Конец эпохи [Александр Данилович Надеждин] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]
  [Оглавление]

Александр Надеждин Конец эпохи


Посвящается МП, ЛП и ВП

Серия рисунков иллюстрирует процесс натурального разрушения одного из символов эпохи романтического социализма, дома "красной профессуры" в Москве, построенного в архитектурном стиле конструктивизма. Комментарии по-русски и по-английски помещают дом-объект в контекст современной Москвы и возвращаются к конструктивизму, как свободному от идеологических наслоений художественному стилю. Автор – выпускник физтеха сменил успешную 35-летнюю карьеру ученого-физика на занятия вольным искусством


A series of drawings illustrates the process of natural destruction of one of the symbols of the romantic socialism ера, the house of the "red professors" in Moscow, built in the architectural style of constructivism. Comments in Russian and English place the house-object in the context of modern Moscow and bring the reader back to constructivism as an artistic style free from ideological overlays. The author, a graduate of the Physics and Technology Institute, changed his successful 35-year career as a physicist to freestyle art.



Частный опыт встречи с конструктивизмом

Эта книга – не искусствоведческий трактат о Конструктивизме. Со времени его расцвета прошло достаточно много лет для того, чтобы соответствующие специалисты могли описать это архитектурное течение вдоль и поперек. Да и знаний у меня в этой сфере, даже для того, чтобы начать, недостаточно. Зато, столкнувшись с распадающимся на глазах конструктивистским творением на заднем дворе дома, в котором мне довелось жить в последние годы, я заинтересовался мотивами творцов этого, весьма оригинального, но не слишком красивого и, вдобавок, очень неудобного по современным понятиям типа жилья, пережившего почти на 100 лет и своих создателей и тех, кому это жильё предназначалось.


A personal encounter with constructivism
This book is not an art history treatise on Constructivism: many years have passed since its heyday so that the corresponding specialists had a chance to describe this architectural trend extensively. Furthermore, the author’s knowledge in this area was not sufficient even to start doing it. However, faced with a constructivist object disintegrating before his eyes in the backyard of the building in which he happened to live in for recent years, he became interested in the motives of the creators of this very original, but not too beautiful and in addition, very inconvenient according to modern standards, type of housing which has outlived both its creators and those for whom this housing was intended almost a century ago.





Главным предметом моего интереса явилась группа домов, послуживших моделью для рисунков, составивших настоящий альбом. Эта группа из построенных в 1928м году восьми корпусов, соединенных многоэтажными надземными галереями – классический пример конструктивизма и по назначению, и по своему устройству, спланированный для обитания передового отряда борцов за светлое будущее – «красных профессоров», то есть идеологически подкованных преподавателей рабфаков и университетов для победившего пролетариата. И коридорная система с обобществленными санузлами и кухнями, и балконы, объединяющие квартиры на этажах, и внешние черты будущего в виде вынесенных наружу лестничных клеток с ромбовидными окнами по ходу бега вверх и вниз по винтовым лестницам молодых энтузиастов, как в театральных пьесах того времени, и рубленая надпись СПОРТ на бетонном козырьке одного из подъездов – родовые черты авангарда коммунистической эры


The main object of my interest was the group of houses, which served as a model for the drawings comprising this album. This group of eight buildings constructed in 1928 and connected by multi-story elevated galleries, is a classic example of constructivism, both in purpose and in appearance. It was intended for the habitation by the advanced detachment of fighters for a brighter future – the "red professors", i.e., ideologically savvy teachers at schools and universities for the victorious proletariat. The corridor system with communal bathrooms and kitchens, and balconies that unite the apartments on the floors, the separately standing cylindrical stairwells with diamond-shaped windows where young enthusiasts could run up and down the spiral staircases, as in theater plays of that era, and the chopped inscription SPORT on the concrete canopy at the entrance are the generic features of the avant-garde of the communist era.

.





