Азазел и Дионис. О происхождении сцены в связи с зачатками драмы у семитов [Николай Николаевич Евреинов] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Евреинов Н. Н. Азазель и Дионис: О происхождении сцены
в связи с зачатками драмы у семитов / Предисл. Б. И. Кауфмана.
Л.: Academia, 1924. 200 с.

Б. Кауфман. Предисловие .............................................................................................. 5

Читать

I. Панвавилонизм и необоснованная правда о прародине драмы
Предтечи Гуго Винклера в поисках семитических корней греческой
культуры. Гипотеза Г. Винклера о зачатках драмы в Вавилоне. Наметка
моей гипотезы. Культ козла у шумеро-вавилонян. Бог Эа (Энки).
Антилопа или козел? (об атрибутах б. Эа). «Водяной козел» из рода
антилоп. С какого месяца начинался Новый Год (цагмуку) в Вавилоне?
Мардук, титулуемый богом Эа, и его священный корабль. Праздник
«Сакеи» и заступатеаьное жертвоприношение. ...................................................... 9

Читать

II. Иом-га-киппурим и козел отпущения
«Вечное постановление» в книге Левит, главе 16-й. Данные Талмуда об
обряде «козлоотпущения». Древнееврейские традиции, связанные с Днем
Очищения .................................................................................................................. 37

Читать

III. Драматические элементы в обряде «козлоотпущения»
Дионис и азиатский пра-Дионис. Западная Азия, как семитическая
колыбель винодельческой культуры. Процессия в праздник Сельских
Дионисий и процессия в праздник Дня Очищения. Веселый характер того
и другого праздников. Козел, как виновник торжества обоих праздников.
Откуда появился в Греции козел? Идолы козлов у евреев. Ашима —
козлообразное божество. Человек, который тащил у греков козла, в
процессии Сельских Дионисий, и «нарочный человек», провожавший у
евреев, «козла отпущения» в День Очищения. Хор. Аграрное
происхождение обряда козлоотпущения. Пир. Хад-Гадья — затрапезная
песня о козлике. Календарные данные о Сельских Дионисиях и Дне
Очищения. Украшение жертвенного козла ........................................................... 46

Читать

IV. Прото-сцена у евреев
Греческая «сцена» (skene) в смысле «шатра», «шалаша», «палатки над
повозкой» (Феспис и его повозка). Сцена, как пиршественное собрание в
шатре. О «шалашах», в Иом-Киппур, на пути козла отпущения. Что такое
эйрув? ........................................................................................................................ 80

Читать

V. О связи греческой трагедии с обрядом козлоотпущения
Изжитый в древности канун возникновенья театральной драмы у евреев.
Почему не евреи оказались «избранным народом» в истории театра?
Очищение (catharsis) в ритуальном и в художественном смысле. Трагедии
Эсхила, Софокла и Еврипида, вскрываемые, в их традициях, при свете
очистительного обряда козлоотпущения. «Фармакой» и «капрификация». ...... 88

Читать

VI. Происхождение обряда козлоотпущения
Козерог и астральная символика козлоотпущения, в объяснении Даниила
Святского. Бог Эа и его отношение к очищениям. В. Вундт и его
объяснение церемонии очищения путем переноса бед с человека на
животное. Гипотеза Фрэзера о смысле и происхождении козлоотпущения,
в связи с вавилонским обрядом «Сакеи». Мои выводы. Пять объяснений

участия двух козлов в обряде Дня Очищения. Все драматические
элементы козлоотпущения — вавилонского происхождения. .......................... 108

Читать

VII. Прото-сцена у вавилонян
Вавилонский «корабль на колесах» (carrus navalis = Карнавал) —
древнейшая форма сцены. «Повозка Фесписа» имела вид «корабля» и
была древнейшей сценой у греков. Гипотеза о происхождении
«шалашей» у евреев в обряде козлоотпущения. Миф о Гильгамеше,
объясняющий происхождение «корабля на колесах». В сказанья о
всемирном потопе и о ковчеге Ут-напиштима скрывается параллельнодополнительное объяснение происхождения «корабля на колесах».
«Ладья антилопы бездны бога Эа (Энки)» и ее украшение головой козла.
Вавилонский «корабль на колесах», в виде корабля на санных полозьях, в
русских Масленичных (= карнавальных) обрядах. Русская народная пьеса
«Лодка». Русские «халдеи» и их святочный «корабль на санях». Шведская
песенка о козле в ладье, воскресающем из мертвых. Какому действу
(драме) служила вавилонская прото-сцена? Очищение (катарсис) и его
связь со священным кораблем и козлом. ............................................................. 124

Читать

VIII. Азазел и Дионис
«Азазел» в этимологическом смысле. Азазел в объяснениях каббалистов и
талмудистов (книги Еноха и Зогар). Азазел = Исаву. Азазел = Сатане
(богу). Козерог — слуга «главного дьявола». Азазел = Ашиме. Азазел =
богу Эа. Азазел = Азазилю, сатане киргизов. Азазел — козел и его
отношение к влаге. Лягушка на знамени Азазела = Азешунамиру,
посланцу бога Эа. Азазел = Дионису. .................................................................. 162

Читать

IX. Заключение
Причины траголатрии. Почему козел стал «преисподним животным»
(Unterweltsthier, по определению Альфреда Иеремиас)? Как понимать
влияние семитического обряда очищения, связанного с «козлом
отпущения», на греческую трагедию? О связи Средиземноморья с
яфетическим Востоком. Постулат прото-обряда с культовым козлом. ............