Философия нестабильности [Илья Романович Пригожин] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]


ФИЛОСОФИЯ НЕСТАБИЛЬНОСТИ


И. ПРИГОЖИН


Вопросы философии.— 1991.— №6.— С. 46—57


У термина "нестабильность" стран-терминистический объект, и мы в точно-ная судьба. Введенный в широкое упот-сти знаем, что должно произойти. Напро-ребление совсем недавно, он использует-тив, проблемы, связанные с маятником, ся порой с едва скрываемым негативным

если можно так выразиться, перевернутым

оттенком, и притом, как правило, для

с ног на голову, содержат представления

выражения содержания, которое следовало

о недетерминистическом объекте.

бы исключить из подлинно научного опи-Это различие между детерминисти-сания реальности. Чтобы проиллюстриро-ческими законами природы и законами, не

вать это на материале физики, рассмот-являющимися таковыми, ведет нас к более

рим элементарный феномен, известный, общим проблемам, которые мне и хотелось

по-видимому, уже не менее тысячи лет: бы здесь вкратце обсудить.

обычный маятник, оба конца которого


связаны жестким стержнем, причем один

конец неподвижно закреплен, а другой

может совершать колебания с произволь-Человек и природа

ной амплитудой. Если вывести такой маятник из состояния покоя, несильно кач-нув его груз, то в конце концов маятник

Прежде всего, спросим себя: поче-остановится в первоначальном (самом

му именно сегодня в естествознании за-нижнем) положении. Это — хорошо изучен-говорили о нестабильности, тогда как

ное устойчивое явление. Если же распо-прежде господствовала точка зрения де-ложить маятник так, чтобы груз оказался

терминизма? Дело в том, что идея неста-в точке, противоположной самому нижнему

бильности не только в каком-то смысле

положению, то рано или поздно он упадет

теоретически

потеснила

детерминизм,

либо вправо, либо влево, причем доста-она, кроме того, позволила включить в

точно будет очень малой вибрации, чтобы

поле зрения естествознания человеческую

направить его падение в ту, а не в дру-деятельность, дав, таким образом, воз-гую сторону. Так вот, верхнее (неустой-можность более полно включить человека

чивое) положение маятника практически

в природу. Соответственно, нестабиль-никогда не находилось в фокусе внимания

ность, непредсказуемость и, в конечном

исследователей, и это несмотря на то, счете, время как сущностная переменная

что со времени первых работ по механике

стали играть теперь немаловажную роль в

движение маятника изучалось с особой

преодолении той разобщенности, которая

тщательностью. Можно сказать, что поня-всегда существовала между социальными

тие нестабильности было, в некоем смыс-исследованиями и науками о природе.

ле, идеологически запрещено. А дело за-В чем, однако, смысл тех измене-ключается в том, что феномен нестабиль-ний, которые произошли (в интересующем

ности естественным образом приводит к

нас плане) в отношениях человека к при-весьма нетривиальным, серьезным пробле-роде? В детерминистском мире природа

мам, первая из которых — проблема пред-поддается полному контролю со стороны

сказания.

человека, представляя собой инертный

Если взять устойчивый маятник и

объект его желаний. Если же природе, в

раскачать его, то дальнейший ход собы-качестве

сущностной

характеристики,

тий можно предсказать однозначно: груз

присуща нестабильность, то человек про-вернется к состоянию с минимумом коле-сто обязан более осторожно и деликатно

баний, т.е. к состоянию покоя. Если же

относиться; к окружающему его миру, —

груз находится в верхней точке, то в

хотя бы из-за неспособности однозначно

принципе невозможно предсказать, упадет

предсказывать то, что произойдет в бу-он вправо или влево. Направление паде-дущем.

ния здесь существенным образом зависит

Далее, принимая в науке идею не-от флюктуации. Так что в одном случае

стабильности, мы достигаем тем самым и

ситуация в принципе предсказуема, а в

более широкого понимания существа самой

другом — нет, и именно в этом пункте в

науки.