Птица в клетке [Олег Евгеньевич Григорьев] (pdf) читать онлайн
Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
ГРИГОРЬЕВ
ПТИЦА В КЛЕТКЕ
Олег, Олежка Григорьев, помню, ехал к нему на край
света, метро, потом на трамвае. На краю света была
уютная новая квартира, на стенах коллекция бабочек,
в секретере кости и череп, на столе бутылка водки,
вокруг пьянствующие уголовнички.
Олег, сколько я помню, был всегда один, даже когда
женат. Какая женщина, скажите, выдержит бесконеч
ное празднование неизвестно чего, скорее всего
неистовства духа, с русскими скандалами и
примирениями, с битьем посуды и разбиванием
чужой и собственной физиономии!..
Познакомился я с Олегом давно, не знаю, было ли
ему восемнадцать, но в Лианозово к Оскару Рабину
он уже приехал. Сидел, пил, слушал чужие стихи и
читал свою повесть из жизни детского сада. Такой
экзистенциализм на ночном горшке. Мне повесть
понравилась, я ее запомнил. Стихи его дошли до
меня сначала как фольклор...
В последнюю нашу встречу Олег подарил мне свои
стихи, вышедшие в Питере в виде газеты с
рисунками «Митьков», лишь после его смерти стали
издаваться книги его стихов. Олег Григорьев как
поэт стоит посреди этого города с патиной
прошлого величия особняком...
Генрих Сапгир
Новое литературное обозрение. 1995. № 14
- Ну, как тебе на ветке? Спросила птица в клетке.
- На ветке - как и в клетке,
Только прутья редки.
Издательство
Ивана Лимбаха
Санкт-Петербург
2005
„в**®1*®
и ПР°3°
УДК 82-1
ББК 84-5
Г 83
18ВЫ 5-89059-070-7
© О. Е. Григорьев (наследники), 2005
© М. Д. Ясное, составление, вступительная статья, 1997
© Д. М. Плаксин, С. Д. Плаксин, художественное оформление, макет, 1997
© Ю. Журавский, С. Королев, С. Подгорков, А. С. Чежин, фотографии, 1997
© Издательство Ивана Лимбаха, 2005
Михаил Ясное.
Вослед уходящей
эпохе
1
Всем поровну!
Стихи
из детской жизни
21
Рождественская
песенка
Стилизация
93
Человек в мешке
Стихи
из взрослой жизни
127
Футбол
Поэма
231
Стекло
Осколки прозы
243
Алфавитный
указатель
261
От составителя
«Птица в клетке» — наиболее полное издание литературного на
следия поэта Олега Григорьева (1943—1992), в которое включены его
стихи для детей, лирика, поэма, а также прозаические произведения.
В книге представлено большинство произведений О. Григорьева,
оказавшихся в поле зрения составителя, — источниками для настоящего
издания послужили книжные публикации, журнальные и газетные под
борки, а также просмотренная и выправленная самим поэтом машино
пись, основной корпус которой вошел в сборник «Стихи. Рисунки»
1993 года. За пределами книги остались тексты лабораторного и вспо
могательного характера — варианты, фрагменты, подписи к рисункам,
палиндромы и пр.; ряд произведений публикуется впервые (из архива,
любезно предоставленного нам матерью О. Григорьева, Евгенией Васи
льевной Телетицкой, и из архива составителя). Приносим сердечную при
знательность М. Б. Левину за возможность ознакомиться с уникальной
магнитофонной записью чтения стихов автором (1983) — часть расшиф
рованных с этой пленки стихотворений также впервые публикуется в
настоящем издании.
Название книги и ее разделов принадлежит составителю; назва
ние отдельных произведений сохранены в соответствии с предыдущими
публикациями. Часть названий (в основном из первого, детского, разде
ла) предложен, уточнен или изменен самим автором во время работы
над уже упоминавшейся машинописью его стихотворений.
Творчество Григорьева охватывает примерно тридцать пять лет —
с конца 1950-х до начала 1990-х годов. Сам он редко обращал внимание
на даты; мы сочли возможным и необходимым датировать только два
редких для него произведения крупной поэтической формы — поэму
«Футбол» (1986) и «стилизацию» (по определению автора) «Рождест
венская песенка», написанную в «Крестах» в 1989 году.
В книге представлено около семисот текстов Олега Григорьева —
однако за ее пределами осталось еще немало его произведений, которые
необходимо собрать и сделать достоянием широкого круга читателей.
Неимоверность нашей яви
Смешна, бесстыдна и глупа,
Но так безрадостна, что вправе
Смеяться только черепа.
Поль Верлен*
Друзья юности Оле
га Григорьева рас
сказывают, что он не
хотел взрослеть. Был
он невысок, моложав, тонкой кости
и долгое время говорил, что ему сем
надцать лет. Мы познакомились, когда ему
уже перевалило за сорок, он был бородат,
испит, болен, но на трезвую голову превращался
в подростка, с простодушным удивлением и радостью открывавшего знакомый мир.
Это был человек, в котором с предельной обостренностью
запечатлелась подростковость изначально тонкого и умного,
но люмпенизированного, спившегося, уличного россиянина.
Григорьев родился 6 декабря 1943-го, умер 30 апреля
1992 года.
В интервью, посвященном его памяти, поэт Виктор
Кривулин рассказал о жизни их, десятилетних, в пионерском
лагере и обратил внимание на всем нам хорошо известное
явление, которое назвал «детской лагерной психологией». Здесь
важны оба определения — «детский» и «лагерный»: их сочета
ние определяет суть судьбы и стихов Олега Григорьева.
