Третье рождение [Елена Сергеевна Сабашникова] (pdf) читать постранично, страница - 3

-  Третье рождение  [Пути развития телевизионного театра] 93.16 Мб, 172с. скачать: (pdf) - (pdf+fbd)  читать: (полностью) - (постранично) - Елена Сергеевна Сабашникова

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

формы восприя­
тия. И то и другое направление знает свои удачи и промахи.
Легко заметить, что у многих спектаклей, называемых
телевизионными, все-таки много общего с театральными
спектаклями, перенесенными на телеэкран. В их основе,
как правило, — традиционная инсценировка или готовая
театральная пьёса. Пространство в этих телеспектаклях ор­
ганизовано на манер театрального, действие происходит в
выгородках, декорации меняются в зависимости от ремарок
драматурга. В телеспектакле по пьесе Бернарда Шоу «Цезарь
8

и Клеопатра» (режиссер А. Белинский), например, даже
есть некий эквивалент театрального занавеса: заставка с
изображением сфинкса отделяет одну сцену от другой.
Конечно, и в этих спектаклях учитываются преимуще­
ства, предоставляемые телевидением, — принцип выкадровывания, возможности фиксации зрительского внимания,
избирательные качества камеры. Но не эти особенности
формируют специфику телеспектакля. Законы и средства
каждого искусства зависят от его функциональной практики,
среды его бытования, особых способов контакта с аудитори­
ей и т. д. Произведения телеискусства функционируют в рам­
ках телепрограммы, сокращающей дистанцию между ис­
кусством и неискусством, они передаются по каналу связи,
определяющему способы общения между актером и публи­
кой, специфические законы восприятия.
Поясним: мы не касаемся художественного значения
так называемых телетеатральных спектаклей. Иные из них
интересны, даже талантливы. Многие отличаются прекрасны­
ми актерскими работами. Бесспорна и познавательная их
ценность — почти всегда они сделаны по известным литера­
турным произведениям, порой классическим. Нас в данном
случае интересует другое — спектакли эти ближе сцене, чем
телеэкрану. Это в первую очередь театр, а уж потом телеви­
зионный.
Таких спектаклей пока еще гораздо больше, чем собствен­
но телевизионных. Это объясняется многими причинами, среди
которых не последняя та, что идти по накатанной дороге
легче, чем по целине. Но не такая уж это целина!
В этой книге речь и пойдет о спектаклях, создатели
которых видят в телевидении не просто новую игровую пло­
щадку, где можно реализовать замыслы, по тем или иным
причинам не осуществленные в театре, а новую область ху­
дожественного творчества — со своими выразительными сред­
ствами, со своей поэтикой, которой они овладевают посте­
пенно, в процессе создания произведений телеискусства.

И горь Ильинский читает
Зощ енко

«Плотницкие рассказы »
«Скучная история»

«Таня»

«Лика»
Сцена и рабочий момент

хВозвращение»

«Домик в Коломне»
«Детство. Отрочество. Юность»

«Капитанская дочка»

w*

«гКапитанская

дочка»

«гИ ван

Ф едорович Шпонька

и его тетушка»

«Иван Ф едорович Шпонька
и его тетушка»

«Л ю бовь Яровая»

«Фантазия»

кФантазия»

« Что делать?»

%

«Игроки»

к Нора»

«Всего несколько слов
в несть господина де М ольера»