то, что Азазел не израильского
происхождения.
Сравнивая своеобразный культ Азазела с культом да у вавилонян, с одной
стороны, и с культом Диониса, с другой, Н. Н. Евреинов находит в составных
элементах очень много тождественных черт, которые, несомненно, дают ему
право утверждать, что Дионис имел в лице Эа и Азазела предшественников, из
коих Азазел располагал всеми данными, чтобы сыграть в истории евреев роль
Диониса; но грозный бог пророков Егова помешал этому.
«Азазел ключ к Дионису» — верно заключает Н. Н. Евреинов, но роли
прародителя драматического искусства Азазел не сыграл и сыграть не мог…
Вскоре после проникновения его в культ Израиля, последний вступил на новый
путь религиозного развития, — храм и алтарь стали уступать место
проповеди и молитве, жертва Азазелу стала лишь