Он должен был стать художником, но, по его собст
венным словам, «не отстоял себя как живописца». В начале
шестидесятых Григорьева изгнали из СХШ при Академии
художеств. Изгнали за то, что он отказывался целый се
местр рисовать поставленные для натуры ведро и веник,
за то, что рисовал не то и не так, за то, что был насмешлив
* Перевод А. Гелескула.
ВОСЛЕД УХОДЯЩЕЙ ЭПОХЕ
7
и скандален. За поэму «Евгений Онегин на целине», которую
подал вместо школьного сочинения и в которой отвел душу,
издеваясь над целинным «запоем» тех лет. За такие, напри
мер, стихи, которые однажды нашел в своем кабинете запи
санными на доске учитель физики:
Когда бы с яблони утюг
Упал на голову Ньютона,
То мир лишился бы тогда
Всемирного закона.
У Григорьева был особый взгляд, улавливающий смеш
ную и трагичную алогичность жизни. В эти годы — не став
живописцем, но сохранив дружбу и духовную связь со многи
ми известными ныне художниками, — он стал поэтом.
Писатель Виктор Голявкин вспоминает:
«Мы знали друг друга с давних ученических лет, и многие
встречи с ним остались в памяти, как подчеркнутые строчки.
После работы в мастерской я приходил в общежитие,
ложился на кровать и писал короткие рассказы.
Олег Григорьев часто приходил послушать мои рассказы
(тогда все друг к другу ходили). Он удивлялся, восторгался и
сам писал стихи...
Настроение его стиха, как правило, неординарно. А я счи
таю, писатель или поэт с того и начинается, что мыслит не в
общепринятом русле. По крайней мере, для нашего времени
так было лучше (может быть, это мнение не навсегда).
Олег Григорьев задал новое направление художествен
ной мысли».
Шестидесятые — восьмидесятые годы, на которые выпа
ли три десятилетия творческой жизни Григорьева, выпестова
ли в нашем обществе резкий, отчетливый тип внутреннего эми
гранта, в душе своей чуждого всему официальному, презираю
щего строй и власть, но не идущего на прямую конфронтацию
с ними, а предпочитающего занять свою культурную нишу.
Культура улиц и кухонь, вошедшая в плоть и кровь нашего
поколения, культура тайного протеста, ерничанья, насмешки,
анекдота стала фактически культурой народа, его живым
фольклором. Сам маргинальный образ жизни оказался наделен
глубоким и серьезным смыслом — достаточным, чтобы
возникла новая литература.
Судьба Григорьева типична для российского поэтическо
го быта. Бедолага, пьяница, головная боль милиции и восторг
кликушествующих алкашей, почти бездомный, разбрасываю
щий стихи по своим временным пристанищам, — он был че-
ВОСЛЕД УХОДЯЩЕЙ ЭПОХЕ
8
ловеком светлого ума, образованным, поразительно органич
ным. В трезвые минуты — обаятельный, умный, иронический
собеседник; в пьяные — чудовище, сжигающее свою жизнь и
доводящее до исступления окружающих. Эта горючая смесь
высот бытия и дна быта пропитала его стихи, сделала их ни на
что не похожими, превратила грязные, стыдные, но такие ре
альные окраины жизни в факт подлинной поэзии.
Судьба Григорьева окружена легендами, россказнями
самого разудалого толка. И сам поэт, и его вечное многолюд
ное окружение с застольной легкостью плодили мифологию.
Говорят, в первый раз Олег угодил в «Кресты» после дра
ки с неким знатоком русского языка, который полез в бутыл
ку, услышав, что встречный обратился к его знакомой, назвав
ее то ли «голубушкой», то ли «сестренкой».
Говорят, что, когда литературное начальство подняло скан
дал по поводу его детской книги «Витамин роста», один из главных
московских писателей сказал: «Мы еще разберемся с детскими
книгами, которые выпущены по заказу зарубежных спецслужб».
Говорят, что и вторично в «Кресты» он угодил потому, что
был бельмом на глазу у докучливого участкового и в одну из
очередных «проверок» сломал козырек его фуражки...
Человек уличной культуры любит и пестует уличный миф.
Так легендаризировались знаменитые места ленинградских
поэтических тусовок шестидесятых — семидесятых годов — Ма
лая Садовая и «Сайгон». Поди теперь, разбирайся — сколько
там было пьяной мерзости, нечистоплотности и отроческих
предательств! Однако редкие таланты, прошедшие сквозь эту
среду и выдюжившие ее, донесли до сегодняшнего дня ро
мантическую сказку, в которую легко и жадно верится, — при
любом раскладе это была наша молодость.
Смутный быт Григорьева тоже со временем выветрится
из памяти его друзей и современников, а хмельная невыноси
мость естественно заместится органичностью и оригиналь
ностью его поэтической натуры.
Куда дороже прочих воспоминания именно о таком Гри
горьеве — талантливом и обаятельном. Например, о человеке
с удивительным музыкальным слухом. Режиссер Борис Понизовский, один из самых близких поэту людей, вспоминал, как
однажды Григорьев услышал музыку, доносившуюся из при
глушенного телевизора, и тотчас заметил: Бетховен, дирижи
рует Караян. Так и оказалось. А художник Василий Аземша,
который учился в СХШ в одно время с Григорьевым, расска
зал, как тот однажды виртуозно воспроизвел арию из «Риго
летто», следуя всем тонкостям музыкальной партии... Эти вое-
ВОСЛЕД УХОДЯЩЕЙ ЭПОХЕ
9
поминания ценны еще и тем, что стих Григорьева антимузыкален, нередко коряв, расхристан — и одновременно фантас
тически искусен. Это та степень ритмической свободы, кото
рая может быть достигнута только при особом внутреннем
чутье, интуиции и абсолютном слухе.
