Сказка белого инея. Повести [Иван Михайлович Чендей] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Иван Михайлович Чендей • СКАЗКА БЕЛОГО ИНЕЯ • ПОВЕСТИ



ОБ АВТОРЕ

Иван Чендей — певец красоты Закарпатья и сценарист культовой ленты «Тени забытых предков»


Так кто же такой Иван Чендей и почему закарпатцы так уважают его?
Родился будущий писатель 20 мая 1922 года в поселке городского типа Дубово на Тячевщине. Впоследствии окончил Хустскую государственную реальную гимназию. Первым же литературным учителем Ивана Чендея был закарпатский фольклор — сказки, легенды, коломыйки, которые он слышал от своей матери, а затем находил и читал их в журнале «Наш родной край». А еще были рождественские вертепы с колядками-лицедиями, народные весенние забавы, похоронные причитания, гадания и заклинания, верховинские свадьбы… И все это восхищало, поражало и обогащало воображение маленького Ивана.

Уже к концу Второй мировой войны Иван Чендей был участником литературного сборника хустских гимназистов. Однако главной школой для будущего писателя стал труд в областной газете «Закарпатская правда», в редакцию которой он пришел в марте 1945 г. Впоследствии он также оканчивает Ужгородский государственный университет и Высшие литературные курсы в Москве. Потом, параллельно с работой, началась его творческая деятельность.

Так, уже в 1955 p. свет увидел первый сборник рассказов «Чайки летят на Восток». Название эта книжечка получила от одноименной новеллы. Как отмечает известный украинский литературовед Николай Жулинский, именно эта новелла показала трагедийное величие самопожертвования отца и сына и раскрыла несокрушимость народного духа.

Трогательно и правдиво, духовно сильными и благородными изображает своих земляков писатель и в других рассказах, очерках, повестях, собранных в сборниках «Ветер из полонин» (1958), «Ветры не угасают» (1960), «Чернокнижник» (1961), «Поединок» (1962), «Трен цветет» (1967), «Когда на утро благословлялось» (1967), «Зеленая Верховина» (1975), «Свалявские встречи» (1977), «Теплый дождь» (1979), «Сказка белого инея» (1979), «Родниковая вода» (1980) и др.

Параллельно, выходят в свет романы: в 1965 p. — «Птицы покидают гнезда…», а в 1989 г. — «Скрип люльки». Но это не все грани таланта выдающегося закарпатца, ведь герой нашего материала писал также киносценарии, занимался переводами с венгерского языка. Как настоящий мастер пера Иван Михайлович умел строить целые жизненные судьбы, переплетать истории персонажей, тонко описывать их характер и переживания. В его произведениях неразрывно звучали история и современность.

В своих произведениях художник привлекает максимальное внимание к высоким категориям человеческой нравственности и обостренно правдиво изображает обыденную жизнь. Фактически Иван Чендей одним из первых в украинской прозе 1960-х годов художественно убедительно раскрыл внутреннее содержание единства человека с духовностью своего народа, его моральными ценностями и ориентирами.

В его творчестве очень тесно переплетаются очень важные социальные, духовные и моральные координаты истории нашего края. Так, доброй славы по многим селам и далеким окрестностям приобрел мастер-плотник Иван (повесть «Ивановы журавли»). Когда поминали его люди, вспоминали мосты, которые построил Иван, дома, которые он возводил, дороги, его руками проложены.

Чрезвычайно приподняты описанные неутомимые материнские руки в повести «Криничная вода», а у отца — широкая, твердая, мозолистая ладонь как свидетельство порядочности и целомудрия (автобиографическая повесть «Луна голубого овида»). И именно слова отца во многом определяют свойственные творчеству Ивана Чендея морально-нравственные принципы характерообразования: «Честно делать тяжело, но от честной работы легко на душе…»

В следующих сборниках — «Теплый дождь», «Сказка белого инея» — четко прослеживается сосредоточенность писателя на исследовании социально-психологической природы человеческих характеров, их нравственно-философских первооснов.

И неизменными в центре внимания писателя стают веками творимые нашими предками духовные ценности. Как понимать эту духовность? Где, когда, в какой ситуации теряются определяющие критерии интеллигентности, элементарная самокритичность, как это произошло с писателем Гаманом (рассказ «Насекомого в янтаре»)?

Собственно, этот рассказ был написан не в традиционной для Ивана Чендея манере. Используя элементы иронии и сарказма, уверенно шагая от монолога к «отстраненной» констатации событий, Иван Чендей добивается значительного эффекта в сатирическом развенчивании новейших форм общественной маскировки.

Однако, наверное, лучшим в творчестве Ивана Михайловича является сценарий к одному из знаковых кинофильмов ХХ века «Тени забытых предков», который он написал вместе с гениальным украинским режиссером Сергеем Параджановым.

Кстати,