Зеркала Всевышнего: Небесный двойник человека в иудейской апокалиптике [Андрей Александрович Орлов 2] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

А. А. ОРЛОВ
Зеркала Всевышнего
Небесный двойник человека
в иудейской апокалиптике

и з д ат е д ь ст в о
оде
ы ш к о

The Greatest Mirror
Heavenly Counterparts in the Jewish Pseudepigrapha

Andrei A. Orlov

SUNY

А. А. ОРЛОВ

ЗЕРКАЛА
ВСЕВЫШНЕГО:
НЕБЕСНЫЙ
ДВОЙНИК ЧЕЛОВЕКА
В ИУДЕЙСКОЙ
АПОКАЛИПТИКЕ
Перевод с английского
И. В. Колбутовой

и з д а т е ль с т в о
о д е Й Р ы ш к~о
Санкт-Петербург

2018

УДК 229+296.1
ББК 86.4
0664

А. А. Орлов
0664
Зеркала Всевышнего: Небесный двойник человека в иудейской апокалиптике. — Пер. с англ. И. В. Колбутовой. — СПб.: «Издательство Олега
Абышко», 2018. — 384 с.

ISBN 978-5-60404872‫־‬0‫־‬
Настоящее издание посвящено изучению концепции небесного двойника человека в ранних иудейских апокалиптических произведениях,
включая тексты, бытовавшие в славянской письменной традиции, такие
как Вторая книга Еноха и Лествица Иакова.
В этих сочинениях известные библейские персонажи, такие как Енох,
Иаков, Иосиф, Асенет и Моисей, описываются как визионеры, созерцающие своих небесных двойников в образах ангелов, предстоящих пред
Лицом Бога. Исследование показывает формообразующее влияние этих
апокалиптических преданий на последующее развитие христианских
представлений о небесных двойниках и ангелах-хранителях.
Книга будет полезна библеистам, славистам, исследующим так называемую «отреченную» литературу, религиоведам, историкам культуры, а также самому широкому кругу читателей.

Русский перевод этой книги стал возможным с разрешения
издательства Нью-Йоркского государственного университета,
и она может продаваться только на территории
Российской Федерации

ISBN 978-5-6040487-0-2

9 785604 048702

© «Издательство Олега Абышко» (Санкт-Петербург),
подготовка текста к изданию, оригинал-макет, художественное оформление, 2018
©А. А. Орлов, 2018
© State University of New York, 2017

Итак, ко времени, когда мое тело достигло соверш еннолетия,
тотчас, спустивш ись сверху, явилось предо мной мое самое
прекрасное и величайш ее зеркальное отраж ение.

Кёльнский манихейский кодекс 17:1

ПРЕДИСЛОВИЕ
Э та книга п редставляет собой итог многолетних исследований.
Я начал интересоваться тем ой небесного двойника с конца 9 0 ‫־‬х гг.,
в ходе работы н ад д о к то р ск о й д и с сер та ц и ей , п о св ящ ен н о й развитию предания о Е нохе-М етатроне. В одной из ч астей этой диссертации мною и ссл ед овал ся мотив небесного двойника, которы й
мож но обнаруж и ть в так и х иудейских сочинениях, как Книга оброзов, Вт орая книга Еноха, Эксагоге И езек и и л я Трагика, Молит ва Иосифа иЛ ест вица И акова.1Э ти первоначальны е попытки и зу ч ен и я тем ы н еб есн ого д во й н и к а поздн ее бы ли разви ты в
нескольких моих статьях, опубликованны х в различны х научны х
ж у р н ал ах и сборниках.12 В последнее д есяти л ети е я так ж е расш и­
1Orlov A. The Enoch-Metatron Tradition. TSAJ, 107. Tubingen: M o h r/
Siebeck, 2005. P. 165ff.
2 Idem. The Face as the Heavenly C ounterpart of the Visionary in the
Slavonic Ladder of J a c o b //O f Scribes and Sages: Early Jewish Interpretation
and Transmission of S cripture/E d. C. A. Evans. 2 vols. Studies in Scripture
in Early Judaism and Christianity, 9. London: T&T Clark, 2004. P. 2.59-76;
Idem. M oses’ Heavenly Counterpart in the Book of Jubilees and the Exagoge
ofEzekieltheTragedian//Biblica88(2007). P. 153-173; Idem. In the Mirror
of the Divine Face: The Enochic Features of the Exagoge of Ezekiel the Tra-

рил область моих исследований в этой сф ере, вклю чив в н ее изучение иудейских дем онологических переосм ы слений мотива небесного двойника, результатом чего стало несколько опубликованных
статей и книг, посвящ енны х сим м етрии небесны х и дем онических
р еали й .*1В 2011 г., во врем я моего полугодичного отпуска в Институте Ф ун дам ен тальн ы х И сследовани й Еврейского университета
в И ерусали м е, я приступи л к си стем ати ч еск ой работе н ад монограф ией, посвящ енной преданиям о небесны х двойниках в иудейских псевдоэпиграф ах, которую я смог заверш ить только теперь,
сп устя 6 лет.
Я п ризн ателен М ай к л у К оверу, П ол у П аскуези и К эролайн Редик, тщ ател ьн о п р оверивш и х сти л и сти к у и сод ерж ан и е английской рукописи этого исследования.
Я хотел бы так ж е вы разить глубокую благодарность И рине Колбутовой за р у сски й п ер ев о д это й кн и ги и И н сти ту ту св. Ф омы ,
о казавш ем у финансовую поддерж ку этого перевода.

А ндрей О рлов

М илуоки, С Ш А

декабрь 2017 г.

g e d ian //T h e Significance of Sinai: Traditions about Sinai and Divine Revelation in Judaism and C hristianity/Eds. G. Brooks, H. Najman, L. Stuckenbruck. Themes in Biblical Narrative, 12. Leiden: Brill, 2008. P. 183-199.
1Orlov A. DarkMirrors: Azazel and Satanael in Early Jewish Demonology.
Albany: SUNY, 2011; Idem. Divine Scapegoats: Demonic Mimesis in Early
Jewish Mysticism. Albany: SUNY, 2015; Idem. The Atoning Dyad: The Two
Goats of Yom Kippur in the Apocalypse of Abraham. Studia Judaeoslavica,
8. Leiden: Brill, 2016; Он же. Подобие небес: Азазель, Сатанаил и Левиафан в иудейской апокалиптике. Чейсовская Коллекция. М., 2016.

ВВЕДЕНИЕ
В одном из м анихейских псалм ов говорится о том, что в последний момент своей ж и зн и М ан и созерцал своего небесного двойника «очами, исполненны ми света».1Э та встреча сирийского мистика
со своим небесны м «я» не бы ла единственной. И з текста Кёльнскогом аш хейского кодекса мы узнаем , что небесны й двойник