Олег Григорьев был человеком разнообразных — стран
ных и страстных —знаний. Прочтите его рассказ «Летний день»,
эту подлинную коллекцию детской энтомологии. По словам
Б.Понизовского, из вологодской ссылки (после первой отсид
ки в «Крестах») поэт привез «изумительную коллекцию бабо
чек, которую хотела купить Академия наук, но у ссыльного,
видите ли, нельзя покупать, так она и пропала». У энтомоло
гов бытует выражение в духе самого Олега: летом они «сачку
ют», а зимой «вкалывают». Короткие и яркие стихи Григорьева
легко представляются такой богатейшей коллекцией пойманных
летучих мгновений жизни, которые он с научной дотошностью
«вколол» в машинописные листы.
Ольга Тимофеевна Ковалевская, редактор его третьей и
последней детской книги «Говорящий ворон», рассказала о
своем знакомстве с поэтом. Он не пришел в издательство в
оговоренный по телефону час, и после долгого ожидания Ольга
Тимофеевна спустилась по делам на первый этаж, в библио
теку. Там она обнаружила неизвестного человека — он держал
в руке стрижа со сломанной лапкой и безуспешно дозвани
вался в ветеринарные лечебницы. Это был Олег Григорьев —
подходя к издательству, он нашел раненую птицу, зашел в
первую же издательскую дверь и, забыв про все на свете,
стал заниматься судьбой птицы.
Григорьев был человеком «точечного сознания» и прини
мал близко к сердцу то, что оказывалось рядом, под рукой. В
зоопарке стрижу наложили лубок, но дома у Григорьева птица
умерла. Так появилось одно из его лучших, на мой взгляд,
стихотворений «На смерть стрижа»:
Хоть у плохого, да поэта
В руках уснула птица эта.
Нельзя на землю нам спускаться,
На землю сел — и не подняться...
Смерть в разных ее ипостасях — любезный гость в поэ
тическом мире Григорьева. Она постоянно соседствовала с
поэтом и в реальной жизни. Допивались до чертиков его дру
зья и знакомцы — гибли от алкоголя, кончали с собой, стано
вились жертвами сомнительных несчастных случаев. Так же и
в стихах — многие герои Григорьева ходят по зыбкой грани
ВОСЛЕД УХОДЯЩЕЙ ЭПОХЕ
10
между жизнью и смертью, легко перемещаясь из одного со
стояния в другое:
Смерть прекрасна и так же легка,
Как выход из куколки мотылька.
Уже в юности выпавший из советской системы, и в смер
ти своей Олег Григорьев оказался «несостыкованным» с нею:
его тело неделю пролежало в морге, пока народ шумел
на майских митингах и вскапывал приусадебные участки. Только 8 мая 1992 года поэт, член ПЕН-клуба, за полгода до смерти принятый в Союз писателей, был наконец похоронен на Волковом кладбище в Петербурге. А до того
состоялось отпевание в церкви Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади — той саI I В шестнадцать
мой церкви, где отпевали
I I лет Олег Григопогибшего Пушкина.
II рьев написал
I I четверостишие,
сейчас известное чуть ли не каждому, — про электрика Петрова, который
«намотал на шею провод». Многие поражаются, узнав, что у этого стихотворения есть автор. Давно и основательно оно вошло в фольклор и
фиксируется в фольклорных сборниках.
г Знаменитые «бандитские» стихи, которые с таким вожде
лением пересказывают друг другу мальчишки и девчонки (а
вслед за ними и взрослые), на самом деле имели свою «лите
ратурную» предысторию. Они во многом пошли от стихов и
«страшных» рассказиков Олега Григорьева — особенно после
выхода в 1971 году его первой детской книги «Чудаки».
Книгу составили стихи и «страшилки», писавшиеся в шес
тидесятые годы. Едва появившись, они становились классикой,
ибо оказались написанными блестящим, афористичным эзопо
вым языком советского (вернее — антисоветского) подпольщика:
— Ну, как тебе на ветке? —
Спросила птица в клетке.
— На ветке — как и в клетке,
Только прутья редки.
Талант Григорьева был в чем-то сродни таланту Аркадия
Райкина: поэт немедленно вживался в ту маску, которую на
девал, являя миру многообразие столь знакомых нам персо
ВОСЛЕД УХОДЯЩЕЙ ЭПОХЕ
11
нажей — маленьких и взрослых подлецов, трусов, жадин, ху
лиганов и просто равнодушных.
Действительно, между детьми и взрослыми в стихах Гри
горьева трудно провести границу, да и сами стихи трудно под
даются делению на детские и взрослые: здесь мы следуем
скорее традиции, сложившейся при публикации его детских
книг и самому авторскому отбору. «Взрослая» обращенность
детской поэзии Григорьева сделала его широко популярным
прежде всего в родительской среде, а парадоксальность поэ
тического мышления — в детской.
Разговоры об этой парадоксальности зачастую заставля
ют возвращать Григорьева в школу Хармса, обэриутов. Это
не совсем так. Обэриуты «доводили» литературный абсурд до
жизни, утверждая его как реальную эстетическую категорию.
Григорьев жизнь доводит до абсурда, обнажая низовую эсте
тику ее реальности.
