Психологическая гибкость [Александр Иванович Алтунин] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

  • 1

Александр Алтунин Психологическая гибкость

Есть небольшое число людей с врожденной психологической гибкостью. Остальным приходится ее развивать самим. Это, конечно, при условии того, что они знают о существовании такого качества личности, как такового. И знают степень практической ценности этого свойства. И можно еще добавить тот момент, что понимают первостепенную ценность самовоспитания и самосовершенствования. Что относительно более часто встречается у представителей интеллигенции. И является строго обязательным элементом у аристократии.

Уже многие представители интеллигенции, а также многие люди с чувством врожденной интеллигентности, понимают то, что с точки зрения психологической эстетики, максимализм и категоричность в большинстве второстепенных и третьестепенных вопросов жизни, мягко говоря, не особенно эффектно и изящно выглядят. Те, кто несколько умнее, не говоря уже, мудрее, понимают то, что эти качества не должны присутствовать у интеллектуала, зрелой и самодостаточной личности. И что человеческий имидж значительно более выигрышно выглядит без них. И действительно, максимализм и категоричность, своенравность и сумасбродство, упрямство и капризность, привередливость и прихотливость — это показатели низкого интеллекта, малой мудрости (если о мудрости вообще может идти речь в этом случае), низкой зрелости и гармоничности, самодостаточности и состоятельности человека.

Понятно, что с формальной точки зрения никто никому не может запретить подходить к жизни с позиции категоричности и максимализма (и прочих похожих свойств личности). Но, как правило, все они не могут получить существенного одобрения у окружающих. И, в первую очередь, умных и достойных, мудрых и зрелых. Интеллигентов и аристократов.

Психологическая гибкость позволяет человеку быстрее и проще решать жизненные задачи. Особенно сложные. И с наименьшими затратами и потерями выходить из проблемных и неприятных, конфликтных и щепетильных ситуаций. Не говоря уже о непривычных и необычных, своеобразных и странных, противоречивых. Конечно, психологическая гибкость требует от человека вполне определенных усилий ума и души. Находящихся в достаточно высоком энергетическом тонусе, привыкших работать на достаточно хорошем уровне трудолюбия и добросовестности. Это с одной стороны. А, с другой — эти относительно небольшие усилия позволяют экономить настолько много энергии вообще и нервов, в частности, что являются наиболее оптимальным вариантом подхода к различным жизненным явления. Особенно сложным и высокой степени сложности (очень сложные). Там, где требуется высокая виртуозность работы ума и души.

Психологическая гибкость не имеет ничего общего с лицемерием и лживостью, банальным актерством. Но не исключает проявления естественного и органичного искреннего и бескорыстного артистизма. Который не меняет сути явлений с духовной точки зрения, а придаст им лишь дополнительную интеллектуальную и психологическую изящность. Делая их, таким образом, более приятными и комфортными, удобоваримыми и интересными, оригинальными и, несомненно, ценными. Она позволяет сглаживать шероховатости в отношениях людей различного типа и менталитета, находить наиболее оптимальные компромиссы в сложных ситуациях. Добиваться достижения больших и сложных целей более быстро и эффективно, с меньшими затратами сил и здоровья.

Психологическая гибкость позволяет строить прочные и перспективные, многогранные и гармоничные отношения на любом уровне и любого типа. Данное качество позволяет проводить мощную и многогранную профилактику возникновения очень многих проблем и неприятностей. Без нее трудно создать благоприятный психологический климат в любом коллективе. Развитие личности без психологической гибкости идет значительно медленнее и проблематичнее. Если идет вообще, а не скатывается к психологической и духовной деградации личности. Как правило, необратимой. Конечно, психологическая гибкость не должна распространяться на нравственные и духовные вопросы жизни и личности. Там какие-либо компромиссы невозможны в принципе.

Другой вопрос, что психологические манипуляторы, авантюристы и интриганы очень успешно используют мотив защиты нравственности в своих корыстных целях по многогранной дискредитации действительно достойных и порядочных людей в общественном мнении. Скажем даже так: в девяти случаях из десяти чрезмерная напористость в защите нравственных ценностей обусловлена лишь очередной интригой. К величайшему сожалению автора.

  • 1