Третье рождение [Елена Сергеевна Сабашникова] (pdf) читать постранично

-  Третье рождение  [Пути развития телевизионного театра] 93.16 Мб, 172с. скачать: (pdf) - (pdf+fbd)  читать: (полностью) - (постранично) - Елена Сергеевна Сабашникова

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Е. С Сабашникова

Третье
рождение

Условность сцены и телеэкрана
Актер в телетеатре
Образ телеспектакля
Рампа экрана

Е. С. Сабашникова

Третье
рождение
Пути развития
телевизионного
театра

Москва
«Искусство»
1982

ББК 85.6
С12

Рецензенты —
доктор искусствоведения
И. Л. Вишневская,
доктор филологических наук
Э. Г. Багиров
Фотоиллюстрации
А. Агеева, Н. Агеева,
Б. Вдовенко

Сабашникова Е. С.

С12

Третье рождение — М.: Искусство, 1982.—
168 с., 23 л. ил.
Телевидение открыло перед драматическим искусством наших дней ши­
рокие перспективы. Появилась новая «сцена» в эфире — телевизионный театр,
позволяющий актерам выявить новые грани их дарования. В книге рассказы­
вается о наиболее значительных и интересных спектаклях телетеатра, работах
советских артистов н режиссеров.

4907000000-193
С --------------------- 19-83
025(01)-82

ББК 85.0
792.8

© Издательство «Искусство», Москва, 1982 г.

Введение

Десять лет назад, когда был показан телевизионный спектакль
«Домби и сын», автор одной из рецензий с недоумением
спрашивал, где же происходит действие в каждый данный
момент: мистер Домби был богатым человеком, в его доме
гостиная, спальня и детская никак не могли находиться
в непосредственной близости, были расположены, вероятно,
на разных этажах, а режиссеры-постановщики соединили
их на одной площадке. Упрек весьма знаменателен: он про­
диктован привычными, сложившимися представлениями о
формах отражения реальности, знакомых нам по театру и
кинематографу.
В самом деле, никого бы не удивило, если бы в театре
детская и гостиная существовали, разделенные выгородкой,
на одной сценической площадке, и мистер Домби, сделав
всего два-три шага, попадал бы в комнату сына. В конце
концов, он даже мог не делать и этих шагов — достаточно
было поворота сценического круга. Мы приняли бы это как
знакомую театральную игру с пространством.
Иное дело — в кино. На экране во всем великолепии
предстал бы особняк главы торгового дома. Мистер Домби
поднимался бы по лестнице, проходил по анфиладе комнат,
убранство которых точно соответствовало бы стилю времени.
Так уж мы привыкли, что в театре «все условно», в кино
«все реально». Сцена диктует свои законы, экран — свои.
Новая форма — телевизионный театр — была непривыч­
на, казалось, что документальная природа ТВ и театральная
условность — «две вещи несовместные». Между тем эта новая
область существовала и самоопределялась, выявлялись ее
принципы, специфика. Драматическое искусство, знакомое
нам по сцене и киноэкрану, представало на телевизионном
экране в трансформированном виде. Электронная Мельпомена
диктовала свои законы. Это было третье рождение — после
театра и кино.
5

Телевизионный театр сравнительно с искусством сцены,
опирающимся на многовековые традиции, очень молод. Его
практика еще не дает достаточных оснований для детальной
классификации и систематизации всех направлений и законо­
мерностей развития. Вместе с тем довольно обширный ре­
пертуар телетеатра, его высокие художественные достижения
позволяют выявить некоторые общие тенденции развития
и факторы, оказывающие влияние на его утверждение как
самостоятельного художественного явления.
Хочется отметить две особенности, характерные для се­
годняшнего этапа развития телевидения, так или иначе
сказывающиеся на судьбе телевизионного театра.
Первая — осознание самими художниками новых выра­
зительных возможностей, предоставляемых телевидением и
отличающихся от привычного, уже освоенного арсенала ху­
дожественных средств театра и кино. Вторая особенность —
чрезвычайное разнообразие многомиллионной аудитории ТВ:
по образованию, культуре, воспитанию и условиям жизни,
вкусам, — поставившая с особой остротой важные и законо­
мерные для любого искусства вопросы: Кому адресует худож­
ник свое произведение? Что он хочет сказать зрителям?
В какой мере они понимают его? И т. п. Несомненно, эти
две особенности взаимосвязаны: усложнение способов отра­
жения реальности в телевизионных передачах эстетически
обогащает и обостряет восприятие зрителя; сегодня он уже
не удовлетворяется тем, что ему вчера казалось вполне при­
емлемым и даже интересным.
Вспомним: не так еще давно достаточно было обычного
«узнавания». Например, в многосерийном телевизионном
спектакле «День за днем» (сценарий М. Анчарова, режиссер
В. Шиловский) зрителей удерживала у телевизоров, и доволь­
но долго удерживала, возможнрсть увидеть на экране нечто
хорошо им самим знакомое — семейный быт, сложности на
работе, жизнь коммунальной квартиры, поданную в весьма
характерных деталях, с тщательной проработкой нюансов.
Во имя радости узнавания зритель прощал и примитивность
фабулы, и банальность сюжетных ходов, и наивную прямоли­
нейность характеров. При