Чувство психологической эстетики [Александр Иванович Алтунин] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Александр Алтунин Чувство психологической эстетики

Это человеческое свойство базируется на целом комплексе качеств личности. Во-первых, необходимо наличие тонкой душевной организации. Кроме этого, неплохой интеллектуальный уровень, хотя бы средний уровень интеллигентности, психологической гибкости и дипломатичности, интуиции и проницательности, умение правильно воспринимать и оценивать прекрасное и гармоничное, элемент сообразительности и изобретательности, как минимум, умеренный уровень многогранности и психологической изощренности личности.

Чувство психологической эстетики проявляется в том, насколько дифференцированно способен человек воспринимать что-либо из окружающей действительности с элементом гармонии, красивое, прекрасное, утонченное, изящное. И в том, насколько изящно он способен оформлять и по сути, и по форме свои мысли и чувства, желания и стремления, мечты и намерения. Особенно ярко это может проявляться в проблемных и конфликтных, странных и своеобразных ситуациях.

Рецензия человека с чувством психологической эстетики на книгу, фильм, спектакль, картину, скульптуру, социальное явление будет, как правило, резко выделяться среди других мнений обычных людей своей более изящной стилистикой выражений, нестандартностью ракурса восприятия, оригинальностью эпитетов и словосочетаний, глубиной и утонченностью мысли. Такой человек никогда не позволит себе откровенных глупостей и грубостей, пошлостей и резкостей, поверхностного и легкомысленного, наглого и стервозного, сумасбродного и своенравного, примитивного и банального, ограниченно стереотипного поведения.

Чувство психологической эстетики на хорошем уровне встречается лишь у одного человека из десяти. На высоком уровне — у одного из ста. На изощренном уровне — у одного из тысячи. И эти уровни, как правило, имеют не только большое количественное отличие, но и принципиальное качественное. Человек с низким уровнем психологической эстетики, чаще всего, очень конфликтный и неуравновешенный, имеющий большую деформацию своей структуры личности деструктивного и дисгармоничного характера. Большая часть явлений жизни с хорошим уровнем гармонии вызывает у него явное и откровенное раздражение, неприятие и отторжение. В отдельных случаях, даже мощную злобу и психологическую (как минимум) агрессивность.

Высокий уровень развития чувства психологической эстетики является одним из элементов истинной интеллигентности. Собственно, интеллигентность предполагает, как минимум, хороший уровень (или очень близкий к нему) развития практически всех основных достоинств и добродетелей. Из числа вечных и универсальных классических ценностей. В первую очередь, духовного характера. Без этого качества невозможно представить себе талантливого писателя, скульптора, композитора, художника (особенно портретиста), режиссера, артиста, деятеля культуры, полноценно исполняющего свои профессиональные обязанности.

Чаще всего, чувство психологической эстетики является врожденным. Именно поэтому оно порой встречается у семилетних детей на таком уровне, что в несколько раз выше, чем у большинства взрослых. Это качество является особенно ценным не только с точки зрения индивидуальной психологии, но и с точки зрения общественной и государственной.

Человек с хорошим уровнем развития чувства психологической эстетики, как правило, относится не только к числу хороших людей, но нередко и к числу людей замечательных. По своей внутренней сути. Такой человек может легко и непринужденно устанавливать прочные и перспективные, многогранные отношения с окружающими. Он бывает душой компании, состоящей из умных и достойных, развитых и интеллигентных людей. Наибольшее очарование это качество приобретает в женском исполнении. Ибо, оно свидетельствует о наличии элементов классической женственности.

Такому человеку легче работать над собой, повышать уровень своей одухотворенности, мудрости, зрелости, самодостаточности, конструктивности, созидательности, гармоничности и прочих ведущих добродетелей. Если семья создается из людей, имеющих средний уровень развития этого качества (но средний не с точки зрения житейской, а с точки зрения духовной), то такая семья будет не просто успешной, а удивительно благополучной и счастливой. Да и дети в такой семье, в большинстве своем, будут нести на себе печать психологической избранности и элитарности. Наряду со скромностью и самокритичностью.

Даже фотографии такого одаренного фотографа будут отличаться особым уровнем утонченности и изящности. Как, собственно, стилистика речи и лексика, интонации голоса, мимика и жесты, выражение глаз, тембровая окраска голоса, ракурс восприятия жизненных явлений, набор аспектов для анализа, специфика направления мыслительного процесса. И многое другое, характеризующее саму личность человека, его жизнь и творчество. В искусстве невозможно представить себе классика без хорошего уровня чувства психологической эстетики. Но, тут необходимо отметить следующий момент. Такой человек внешне изящен не потому, что сознательно и целенаправленно играет на публику. Это естественное и закономерное отражение его реальной внутренней сущности. Он просто-напросто не умеет мыслить и чувствовать, говорить и поступать по-другому. Это норма его жизни. Это то, что он делает постоянно и непрерывно, без каких-либо специальных и дополнительных усилий ума и души. Которые находятся на таком высоком энергетическом уровне, что его, как такового, уже достаточно для проявления высокого уровня трудолюбия и добросовестности ума и души. Конечно, это требует большого и серьезного развития и постоянной тренировки. Ибо, само по себе не возникает и не развивается. Как и большинство других классических достоинств и добродетелей.

Такой человек проявляет постоянный и очень серьезный самоконтроль за всем, что происходит и внутри него, и в его внешней жизни. Он имеет хороший уровень внутренней организованности и самодисциплины, чувства долга и ответственности. Изящность его мысли и чувства — это проявление высокого уровня требовательности к себе. Нередко во много раз выше, чем у большинства окружающих. Простых и обычных людей, не стремящихся к истинной интеллигентности.