При более внимательном рассмотрении сверху из окон моей «нормальной» многоэтажки вскрылись и проблемы дизайна коммуникаций, кое как нагромождённых на крышах не доступных взгляду принимающего начальства. Их небрежно спроектированные узлы, возможно, связаны с недостаточной квалифицированностью новаторов архитектуры в делах рационального строительства. Или авангардистам просто было всё равно, сколько продержится их творение после демонстрации их гениальности – наподобие театрального зрелища или, что, наверное, еще больше им импонировало – предмета наглядной агитации к очередному революционному юбилею. Не знаю точно, как обстоят дела с этим в идеологически родственных творениях участников Баухауза или знаменитого Ле Корбюзье, но подозреваю, что они своего долга архитекторов человеческих жилищ не забывали, так как кроме общественных и многоэтажных жилых домов, они строили индивидуальные виллы и небольшие дома с просторными квартирами, предназначенные для комфортабельной жизни людей состоятельных, как и они сами.


A closer look from above out of the windows of my "normal" high-rise building revealed problems with the design of communications, somehow piled up on the roofs that were not accessible to the eyes of the inspecting authorities. The rather carelessly designed elements may have been due to the lack of architectural innovators’ skills in the methods of sustainable construction. Or the avant-gardists merely did not care how long their creation would last after demonstration of their genius – like a theatrical show or, which probably impressed them even more – the object of visual propaganda for the next revolutionary anniversary. Regarding the ideologically related creations of the members of Bauhaus or the famous Le Corbusier, but I suspect that those did not forget their duty as architects of human dwellings, since in addition to public and high-rise residential buildings, they built individual villas and small houses with spacious apartments, designed for the comfortable life of the well to do people, like themselves.





Впрочем, пребывание первых жильцов продолжалось недолго, так что им не пришлось застать признаков неумолимого разрушения этого не слишком старательно построенного жилья: комиссаров образования всего через 6 лет после новоселья замели подчистую «органы», и это гигантское общежитие стало местом обитания курсантов военной академии до самого окончания советский власти, а затем, и уже бесповоротно – трущобами, перманентно-временно заполненными гастарбайтерами из азиатских окраин. По поверхности домов распространились трещины, кровли из оцинкованного железа покрылись ржавчиной, на краю крыш и на открытых солнцу балконах верхнего этажа выросли деревья, и все это вместе оказалось еще более интересной и сложной композицией ультра-авангардного концептуального искусства, под условным названием – «XX век», чем когда-либо представлялось его оригинальным создателям.


However, the stay of the first tenants did not last long, do they did not have to discover signs of the inexorable destruction of these not too diligently built dwellings. The commissars of education were swept clean by the “organs” just six years after the housewarming, and this gigantic hostel became the residence of the military academy cadets until the very end of the Soviet regime, and then, and already irrecoverably, slums, permanently-temporarily filled with guest workers from the Asian outskirts. Cracks spread across the surface of the houses, the galvanized iron roofs rusted, trees grew on the roof edges and sun-exposed balconies of the upper floor, and all this together turned out to be an even more interesting and complex composition of ultra-avant-garde conceptual art, which could have been named – "XX century", than had been ever envisaged by its original creators.










Сначала я рисовал просто так от восхищения открывшимся видом и контрастами бетонных обломков с живой природой и профилем современного города на заднем плане. Когда рисунков, сделанных из окон лестничных клеток моего дома накопилось побольше, я решил спуститься на землю и обойти эти уже пустующие дома с блокнотом и маркером, сфокусировав взгляд на уже знакомых из литературы элементах конструктивистских построек. Вся территория была обнесена высоким, но прозрачным забором, состоявшим, под стать окружающем паркам и дворам медицинских учреждений, из частокола стальных пик. Немногочисленные калитки были заперты на висячие замки. Кроме одной, за которой в глубине двора сидел полный человек в характерной майке без рукавов и с отсутствующим выражением лица. В этом, просматриваемом с улицы отсеке двора стояло несколько скромных (по московским понятиям, где каждая третья машина черный Мерседес, а каждая пятая Лэндровер какого-нибудь цвета) автомобилей. Возможно, работа сторожа состояла в присмотре за этими машинами, а, может, он был здесь, чтобы не пускать потенциальных скваттеров. Так или иначе, сидел он там не всё время, отлучаясь по своим надобностям, так что, улучив подходящий момент, я просочился, через калитку и дальше – на задний двор, где новые черты конструкции предстали предо мною во всех подробностях. Здесь открылись другие известные приёмы конструктивистского дизайна, как-то балконы, бегущие вдоль фасада, и соединяющие несколько жилых единиц наподобие кают средней палубы пассажирского парохода, и окна, встроенные в угол дома.


