Хуастванифт. Манихейское покаяние в грехах (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

ХУАСТВАНИФТ

(Манихейское покаяние в грехах)

Russian Academy of Sciences
Saint Petersburg Branch of the Institute of Oriental Studies

XuASTVANIFT
(Manichaean confession of sins)

Facsimile Edition
Preface, transcription of the Uighur text, translation by L. Yu. Tugusheva
Comments by A. L. Khosroyev

Nestor-Historia
Saint Petersburg
2008

Санкт-Петербургский филиал
Института востоковедения РАН

ХУАСТВАНИФТ
(Манихейское покаяние в грехах)

Предисловие, транскрипция уйгурского текста, перевод Л. Ю. Тугушевой
Комментарий А. Л. Хосроева
Факсимиле текста

Нестор-История
Санкт-Петербург
2008

УДК
ББК
Хуастванифт (Манихейское покаяние в грехах). — Нестор-История, 2008. —
82 с.

©
©
©

Тугушева Л. Ю. , предисловие, транскрипция
уйгурского текста, перевод, 2008
Хосроев А. Л., комментарий, 2008
Издательство «Нестор-История», 2008

К 190-летию Азиатского Музея
и 100-летию первого издания Хуастванифта

Содержание
Предисловие.....................................................................................................................7
Транскрипция текста.................................................................................................. 13
Перевод............................................................................................................................ 16
Комментарий................................................................................................................. 21
Termini technici ............................................................................................................ 56
Index locorum................................................................................................................. 57
Библиография............................................................................................................... 61
Summary.......................................................................................................................... 69
Факсимиле текста........................................................................................................ 70

«Zuletzt will ich bemerken, dass Reeditionen von Texten
oft sehr nöthig sind,
besonders wenn ein Fachgelehrter
die erste Edition für ungenügend oder dilettantisch hält…»
Radfloff, 1909, 51

Предисловие
Сведения, приведенные в китайской надписи на Карабалгасунской стеле,
наряду с некоторыми другими источниками давали основание для заключения, что
манихейство было провозглашено в Уйгурском каганате официальной религией в
763 г. третьим уйгурским каганом, носившим титул tngridä qut bulmïš el tutmïš alp
külüg bilgä qagan «Принявший счастливый удел от Неба, державный, героический
(~отважный), прославленный, мудрый каган», в китайских источниках именуемый
Mouyu-каганом (759–779 гг.)1. В этой надписи сообщается, что церемония провозглашения происходила в присутствии наместников областей, внешних и внутренних
советников, военачальников. В речи кагана содержались слова: «Вы должны принять религию Света»2. Однако исследования, проведенные в недавнее время,
позволили установить, что, несмотря на призыв кагана, манихейство не было
принято в качестве официальной религии при Mouyu-кагане, который был убит во
время антиманихейского переворота3, а значительно позже в правление кагана, в
китайских источниках упоминаемого под именем Huaixin (795–808 гг.), носившего
титул tngridä ülüg bulmïš alp qutlug ulug bilgä qagan «Принявший (свой) удел от
Неба, героический (~отважный), наделенный благодатью, великий, мудрый каган», в
тюркских текстах именуемого Бокуг-каганом4.
Бокуг-каган происходил не из правящего уйгурского рода Яглакар, а из рода
Эдиз, и его приход к власти, сопровождавшийся сменой династий, не мог обойтись
без противостояний и, возможно, он был вынужден постоянно подтверждать
легитимность своего правления. Существует мнение, что при приходе к власти ему
оказали поддержку манихеи и принятие манихейства при нем было своего рода
ответом на эту поддержку5. При нем манихеи вновь обрели свое влияние при
уйгурском дворе, утраченное в связи с переворотом при Mouyu-кагане.
Но манихейство, как официальная религия, среди уйгуров продержалось
недолго. После столкновения с кыргызами в 840 г. и перемещения токузогузов,
составлявших этническое ядро каганата, в Восточный Туркестан, где уже ранее
проживали родственные им племена, манихейство утратило свои прежние позиции в
этой среде и сохранялось лишь как одно из второразрядных верований наряду с
несторианством и иными верованиями на фоне пышного расцвета буддизма,
длившегося вплоть до воцарения на этой территории ислама в начале XV в.
1

Orkun, 1981, II, 41 (233); Hamilton, 1955, 139.
Orkun, 1981, II, 41 (233).
3
Kasai, 2004, 14.
4
Kasai, 2004, 11.
5
Kasai, 2004, 13–14.
2

~7~

5

Столь быстрая утрата манихейством своих позиций в тюркской среде была
предопределена сложившейся ситуацией. Согласно сообщению арабского историка
ал-Мас'уди, манихейство в тех областях было представлено только в среде
«токузгузов»6, в отчете же о путешествии Тамима ибн Бахра в страну токузогузов
содержится замечание, что «манихейство было религией городов»7. На основе этих
сообщений можно заключить, что манихейство в той среде не смогло перешагнуть
за городские стены и не получило распространения среди широких масс кочевников,
обитавших, как правило, вдали от городов. Более того, как справедливо замечает Йес
П. Асмуссен: «Успех манихейских миссионеров среди этого класса (т.е. правящей
верхушки каганата – Л. Т.) в восьмом веке должно было рассматриваться