В чем действительно явно прослеживается связь между
Григорьевым и, скажем, Хармсом — так это в их театральности,
поэтической буффонаде, в многочисленных сценках, диало
гах, в «школьном театре». Но и тут речь идет о более глубокой
традиции, которая заденет и Козьму Пруткова с его высоко
мудрой афористичностью, и А. С. Шишкова с его «разговор
ными» детскими опусами, — и уйдет в фольклор, в лубок, в
раешник народного театра.
Фольклорность стихов Григорьева способствовала тому, что
их тотчас взяли на вооружение подростки: стихи оказались в
центре «юношеского фольклорного сознания семидесятых годов»,
по выражению Марины Новицкой, фольклориста и собирателя
«бандитских» куплетов. Григорьев интуитивно уловил и
сформулировал накопившийся в обществе идиотизм («игрой в
идиотизм» назвала Лидия Яковлевна Гинзбург художественные
поиски митьков, которым по духу близки и искания О.Григорьева) — тот идиотизм, что на разных уровнях стал результатом и
выражением тоталитарной государственной системы.
В те же семидесятые годы вошли в фольклор герои не
давно написанных литературных сказок — Незнайка, Чебураш
ка, крокодил Гена. Тогда же, в 1973 году, впервые появился
на телеэкране легендарный Штирлиц.
Многим анекдотам о Штирлице, садистским куплетам и
стихам Григорьева в равной степени присущи словесный и
смысловой абсурд, «недоумочность» и дебильность героев —
все то, что на самом деле являлось достаточно точным отра
жением реальности. У такой макаберности широкая амплиту
да — от каламбура до апокалиптического видения.
ВОСЛЕД УХОДЯЩЕЙ ЭПОХЕ
12
Анекдот:
Штирлицу угодила в голову пуля. «Разрывная», — сообразил
Штирлиц, раскинув мозгами.
Куплет:
Девочка в поле гранату нашла.
«Что это, дядя?» — спросила она.
«Дерни колечко!» — дядя сказал.
Долго над полем бантик летал.
Григорьев:
Бомба упала, и город упал.
Над городом гриб поднимается.
Бежит ребенок, спотыкаясь о черепа,
Которые ему улыбаются.
Можно множить и множить эти примеры. На давнее
«взрослое» двустишие Григорьева:
Шел я между пилорам,
Дальше шел я пополам —
тут же отзывается детский фольклор:
Маленький Петя льдинку колол.
Сзади бесшумно подплыл ледокол.
Нету картинки смешнее на свете:
Справа пол-Пети и слева пол-Пети.
И снова далеким эхом возвращается к поэту:
На заду кобура болталась,
Сбоку шашка отцовская звякала.
Впереди меня все хохотало,
А позади все плакало.
Всякий раз удивительно наблюдать, как она, эта пресло
вутая григорьевская макаберность, отшелушивается от его
стихов, оставляя в памяти читателя простодушие и трогатель
ность чистой лирики.
Возможно, это происходит еще и потому, что подо всеми
масками угадывается ранимый, бесконечно обманывающий
ся и в то же время по-детски лукавый и «подначивающий»
автор — подросток и чудак. И здесь мы опять оказываемся
«внутри» традиции. Ведь начиная еще с двадцатых годов од
ним из героев детской поэзии (в противовес «героям дня» и
барабанному оптимизму) становится чудак, человек прежде
ВОСЛЕД УХОДЯЩЕЙ ЭПОХЕ
13
всего в своем бытовом поведении противопоставленный об
ществу, существующий сам по себе, по своим, казалось бы,
странным законам, — однако при ближайшем рассмотрении
эти странности оказывались вполне естественными и челове
ческими на фоне вымороченной действительности. Уже тогда
детская поэзия зафиксировала значительное и, надо признать,
перспективное общественное явление — чудачество как фор
му социальной внутренней эмиграции.
По счастью, «Чудаки» Григорьева выпали из поля зрения
литературных чиновников, а то бы, небось, уже в то время с
ним попытались расправиться — как попытались десять лет
спустя, когда вышла его вторая книга «Витамин роста». При
чиной начальственного гнева был вовсе не «черный юмор»,
как быстренько окрестили его стихи, — черный юмор эта братия
съела бы и не поморщилась, кабы за ним не стояла живая
пародия на то, чему служили верой и правдой апологеты
системы. Григорьев, не ведая того, показал, каков стереотип
их мышления и как легко и весело он разрушается. А такое не
прощают.
Так поэт оказался дважды изгнанником: сначала он не смог
существовать в идеологической системе официальной взрослой
поэзии и был вытеснен в детскую. Затем из официальной
детской он стал вытесняться в жизнь, существующую
вне литературы. Но именно в этой жизни он всегда
находил темы и сюжеты лирики — именно там, на
дне, и обнажалась вся фальшь общества, его
нравственная катастрофа, апология насилия и цинизм воспитательских догм. То
самое, что так заразительно отразили «бандитские» стихи. Гоиго-III При жизни Оле-
рьев вышел из фольклора —
и ушел в фольклор.
I I I га гРиг°Рьева
III было всего не■ I ■ сколько се-
рьезных публикаций его стихов, обращенных к взрослому читателю, — в журнале «Искусство Ленинграда», в сборнике
«Незамеченная земля»; вышел довольно пространный буклет, в основном его коротких стихотворений, составленный Валерием Шубинским и проилг
люстрированный Александром Флоренским. Один из ре
цензентов назвал эти иллюстрации «бессовестно скучными».