At first, I just drew out of admiration for the view and the contrasts between concrete debris, the wild nature and the profile of a modern city in the background. After several drawings made from the windows of the stairwells of my building, I decided to go down to the ground and walk around these already empty houses with a notebook and a marker, focusing my eyes on the constructivist type elements already familiar to me from literature. The entire territory was surrounded by a high but transparent fence, which, to match the surrounding parks and courtyards of medical institutions, consisted of a steel peaks palisade. The gates were pad-locked, except for one, behind which, in the depths of the yard, sat a fat man in a characteristic sleeveless underwear shirt and an absentminded expression on his face. In this compartment of the yard, viewed from the street, there were several modest (according to Moscow center norms, where every third car is a black Mercedes, and every fifth – Land Rover of some color) cars. Perhaps the man’s job was to keep an eye on those vehicles, or, maybe, he was there to keep potential squatters out. One way or another, he did not sit there all the time, absenting himself for his own needs, so, having seized the right moment, I “leaked” through the gate and further – into the backyard, where the additional design features appeared before me in all the details: such as balconies running along the facade, that connected several residential units like cabins on the middle deck of a passenger steamer, and windows built into the building’s corners.




После запойного часа рисования увиденного я, наконец осмотревшись, обнаружил позади и вокруг себя множество запаркованных прямо на поросшем травою щебеночном дворовом покрытии большое число автомобилей того же среднего пошиба с бирками – разрешениями на парковку, подвешенными на зеркалах заднего обзора внутри запертых машин. Количество их превышало ожидания при очевидной пустоте бетонных полу развалин, но вполне могло соответствовать потребностям жильцов десятиэтажного дома, постперестроечного времени, которое помещалось достаточно далеко на краю огороженной общим забором территории, принадлежавшей, по-видимому, тому же ведомству. Потоптавшись ещё на своём пятачке перед домами-призраками, я заметил, что среди запаркованных машин имеются кое какие владельцы, которые, неровен час, могут подумать, что моё присутствие и, главное, поведение (пишет-рисует чего-то в тетрадке) является нарушением порядка с последующими выводами не в мою пользу. Так или иначе необходимо было позаботиться об упорядоченном отступлении. Не желая объясняться с вернувшимся на своё место толстяком в майке, я позорно улизнул через кусты к выходу, открывшемуся со стороны нового дома для того, чтобы пропустить на парковку очередного законного клиента и, оказавшись снова на улице, «сделал ноги». По сути, мне там делать было больше нечего, разве что забраться внутрь какой-либо из бетонных развалюх и пробежаться по бесконечным коридорам с возможным риском провалиться или зависнуть на торчащей арматуре. Но до этого не дошло и не дойдёт теперь уже никогда.


After a binge hour of drawing my favorite subjects, I finally looked around and found behind and around me many cars of the same ordinary kind. They were parked right on the grassy rubble courtyard, all of them having parking permit tags hanging on the rear-view mirrors. Their number exceeded expectations with the obvious emptiness of the concrete ruins, but it could well have matched the needs of the residents of the erected more recently, ten-story building, which was located at the far edge of the surrounded by a common fence territory, Probably, that building belonged to the same institution. In addition, I noticed a couple of the owners who might have thought that my presence and, most importantly, behavior (writes and draws something in a notebook) was a violation of the established order. Thus, they could have come up with who knows what conclusions not in my favor. One way or another, it was necessary to think about an orderly retreat. As I wasn’t looking forward to explaining myself to the fat man in the T-shirt who in the meantime returned to his post, I cowardly slipped away through the bushes to the exit that opened from the side of the new building in order to let the next legitimate client into the parking lot. Once again on the street, I rushed away. In fact, there was nothing else for me to do there, except climbing inside one of the concrete wrecks and run through endless corridors with the possible risk of falling through or hanging on a protruding steel rebar. But it hadn’t come to that then, now, and ever…


Немного истории

Имя Конструктивизм появилось на несколько лет раньше, чем соответствующий метод строительства. Это был один из «-измов», придуманных для обозначения нового течения в изобразительном искусстве в ответ на возникновение кубизма во Франции, благодаря прозрениям Жоржа Брака и Пабло Пикассо. Наконец гениальный Владимир Татлин, создавший свой вариант Эйфелевой башни1, подсказал своим соратникам, ученикам и последователям, как перенаправить только что открытые принципы в несколько более утилитарном направлении строительства жилых и административных зданий на пользу общества справедливости для трудящихся масс. Благодаря усилиям Моисея Гинзбурга, трёх братьев Весниных и других первопроходцев, Конструктивизм в архитектуре возник как материальное выражение провозглашенных идеалов нового мира и до какой-то степени пользовался поддержкой властей предержащих.


