По Декану [Вячеслав Леонидович Крашенинников] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Annotation

Автор книги в 1957 г. был направлен в длительную командировку в Южную Индию для преподавательской работы.

За три года он побывал в разных уголках этой наименее известной нам части Индии. В результате родилась эта книга.

Автор ярко рассказывает в ней о богатой драматическими событиями истории Южной Индии и о том, что он увидел там в наши дни.


ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

ГЛАВА I

СЕДЫЕ КАМНИ ГОЛКОНДЫ

СТАРЫЙ ХАЙДАРАБАД

НОВЫЙ ГОРОД

МУСУЛЬМАНЕ ХАЙДАРАБАДА

ВОКРУГ СВЕТИЛЬНИКА

ХОЗЯЕВА СВОЕГО ДОМА

ТЕЛИНГАНА

ГЛАВА II

СТОЛЬНЫЙ ГОРОД БИДАР

ГУЛБАРГА

ГЛАВА III

ЛЕВ МАЙСУРА

БАНГАЛУР

В СТОЛИЦЕ ВОДЕЯРОВ

СЕРИНГАПАТАМ

КУРГ — СТРАНА КОФЕ

У НОГ ГРАНИТНОГО ГИГАНТА

ГЛАВА IV

МАДРАС

КОРОМАНДЕЛЬ

КЕРАЛА

ПОСЛЕСЛОВИЕ

ИЛЛЮСТРАЦИИ


INFO

notes

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17




В. КРАШЕНИННИКОВ



ПО ДЕКАНУ



ИНДИЙСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ






*

М., Географгиз, 1963

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ


В июне 1957 года я сошел с поезда в Хайдарабаде — большом городе Южной Индии. При мне было письмо советского посольства, в котором говорилось, что предъявитель его — работник индийской редакции Издательства литературы на иностранных языках в Москве — посылается в распоряжение Османского университета для преподавания русского языка и усовершенствования в языке урду.

Представившись вице-канцлеру университета и декану факультета гуманитарных наук, я решил в тот же день полюбоваться панорамой Хайдарабада с вершин Банджара-Хиллз — высокой каменной гряды, которая подходит к городу с запада.

Недолгий путь вверх по шоссе среди скал, загородных построек и садов — и я оказался на вершине Банджара-Хиллз.

Оттуда глазу открывалось настоящее царство камня. Все пространство вокруг занимали бесплодные красновато-бурые горы. Они высились окрест неровным каменным частоколом, обращались вдали в синие конуса и наконец сливались с еще более синим горизонтом. Кругом были видны каменные нагромождения, большие валуны, чудом держащиеся на склонах. Казалось, подтолкни один такой камень — и он полетит вниз, сокрушая все на своем пути.

Среди каменного хаоса, привольно раскинувшись в неровной каменистой долине, лежал Хайдарабад. В глубине его городских кварталов из зеленой кипени парков и садов тут и там подымались белоснежные здания со сверкающими шпилями и минаретами.

Любуясь панорамой Хайдарабада, я старался припомнить, что я знал о нем, но вспоминать было почти нечего. В памяти смутно всплывали когда-то прочитанные строки об алмазных копях Голконды, о знаменитом алмазе Кох-и-Нур, добытом где то в этих местах; вспомнились рассказы о богатствах низамов Хайдарабада. И это было все.

Еще меньше знал я об Андхре, столицей которой является Хайдарабад. Дома, в Москве, у меня висит яркий рисунок, где художник изобразил молотьбу в деревне Андхры. Полуобнаженные, атлетически сложенные мужчины хлещут желтыми снопами о низенькую деревянную скамью. Под ногами у них — груды золотого зерна. Рядом с трубкой в зубах сидит сахукар — деревенский ростовщик, которому, вероятно, и перейдет большая часть этого зерна. Голова у сахукара обрита, с затылка свисает черная косичка. Чуть в стороне стоят женщины с корзинами. Одна из них льет воду на подставленные лодочкой ладони молотильщика. Жарко, да и работа нелегкая! Дальше на фоне золотых скирд крестьяне гоняют бычков по разложенным на земле снопам. А за током — несжатые поля, рощи манговых деревьев, приземистые хижины под соломенными крышами и, наконец, сливающиеся с небом синие-синие горы. Этот рисунок, подаренный мне одним индийским другом, давал самое общее представление о природе Андхры.

Кое-какие сведения об Андхре я почерпнул из переведенной мною новеллы индийского писателя Кришана Чандра «Когда пробудились