Другие законы жизни [Александр Иванович Алтунин] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Александр Алтунин Другие законы жизни

Большинство людей с определенными задатками творческих способностей и талантов понимает то, что они очень существенно отличаются от большинства обычных людей. Есть, как минимум, интуитивное ощущение того, что их жизнь должна проходить по иным правилам и законам, нежели у большинства окружающих. И если уровень мудрости и одухотворенности низкий, то такой человек начинает изобретать, условно говоря, велосипед. Конечно, пятерым из десяти миллиардов населения Земли удалось изобрести нечто оригинальное и в этом плане. Но это меньше, чем даже один человек из миллиарда. Это редчайшее исключение из данного правила не опровергает само правило, а лишь еще раз подчеркивает и подтверждает его истинность. То, что изобретение велосипеда — это удел не широкой массы людей, а очень редких особо избранных. Своего рода интеллектуальной элиты человечества.

И поэтому многие люди с творческими способностями, при составлении личных правил и законов жизни, ударяются в сумасбродство и своенравность, и самоуверенность, в претензию на обладание истиной в последней инстанции, на свое эксклюзивное место под солнцем. Только лишь на основании того, что в конкретном человеке есть задатки тех или иных творческих способностей. То, насколько велика реальная ценность этих способностей с общественной точки зрения, с позиции иерархии классических духовных ценностей, гармонии и совершенства на уровне всей Вселенной, как правило, таких людей особенно не беспокоит. Им важно успешно и благополучно, эффектно и значительно выглядеть в своих собственных глазах. С минимальным участием самокритичности и самоконтроля, интуиции и проницательности, добросовестности ума и души, чувства долга и ответственности, мало-мальски серьезного самоанализа.

Таким людям очень хочется уже сам факт наличия у них задатков творческих способностей трактовать, как элемент особой избранности и элитарности. Не зависимо от уровня их реального развития и практической реализации и воплощения. Конечно, элемент избранности существует у людей с творческими способностями. Но в чем ее суть? В том, что такой человек должен осознавать наличие особой миссии на Земле. Предполагающей принципиально более высокий уровень требовательности к себе в плане организованности и самодисциплины, серьезности и строгости. Многим хочется думать, что их избранность — это на девяносто процентов дополнительные права и привилегии, и всего на десять процентов дополнительные обязанности. В то время как, на самом деле, все обстоит совершенно иначе: это на девяносто процентов дополнительные обязанности и на десять процентов дополнительные права. И, в первую очередь, в отношении с самим собой. Творческий интеллигент должен трудиться в два-три раза больше, чем обычный человек. И получать результаты своей жизнедеятельности в два-три раза более качественные, чем большинство.

Истинная достойная личность стремиться строить свою жизнь и творчество в соответствии с вечными и универсальными правилами и законами психологического и духовного характера. А то, что принято у большинства в обществе, не является серьезным и важным ориентиром для нее.

Конечно, интеллигент старается учитывать свои индивидуальные особенности интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. В ряде случаев, еще и физические особенности. Жаворонки, например, лучше работают по утрам, а совы — вечером. Экстраверты — в компании, а интроверты — в уединении. Иначе говоря, то, что хорошо для одного, совершенно не обязательно является таковым для другого. Выражаясь медицинским языком, можно сказать, что то, что помогает одному, может быть безразлично для другого и вредно для третьего.

Процесс постижения и себя, и мира у интуитивиста совсем иной, нежели у человека, лишенного интуиции. Возможность человека с творческим мышлением во много раз больше, чем у обычного. И способы и средства первого совсем необязательно подходят для второго.

Это духовные принципы жизни и творчества должны быть у всех одинаковые. А вот интеллектуальные и психологические могут очень существенно отличаться. Процесс выработки своих правил и законов, как правило, очень медленный и постепенный. Эволюция творческих способностей и личности в целом может иметь массу индивидуальных особенностей. То, что легко дается одному, может очень трудно даваться другому. В этом плане, да и во многих других вопросах, никаких универсальных стандартов быть не может. У каждого свой комплект достоинств и добродетелей, способностей и талантов, свои наклонности и предпочтения, свой комплект положительных и отрицательных факторов относительно успешности и жизни, и творчества, стандартных среднеарифметических величин в творчестве и в жизни быть не может.

Понятно, что в оценке любых явлений и моментов жизни должна быть осмысленность. Один, условно говоря, пишет в день две страницы. Другой — десять. Но, если человек пишет лишь одну страницу в месяц, то, видимо, есть смысл задуматься о степени целесообразности дальнейшего увлечения именно этим видом творчества. Ибо, уровень его продуктивности настолько символичен, что не позволяет, говорит об этой деятельности, как о мало-мальски полноценном творчестве. Или когда человек целый месяц редактирует всего лишь одну страницу своего текста — такое личное правило, скорее всего, не отличается особенным совершенством и практической ценностью. И требует принципиального пересмотра.

Творчество — это специфическая сфера деятельности. И поэтому многие правила, и законы мирской суеты обычных людей категорически не подходят для творческого человека. Конечно, хорошо, когда кто-то из числа родных и близких или приближенных серьезно и основательно заботится о творческом человеке, об организации его быта. Чтобы на это не тратились силы и время самого творческого человека. Ибо, вдохновение — это очень капризная штука. Оно не позволяет человеку быстро переключаться с творчества на прозу жизни и обратно. И окружающим хорошо бы это понимать и не вносить без особой необходимости элемент дезорганизации в творческий процесс. Тонкий и трепетный, ранимый и беззащитный. Выглядит уже совсем неприлично ситуация, когда окружающие пытаются навязать творческому человеку второстепенные и третьестепенные правила и законы их собственного быта, как и некоторые особенности и закономерности жизни вообще. Конечно, в ряде случаев, возможно, и в них есть определенное рациональное зерно, но это лишь иногда и лишь кое в чем. А не все и всегда. Творчество требует сознательной и целенаправленной защиты своих интересов, ибо, оно служит интересом не их творца, а общества в целом.