Some history
The name Constructivism appeared several years earlier than the corresponding construction method. This seems to have been one of the "-isms" coined to denote a new trend in visual arts in response to the discovery by Georges Braque and Pablo Picasso of the Cubist style in France. Finally, great Vladimir Tatlin by creating his own version of the Eiffel Tower, suggested to his immediate associates, students and followers how to redirect the newly developed principles in fine arts into a something more utilitarian, such as constructing residential and administrative buildings for, as many then believed, an emerging society of justice for the working masses. Thanks to the efforts of Moisey Ginzburg, the three Vesnin brothers and other pioneers, Constructivism in architecture arose as a material expression of the proclaimed ideals of the new world and, to some extent, enjoyed the support of those who came to power in 1917.






Как это часто бывает, разбираемый стиль избегает точных определений, и его приходится описывать в сравнительных терминах. Направленный по утверждениям его создателей на удешевление строительства, рациональность архитектуры, он стремился уйти как можно дальше от канонов буржуазности, воплощенных в стилях Арт-нуво и Модерн, которыми увлекались окультуренные новые богачи – купцы и промышленники начала 20 века. Мозаикам, витражам, оконным рамам, напоминающим цветы лотоса, и вычурным балконам он противопоставил бетонные постройки с целым рядом новых (или видоизменённых) архитектурных элементов в виде подвешенных в воздухе многоэтажных полуцилиндров-эркеров, окон, встроенных в углы дома, непрерывных балконов вдоль всех квартир на этаже, выступающих из стены частей комнат с целью добиться вместо плоских стен трехмерности у выходящих на улицу поверхностей. К счастью конструктивизм, рожденный революционным, анти-буржуазным порывом европейски ориентированных идеалистов, избежал пагубного пересечения с тупиковой архаикой стилей «рюс» и «нео-готик», образцы которых до сих пор появляются на свет в Москве и подмосковных особняках и гостиницах, построенных по заказу новоиспеченных богатых патриотов всех периодов русского 20 века. В то же время нельзя отрицать, что многие находки творцов предшествующего стиля Модерн, нашли место и в конструктивистских дизайнах. Главное для меня отличие выходит на первый план при более пристальном взгляде на устройство жилых помещений – это осуществление мечты утопистов-социалистов всех времён: отказ от семьи, как автономной единицы общества, и замены её коллективом, где каждый находится под пристальным вниманием соседей и управляющих органов (даже если это – органы самоуправления). «Конструктивизм должен стать высшей формальной инженерией всей жизни», – было сказано в первом же номере журнала «ЛЕФ», рупоре литераторов «Левого фронта искусств», выразителей идеологии новой власти, как им тогда казалось.

С другой стороны, несмотря на провозглашенные идеалы адептов конструктивизма, их дизайны не были похожи на по необходимости экономичные квартиры для рабочих, которых требовалось, и на первых порах обещалось переселить из хибарок и бараков после победы. Вместо пользы для пролетарских масс, авторы скорее заботились о том, чтобы воплотить свои новые эстетические идеалы сродни искусству русского авангарда – предтечи и, одновременно, порождения русской социалистической революции. Идеология требовала от них вносить в архитектуру и внутреннее убранство элементы научно-обоснованного, рационального быта. Но вся эта надстройка, независимо от того, как к ней относились сами авторы, была лишь предлогом для воплощения их мечты о будущей утопии в пику натурально-консервативным вкусам (как у самого Ленина, например), а, часто, и эстетической неразвитости большинства новых заказчиков, в нашем случае военно-революционной партийной верхушки. Конечно, среди последних были люди, имевшие отношение к рождённой революцией новой эстетике, но по тем или иным причинам их влияние, поначалу сильное в области художественного воспитания и общественного строительства, буквально за какое-нибудь десятилетие сошло на нет, и они «случайно» оказались политическими противниками (и, соответственно, жертвами) настоящих хозяев страны победившего социализма, во главе с усатым вождем в начищенных сапогах. Последнему нравились классические образцы, как, впрочем, и его немецкому коллеге, вкусы которого в молодости тяготели к стилю Баухауза. Третий адепт управляемого вождём общественного строя, итальянец Бенито Муссолини следовал смеси классики и идей футуристов.