На мой же взгляд, наоборот, — графика Флоренского создает
вполне адекватный и веселый образ поэзии и, скажем, поэтики
Григорьева — но далеко не всей. Флоренский и митьки «доиг
ВОСЛЕД УХОДЯЩЕЙ ЭПОХЕ
14
рывают» тот идиотизм, о котором говорила Л. Я. Гинзбург. На
пример, в двустишии из поэмы «Футбол»:
Чтобы выразить все сразу,
Кулаком я бью по тазу, —
говорится о вполне реальном тазе, с которым записной
болельщик пришел на матч, желая шумом и громом поддер
жать свою команду. У Флоренского этот таз превращается в
известную часть тела, отчего стихи приобретают парадоксаль
но-комический в своей абсурдности смысл. Графические
игрища митьков (в этом смысле характерен большой альбом,
выпущенный издательством «ИМА-пресс» в 1993 году под
названием «Митьки и стихи Олега Григорьева») как раз и
рассчитаны на ту из особенностей его поэтики, которую можно
было бы назвать «превращениями».
В стихах Григорьева все и постоянно превращается: че
ловек — в насекомое, птицу, дерево или в какой-либо пред
мет, добро — в зло, воспарение — в падение, даже рифма,
благодаря глубине или омонимичности, часто превращается
в сюжет стихотворения. Это простодушный порыв любым пу
тем, пусть в игре, уйти от обрыдлой действительности. При
чем, как правило, фиксируется уже произошедшее измене
ние — смешное и нелепое, и это грустная клоунада:
Застрял я в стаде свиней,
Залез на одну и сижу,
Да так вот теперь я с ней
И хрюкаю, и визжу.
Живые картинки, театр теней — все достаточно отстра
нено, достаточно холодно, достаточно бегло. Мгновенная
вспышка — и постепенное проявление увиденного и услышан
ного. Понимаешь, что изначально было не так, что-то смести
лось при этом проявлении, произошел какой-то химический
фокус и запечатлелось куда больше, чем было наяву.
У Григорьева много «филологических» превращений: как
нередко бывает, умная игра в слова становится необходимым
фоном, а то и содержанием жизни. И пока она, эта жизнь и
культура в целом, следуя известному исследованию филосо
фа Й. Хейзинги, «становится все более серьезной», в поэзии
главным остается «примат игры», а игровой поэт — проводни
ком и хранителем глубинных традиций.
Дом, полный криков людей и звона кастрюль.
Звон кастрюль, полный домов и крика людей.
ВОСЛЕД УХОДЯЩЕЙ ЭПОХЕ
15
Звон людей, полный домов и крика кастрюль.
Дом кастрюль, полный звона людей.
Стихи Григорьева можно назвать высокой поэзией низ
кого быта. В них действительно много неловкого, того, о чем
«не говорят», того, в чем даже себе не признаются. Коллек
ция, мозаика — назовите как угодно это огромное собрание
эпизодов, этюдов, зарисовок постыдного, отвратительного и
дебильного. Во всем этом есть налет «прбклятости» с ее эстети
кой безобразного. «Проклятых» поэтов всегда спасала самоирония. В стихах Григорьева очень мало личного, несмотря на мно
жество «я». Нет ликования и гнева, радость и страдание разве
что называются. Нет того, о чем писал «проклятый» Лафорг, имея
в виду «проклятого» Корбьера: «стих под ударом хлыста». Есть,
пожалуй, другое: смирение, готовность продемонстрировать во
всех подробностях саморазрушение — и:
В костюм Пьеро я нарядился —
Как Арлекин на бал явился!
Незлобивые, смиренные чудаки Григорьева то и дело
попадают в нелепые комедии положений, и трагедия обора
чивается фантасмагорией.
У поэта есть излюбленные маски: детоненавистник, ал
каш, коммунальный скандалист, хулиган...
Девочка красивая
В кустах лежит нагой.
Другой бы изнасиловал,
А я лишь пнул ногой.
Мы знаем читателей, которых такие стихи приводят в
бешенство. Ханжество чтения ничем не лучше ханжества быта.
И надо сделать усилие, чтобы в лучшем случае не ограничить
ся скабрезным смешком, а представить себе и понять тот срез
жизни, который сквозит хотя бы только в одном этом четверо
стишии.
И вправду, при всей внешней легкости и веселости читать
Григорьева не просто. Вообще трудно читать собранные в до
статочном количестве стихи «малых форм» — лимерики, эпи
граммы, частушки. Но хотелось показать расширяющуюся все
ленную григорьевской лирики — с ее многообразными и точны
ми деталями, блеском остроумия и вечным возвратом к детству.
Показателем «уровня» поэтики Григорьева может служить
поэма «Футбол». Сколько здесь, на первый взгляд, длиннот,
ВОСЛЕД УХОДЯЩЕЙ ЭПОХЕ
16
провалов, даже неграмотности, но ведь это речь и тип созна
ния советского футбольного болельщика, а отсюда — эмоцио
нальный нахлест, точная терминология и все тот же утриро
ванный идиотизм: так было, так есть, это у большинства на
слуху, ибо футбол не только игра, но и смысл нашего недав
него прошлого.
В поэме Григорьев, может быть, еще ярче, чем в стихах,
возрождает традицию лубка и примитива — особенно в наив
ных исторических экскурсах:
Выдвигалось версий много,
Но, наверно, вот в чем суть:
Человечек встал на ноги,
Сразу надо что-то пнуть...
И еще выпуклее, чем в лирике, возникает своебразная
афористичность подписей под рисунками — как только во
взрослом поэте просыпается ребенок, поэзия становится дет
ской азбукой в стихах:
Стала правая ударная
К левой перпендикулярная.
