Вепсы. Очерки культуры и истории [Зинаида Ивановна Строгальщикова] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

ВВЕДЕНИЕ

Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение: у нее не только ветви, но и корни.

Д. С. Лихачев
Россия, занимающая одну восьмую часть света, является исторической родиной более чем для 100 народов со своим языком, особенностями этнического развития, культурными традициями. В Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г. всенародным голосованием, источником власти провозглашен многонациональный народ. В торжественном заявлении: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле... чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость...» подтверждается преемственность российской государственности, уважение к её историческому прошлому.

Долгий и трудный процесс собирания в единое Российское государство «земель и народов» проходил при разных обстоятельствах и содержит как великие, так и трагические страницы истории страны и населяющих её народов. Не является исключением и судьба вепсского народа. Длительное время сведения о таких малочисленных народах, как вепсы, не имеющих своих автономных областей, округов или республик, крайне редко появлялись в прессе и научно-популярной литературе. С конца 1930-х гг. историческая наука, включая краеведение, оказалась под жестким контролем государства. В конце 1980-х гг. процесс демократизации общественно-политической жизни начался с ликвидации «белых пятен» в прошлом страны, его переосмысления, обсуждения места и роли народов России в ее истории. Но и сегодня «родной земли минувшую судьбу» мы знаем недостаточно. Вместе с тем острая необходимость консолидации многонационального российского общества, переживающего новый этап своего развития, ставит перед наукой задачу формирования общих взглядов на наиболее значимые события в истории государства. Научные версии таких событий должны быть известны и представлены широкой общественности в доступной форме.

Важное значение для истории становления нашего государства стало принятие 3 марта 2011 г. Президентом Российской Федерации Указа «О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности», которое отмечалось в 2012 г. в рамках мероприятий Года российской истории.

При обсуждении научной общественностью указа президента констатировалось, что установление общих подходов к ключевым событиям истории Отечества является важной частью государственной политики в историческом образовании. Указ восстановил прерванную в советский период традицию официального признания 862 г. как начальной даты формирования Русского государства, утверждённую Высочайшим повелением Николая I - императора Российской империи в 1852 г. Указ предписывал «держаться строго летоисчисления Преподобного Нестора и руководствоваться оным в точности во всех учебных заведениях Министерства Народного просвещения, в которых преподается Русская История» [1]. Выбор исходной даты основывался на сообщении в древнерусской летописи «Повести временных лет», известном в литературе под условным названием «Сказание о призвании варягов» (далее - Сказание). Автором «Повести временных лет» считают летописца Нестора. В ней говорится об образовании в 862 г. на северо-западе нашей страны союза восточнославянских (словен и кривичей [2]) и финноязычных (весь и чудь) племен, пригласивших на княжение варяжского конунга Рюрика с братьями и дружиной. Данный союз, как полагают, и положил начало будущему Древнерусскому государству. В 1862 г. в Российской империи торжественно отметили 1000-летний юбилей создания государства. Его центральным событием стало открытие в г. Новгороде, куда по одной из летописных версий прибыли варяги, грандиозного памятника «Тысячелетие России».

Участие племенных группировок веси и чуди в судьбоносном для нашего Отечества событии, которых историческая наука считает предками вепсов, обязывает нас пристальнее всмотреться в глубь нашей общей истории, опираясь на современные исследования. Вместе с тем, несмотря на признание официальной версии зарождения российской государственности, вопросы его образования остаются одними из самых трудных в отечественной истории, требующих постоянного обращения к освещению всех сторон и участников данного процесса. Особенно длительные споры вызывала и продолжает вызывать роль варягов, которая отводится им в Сказании. В европейских источниках варяги известны как норманны или викинги, являющиеся выходцами из местностей, которые сегодня занимает Норвегия, Дания и Швеция. В раннее Средневековье их вооружённые отряды совершали грабительские рейды на европейские государства[3]. В древнерусских