As is often the case, the style under discussion eludes precise definitions and must be described in comparative terms. Directed, according to its creators, to reduce the cost of construction via rational architecture, it sought to get as far as possible from the canons of the bourgeoisie, embodied in the Art Nouveau and Modern styles, which fascinated the cultural layer of the newly rich – merchants and industrialists of the early 20th century. Mosaics, stained-glass, window frames resembling lotus flowers, and fanciful balconies were replaced with concrete buildings and several new (or modified) architectural elements in the form of multi-story half-cylinder bay windows suspended in the air, windows built into the corners, continuous balconies along all apartments on the floor, protruding from the wall parts of the rooms in order to achieve three-dimensionality instead of flat surfaces facing the street. Fortunately, constructivism, born of the revolutionary, anti-bourgeois impulse of European-oriented idealists, avoided the pernicious intersection with the dead-end archaism of the Russ and Neo-Gothic styles, examples of which are still found around Moscow built by the order of newly baked rich patriots from all periods of the Russian 20th century. At the same time, it cannot be denied that many of the discoveries of the preceding style of Modern found their place in constructivist designs. The main difference for me comes to the fore with a closer look at the arrangement of living quarters – the realization of the dream of the utopian socialists of all times: the rejection of the family as an autonomous unit of society, and replacing it with a collective, where everyone is under a close attention by the neighbors and governing bodies (even if it was the case of the self-management). “Constructionism must become the highest formal engineering of all life,” – was said in the first issue of the "LEF" magazine – the mouthpiece of the writers of the "Left Front of the Arts", assumed to be, as it then seemed to them, the spokesmen for the ideology of the people in power.

On the other hand, despite the proclaimed ideals of the constructivists, their designs did not look like badly needed economical apartments for the workers which were supposed to be relocated from huts and barracks after the victory of the proletarian revolution. Instead of benefiting the masses, the authors rather cared about embodying their new aesthetic ideals akin to the art of the Russian avant-garde – the forerunner and, at the same time, the product of the Russian socialist revolution. Ideology required them to introduce elements of scientifically justified rational life into architecture and interior decoration. But this whole superstructure, regardless of how the authors themselves treated it, served as a pretext for the realization of their dream of a future utopia in defiance of naturally conservative tastes (like Lenin himself, for example), and, often, aesthetic ineptness of most of the new customers, in this case, the military-revolutionary party elite. Of course, among the latter there were some people who could relate to the new aesthetics born by the revolution, but for one reason or another, their influence, initially strong in the field of artistic education and social construction, literally faded away in just a decade, and they “accidentally " turned out to be political opponents (and, accordingly, the victims) of the real owners of the country of victorious socialism, led by a mustachioed leader in polished boots. The latter liked the classics, as, indeed, did his German colleague, whose tastes in his younger years gravitated towards the Bauhaus style. The third adept of the leader-controlled social system, the Italian Benito Mussolini followed a mix of classic and futurist ideas.




Классика в её наиболее помпезном выражении победила в СССР, когда идея управлять людьми с помощью создания нового коллективистского и морально безупречного быта оказалась откровенно утопической и была заменена старой, как мир, идеей репрессий против подозреваемых в нелояльности слуг режима, запугивания населения физической расправой или отъёма средств к существованию и возвеличивания мегало маньяков вождей. Таким образом жилые и административные здания последнего десятилетия перед войной, и еще какое-то время после неё (до XX съезда КПСС) в Москве, в столицах союзных республик и некоторых стран народной демократии, несут на себе печать сталинского стиля со шпилями, колоннами, скульптурами и пирамидальным профилем.

Снова повторю, что ни конструктивизм, ни вытеснивший его сталинский ампир, не были достаточно приспособлены да, впрочем, никогда и не предназначались для массового расселения рабочего класса, таким образом методы строительства и вкусы архитекторов были использованы для размещения более полезного режиму слоя советских служащих и преданных власти представителей творческой интеллигенции. Судя по всему, их потомки до сих пор обитают в домах, заполнивших центр Москвы взамен сгоревших или снесенных одноэтажных кварталов мещанских домов, оставшихся от предшествующих исторических периодов. С той лишь поправкой, что всей этой массы домов не хватило для экспоненциально растущей массы слуг режима, в том числе неисчислимых военных, включая преподавателей и курсантов военных училищ. То есть, за редким исключением к концу 50-х весь жилой фонд центра Москвы состоял из коммунальных квартир (вот когда осуществилась мечта идеологов коммунистического быта!). Не знаю как Вы, но переехав в западный мир в самом конце 70-х я заметил, что упоминание многосемейных коммунальных квартир в разговоре с местными, часто требовало объяснения этого экзотического феномена.