Стала левая ударная
Параллелепипедарная.
Ноги думают, увы,
Много лучше головы.
И вдруг ни на кого не похожий Олег Григорьев становит
ся прекрасным учеником маршаковской школы — с ее точнос
тью деталей, чистотой звука и рифменной игрой:
Если в поле Платини,
Лучше время не тяни.
Нет подобных геометров:
Мяч вбивает за сто метров.
Как бы держится в тени
И сплетает паутину.
Стенка что для Платини —
Для него нужна плотина.
Оригинальность всегда вырастает из традиции. Поэтому
мы волей-неволей все время оглядываемся: поэтический
ВОСЛЕД УХОДЯЩЕЙ эпохе
17
фольклор и народный театр, Прутков и обэриуты, Маршак и
Хармс... Влияние последнего сказалось и на григорьевской
прозе — в основном не сохранившейся, на этих «осколках»
прозы: на рассказиках, опубликованных в книге «Чудаки», на
большом рассказе «Летний день», в свое время появившем
ся в парижском журнале «Эхо» с недописанным или утерян
ным концом, — есть надежда, что у кого-то из друзей поэта
рассказ сохранился в полном виде и будет наконец напеча
тан целиком.
В прозе Григорьева мы опять «впадаем» в детство — в
его забытые обиды и недоразумения, а главное, в удивитель
ную детскую пристальность к приметам и мелочам жизни, ко
торые еще не делятся на добрые и дурные:
«Наступил Ленька на шнурок и — шлеп животом, как ля
гушка. Поднялся, а тут ему на лямку встали, и опять на полу
лягушачий шлеп послышался.
А на нем уже Юрка-злодей сидит. Потянул его за рот —
чуть губа не оторвалась, потому что мягкая. А Ленька его схва
тил за ухо резиновое, растянулось оно, а потом на место
стрельнуло, дрожит теперь. Тогда Юрка за живот его душить
начал, так что сопли пошли.
Ну их. Я быстренько сандалии одел и к умывальнику от
правился. Здесь воспитатели чистить зубы нас заставляют,
для этого щетки волосатые выдают.
А зачем зубы чистить? Все равно они скоро выпадут, и
заместо их другие вырастут. Вот те и надо чистить. У меня
уже вырос один такой, а другие еще шатаются. Буду его одно
го чистить. Ух ты, паста какая вкусная! Вначале съем одного
червяка, а другого на щетку можно. Мухи из умывальника льют
ся. Куда они только не забираются, эти мухи. В нос забирают
ся и в уши дырявые. Сидит одна и поет в моем ухе, а уходить
не собирается. Но я гвоздем ее оттуда вытащил, который здесь
заместо вешалки всем глаза царапает. Не воткну его обрат
но, в трусы воткну. Пускай как сабля острая на боку висит,
пригодится потом, наверно...»
Часто откровенные детские наблюдения и впечатления
забываются, и во взрослом человеке погибает ребенок. У Гри
горьева они, обогащенные литературной традицией, превра
тились в высокую литературу, ни на что не похожую, в «новое
направление художественной мысли».
Оставаясь всю жизнь ребенком, подростком, Григорьев
не успел стать стариком. Он умер от непосильного пьянства,
от бездомности, от жизни, перелопаченной милицией, бесце
ремонными знакомцами и литературными начальниками. Во
ВОСЛЕД УХОДЯЩЕЙ ЭПОХЕ
18
многом он и сам хотел такой жизни, сам не мог обойтись без
этого круговорота поэзии и прозы, возвышенности и живот
ности. Его судьба стала как бы литературным жанром, пере
вертышем, перепутаницей, добро и зло сосуществовали в ней
порою под масками друг друга.
Эпоха, в которую он жил, стремительно от нас уходит.
Вослед ей мы начинаем узнавать многие стихи О.Григорьева,
из тех, что ходили разве что в рукописях. Возможно, он по
следний поэт советского литературного подполья, списков и
машинописных листков, передававшихся из рук в руки.
В этой эпохе было немало скверного. Но были и люди,
говорившие: чудо — это не инопланетяне, не мистика, это даже
не откровенье Божье; чудо — это то, что рядом, под рукой, у
сердца; это простая вещь, простое слово, простая жизнь, даже
с ее уродством и низостями.
Читателям лирики Олега Григорьева придется непросто.
Однако будем читать: это наша жизнь, поэт ее не приукраши
вает и не ужесточает. Это жизнь, из которой мы вышли — и из
которой выходим. И именно в этой жизни были написаны та
кие удивительные строки:
Один человек доказал, что земля — это куб.
А другой умер от прикосновения детских губ!
Михаил Ясное
ИДЕТ И СИДИТ
Без мамы купили мы с папой
В магазине пальто.
Мне пальто, а папе шляпу —
Идем домой под зонтом.
Я с папой искал маму
И потерял панаму.
Нашел чью-то шляпу,
Но потерял папу.
Папа идет, сердит, —
Шляпа ему не идет.
Я на папе сижу —
Пальто на мне не сидит.
ВАЗА
ПАЛЬТО
Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
— Это к счастью, это к счастью,
Все семейство скажет.
Я сам себя в пальто одел
И рукавом свой нос задел.
Решил пальто я наказать
И без пальто пошел гулять.
Ну, а если бы к несчастью
Это сделал я?
— Ты разиня! Ты растяпа! —
Скажут про меня.
ВСЕМ ПОРОВНУ!
23
ДРОЖАЩИЕ СТИХИ
В запертом зале
Вздрогнуло что-то,
Будто ударил
Кто-то кого-то.
Дрожащий папа
Дрожащей рукой
Дрожащую маму
Повел за собой.
Дрожащую дверь
Открыл в темный зал,
Там кот дрожащий
На лавке дрожал.
Дрожащие стекла
В окнах дрожали,
Дрожащие капли
По стеклам бежали.
Сидела на оаме
Дрожащая мышь.
Сказал папа маме:
«Ну что ты дрожишь?
Ты просто трусиха.
Здесь нет никого.
Спокойно и тихо.
Дрожать-то чего?»
Так папа сказал...
Но, выйдя из зала,
И папа дрожал,
И мама дрожала.
Папа елку украшает,
Мама папе помогает.
Я стараюсь не мешать,
Помогаю помогать.
Папа спал и храпел.
Тогда я встал и запел,
И пеньем его разбудил.
Папа ремень схватил:
— Ты обещаешь не петь?
— Обещаю.
— На этот раз я тебя прощаю.
— А ты обещаешь во сне не храпеть?
Тогда я не буду и петь.
— Когда я сплю,
Не слышу я, что храплю.
— Вот и я, дорогой мой папа,
Когда пою, не слышу храпа.
Посиди в чулане —
И как можно длительно:
Серый город станет
Просто ослепительный.
ВСЕМ ПОРОВНУ!
24
тюк
Петю в дорогу так закутали,
Что с тюками его перепутали,
Закинули в грузовик, —
Хорошо, что поднял он крик.
ВЫСОТА
— Ты боишься высоты?
— Нет, нисколечко. А ты?
— Не боюсь, коль высота
Мне не выше живота.
МЕШОК
— Дяденька, что у вас в мешке?
— Футбольные мячики.
— А мама сказала,
Что непослушные мальчики.
А можно посмотреть?
— Вы разве не доверяете?
— Нет, доверяю.
— А что же вы проверяете?
Наверное, вы самый непослушный ребенок на свете?
— Как это вы догадались?
— Да уж очень мешком заинтересовались!
СОБАКИ И ЗЕВАКИ
На рынке подрались собаки,
На драку сбежались зеваки.
Чтобы к собакам пробиться,
Стали кошелками биться.
Так разодрались зеваки,
Что разбежались собаки.
ВСЕМ ПОРОВНУ!
25
ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
Коля ходит в первый класс
Музыкальной школы.
Зачехленный контрабас
Втрое больше Коли.
Через лужи прямо вскачь
В школу он несется.
— Ну малютка и силач! —
Вслед народ смеется.
Как же так? Ответ простой:
Контрабас внутри — пустой.
— Простите,
Вы на голову встать мне хотите?
— Что вы! Будет гораздо легче,
Если я встану вам только на плечи.
Прошла по спине моей палка,
Реву я, как поливалка.
ДВА СТАРИКА
Долго-долго я рыдал
Оттого, что за окошком
Мальчик в лужицу попал,
Зацепясь за камень ножкой..
Нашел кошелек я с деньгами
И принес его сразу маме.
Два старика шли по городу,
Поздоровались друг с другом за бороду.
БАТОН
С длинным батоном под мышкой
Из булочной шел мальчишка,
Следом с рыжей бородкой
Пес семенил короткий.
Мальчик не оборачивался,
И батон укорачивался.
помощники
Дедушка нес тяжеленный мешок,
Думал дедушка:
«Кто бы помог?»
Сзади него шли Вадик и Рома,
Дошли до самого дедова дома.
— Вам не помочь донести мешок?
— Снять помогите! — сказал старичок.
ЧТО ЛЕГЧЕ
Отец сказал сыну:
— Принеси полведра воды,
А потом еще принесешь половину.
— Лучше я принесу
Два полных,
А потом одно опрокину.
Скворцы ручьят,
Ручьи скворчат.
ВЕСНА
В апреле будет весна,
Это я знаю точно.
Польет водопадом она
Из труб водосточных.
Мама землю вскопает,
Бросит в грядки картошки.
Осенью клубни насобирает —
Каждый мешок по трешке.
По мнению соседа-первоклассника,
Устарела в наш век вся классика.
Не надо петь, умиляться и плакать,
А надо хрюкать, визжать и квакать.
ВСЕМ ПОРОВНУ!
27
ТЕЗКИ
ЕСЛИ
Сергей и Сергей — тезки —
Строгали рубанком доски.
Смастерили качели,
Качались четыре недели.
Так они укачались,
Что, когда распрощались,
Сергей пошел в дом к Сергею,
А Сергей — в дом к Сергею.
Если вы на качели сели,
А качели вас не качали,
Если стали кружиться качели,
И вы с качелей упали,
Значит, вы сели не на качели,
Это ясно.
Значит, вы сели на карусели,
Ну и прекрасно.
Костю кузовом задели.
Кости в Косте загудели.
Я волновался от страха,
Как на веревке рубаха.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
ВАРЕНЬЕ
Неевший Коля с наевшимся Митей
Ходили вдвоем в ботанический сад.
— Что же, Митя, в саду ты видел?
— Кактусы, пальмы, бамбук и гранат,
Орхидеи, мимозы и розы,
Пирамидальные тополя.
— Ну, а ты что увидел, Коля?
— На хлебном дереве кренделя.
У Сергея нет терпенья,
Он руками ест варенье.
Слиплись пальцы у Сережи
Приросла рубаха к коже.
ВСЕМ ПОРОВНУ!
28
Ног от пола не отнять,
Рук от ног не оторвать.
Слиплись локти и колени.