Classicism in its most pompous expression won in the USSR, when the idea of controlling people by creating a new collectivist and morally impeccable way of life turned out to be flat utopian and was replaced by the world-old idea of reprisals against suspected of disloyalty servants of the regime, intimidation of the population by physical violence or deprivation of livelihood and exaltation of megalo-maniac leaders. Thus, residential and administrative buildings of the last decade before the second world war, and for some time after it (before the XX Congress of the CPSU) in Moscow, in the capitals of the Union Republics and some “countries of people's democracy”, bear the stamp of Stalin's style with spiers, columns, sculpture, and pyramidal profile.

I repeat that neither constructivism, nor the Stalinist Empire style that replaced it, were sufficiently adapted to and, most likely, were never intended for the mass settlement of the working class, so the construction methods and tastes of architects were adopted for accommodating of a more useful to the regime layer of soviet administrators and representatives of the creative intelligentsia devoted to the governing power. Apparently, their descendants still live in the houses that filled the center of Moscow instead of the burned-out or demolished one-story quarters of petty-bourgeois houses left over from the previous historical periods. With the only amendment that all this mass of houses was not enough for the exponentially growing number of the regime servants, including innumerable military men such as teachers and cadets of the military schools. That is, with rare exceptions, by the end of the 50s, the entire housing stock of the Moscow center consisted of communal apartments (making the dream of the communist lifestyle ideologists came true!). I don't know about you but having moved to the Western world in the very late 70s, I noticed that the mention of the multi-family communal apartments in a conversation with the locals often required an explanation for this exotic phenomenon.


***

Конструктивизм не прошел бесследно в истории и практике архитектуры. Круглые и гранёные многоэтажные эркеры встречаются на фасадах домов в центре Москвы безо всяких претензий на уникальность здания, а просто как один из приемов жилищного строительства. Даже в монстрообразных офисных зданиях 90-тых появляются некоторые детали конструктивистских фантазий творцов авангарда, но в этом случае их применение, как правило, входит в противоречие с псевдо-классикой и даже откровенной лубковой пошлостью «блатных» архитекторов, поставивших своей целью поразить падкого до ярких цацок дикаря-заказчика2. Тем или иным путем открытия художников авангарда первой половины 20-го века нашли и находят свое применение в повседневной практике строительства и художественного оформления современной жизни. Очищенные от идеологических наслоений уходящей эпохи рационального управления обществом, конструктивизм в архитектуре и его родной дядя – конструктивизм в изобразительном искусстве, превратились в легитимные составляющие современной культуры, независимо от того, «какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?»3


Constructivism has not gone unnoticed in the history and practice of architecture. The round and faceted multi-story bay windows are found on the facades of houses in the center of Moscow without any claims to the uniqueness of the building, but simply as one of the methods of housing construction. Even in the monster-shaped office buildings of the 1990-s appear some details of the constructivist fantasies of the avant-garde creators, but their use, as a rule, conflicted with pseudo-classics and even outright popular vulgarity of “court” architects, who were striving to impress the savage customer, greedy for bright trinkets. In one way or another, the discoveries of the avant-garde artists of the first half of the 20th century found and find their application in the everyday practice of building and decorating modern life. Purified from the ideological layers of the outgoing era of the rational management of society, constructivism in architecture and related constructivism in visual arts have become legitimate components of modern culture, regardless of “which millennium, my dears, is there outside?”


Примечания

1

Всем теперь известный проект памятника-дворца 3-го Интернационала

Well known monument to the third International

(обратно)

2

Бывший мэр Москвы, поощрявший строительство домов-уродов

Former mayor of Moscow who encouraged construction of odd buildings

(обратно)

3

Борис Пастернак Boris Pasternak

(обратно)

Оглавление

  • Частный опыт встречи с конструктивизмом
  • Немного истории
  • *** Примечания ***