Уши склеило варенье.
Раздается жалкий всхлип.
Сам к себе Сергей прилип.
йег*-°ао^*^'е''
СИ»"*
Пришел сосед к Петрову,
Сказал: — Петров, привет! —
Петров сказал: — Здорово!
Садись на табурет. —
Сосед приободрился,
Сказал: — Смотри, Петров,
Как твой башмак раскрылся:
Он съесть меня готов! —
Петров привстал немножко,
Сказал: — Да, это так. —
И выкинул в окошко
Разорванный башмак.
Сосед не удивился,
Сказал: — Смотри, Петров,
Пиджак твой износился
От плеч до рукавов. —
Петров привстал немножко,
Сказал: — Да, это так. —
И выкинул в окошко
Поношенный пиджак.
Сосед не удивился,
Сказал, помяв берет:
— Смотри, как накренился
Твой старый табурет. —
Петров схватил за ножку
То, что назвал сосед,
И выкинул в окошко
Соседа и берет.
КОТЯТА
Пришли приятели к Доре
Гладить на кухне котят.
А кто-то стащил в коридоре
Шапки у всех ребят.
Дети в прихожей кричат,
Без шапок уйти не хотят.
За шапку пришлось по котенку
Каждому дать ребенку.
ВСЕМ ПОРОВНУ!
42
РАДУШНЫЙ ХОЗЯИН
— Ты будешь дома?
— Я буду дома.
— Хорошо, я к тебе зайду.
— Заходи, но только без Тома.
— А кто такой Том?
— Один чудак с широким ртом,
Впрочем, он тебе не знаком.
Итак, жду тебя завтра к шести.
— Хорошо, я приду.
— Только Тима с собой не веди.
— А кто такой Тим?
— Да мы когда-то учились с ним.
Такой огромный с большим животом.
Впрочем, ты тоже с ним не знаком.
Итак, жду тебя завтра в шесть.
Постой, а костюм у тебя новый есть?
— Нет, у меня лишь один пиджак.
— Очень плохо, коль так.
Слушай, завтра к шести
В пиджаке этом не приходи.
Посиди лучше дома.
И передай привет,
Если встретишь Тима и Тома.
ГОСТЕПРИИМСТВО
— Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма.
Не ходите по ковру —
Вы протрете в нем дыру.
И не трогайте кровать —
Простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать —
У вас слишком острый ноготь.
И не надо книги брать —
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути...
Ах, не лучше ль вам уйти?
ВСЕМ ПОРОВНУ!
43
сом
В одном городишке,
Испачканном сажей,
Плескались мальчишки
В мазуте на пляже.
Ветер унес в небеса
Их штанишки.
Домой нагишом
Побежали мальчишки.
Прохожие шли —
Не заметили даже:
Думали,
В черном они трикотаже.
БАК
Вот это сумка!
Не сумка — сума!
С отцом мы на рынок ходили.
На рынке купили живого сома
И в ванну его пустили...
В ванну его пустили,
А потом загрустили.
Вот это сом!
Не сом, а сомище!
Не мыться же с ним вдвоем.
А сколько усатый требует пищи!
Сома мы к Неве несем.
Сома в Неву опустили
И снова с отцом загрустили.
В бак налили кипяток.
Бак закрыли на замок.
Не поднять его никак,
Точно сейф, тяжел наш бак.
Сбоку кружка на цепи:
«На, попробуй, отцепи».
Бак запаян, замурован,
Ввинчен в пол, к стене прикован,
Остается к баку
Привязать собаку.
•*<
ВСЕМ ПОРОВНУ 1
44
воР^’
лО*1^
сМ^'
0^* *0*^
^з^* С1О9°*
.*@ПтЬакЬ.ги
УУУУУШМВАКН.Н1)
Отпечатано с готовых диапозитивов
в ГУП «Типография Наука”
199034, Санкт-Петербург, 9 линия, 12
Книги:
Чудаки.
Л.: Дет. лит., 1971.
Витамин роста.
М.: Дет. лит., 1981.
Говорящий ворон.
Л.: Дет. лит., 1989.
Стихи. Буклет.
М.: «Прометей», 1990.
Митьки и стихи Олега Григорьева:
Альбом. М.: «ИМА-пресс»,
1991-1993.
Основные
издания
произведений
Олега
Григорьева
Двустишия, четверостишия
и многостишия.
СПб.: «Камера хранения»,
1993.
Стихи. Рисунки.
СПб.: «Нотабене», 1993.
Вся жизнь: Стихи.
СПб.: Искусство-СПб, 1994.
Чудаки.
СПб.: «МйкШЬпз», 1994.
Авторское повторение первой
книги О. Григорьева 1971 г.
с послесловием В. Гусева
и Е. Гусевой.
А также публикации в:
Эхо. 1980. № 2 (10).
Сумерки. 1989. № 5.
Искусство Ленинграда.
1990. № 1.
Независимая земля:
Лит.-худож. альм.
М.-СПб., 1991.
Час пик. 1992. 28 дек.
Столица. 1992. № 22 (80).
Митьки-газета.
1992. №1,2, 4;
1993. № 10.
Русская виза. 1993. № 1.
Пятница. 1993. 19 февр.
Камера хранения:
Лит. альм. СПб., 1993. Вып. 3.
Там же. СПб., 1996. Вып. 5.
Веч. Петербург. 1996. 6 дек.
Последние комментарии
1 день 29 минут назад
1 день 4 часов назад
1 день 7 часов назад
1 день 8 часов назад
1 день 14 часов назад
1 день 14 часов назад