Русский мир А.И. Солженицына [Ольга Валентиновна Павлова] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Ольга Павлова Русский мир А.И. Солженицына

Введение



Произведения А. И. Солженицына всегда вызывали резонанс в обществе, одни считали его достойным писателем, другие наоборот, старались осквернить, но тем не менее в историю он вошел как писатель с мировым именем, его произведения и поныне являются актуальными и могут использоваться для различных видов деятельности, как для философских размышлений, литературных вечеров, так и для познания языка и мысли писателя, почувствовав глубинную тайну слова личности патриота своей страны.

Для описания концепта применяется следующая методика:

1. определение референтной ситуации, к которой принадлежит исследуемый концепт (по отношению к художественному текстовому материалу)

2. обращение к энциклопедиям и лингвистическим словарям для определения места концепта в национальной картине мира

3. обращение к этимологическим данным

4. ориентация на контекст, например, поэтический, научный, публицистический, изучение пословиц и идиом

5. анализ ассоциативных связей ключевой лексики, сопоставление их с результатами, полученными на всех предыдущих этапах работы; 6. если концепт имеет определенную ценность, предусматривается обращение к экстралингвистическим элементам культуры, таким как живопись, скульптура, архитектура и т. д. В данном пособии будут использованы методики В.И. Карасика, В.А. Масловой, Л.Г. Бабенко, М.В. Пименовой. Концепт помогает осмыслить свое предназначение и миробытие в жизни, понять лучше устройство мира и себя в мире.

Через познание концепта человек познает мир родной культуры, погружаясь в тайну истории.

«Дыхание»



Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка. Я стою под яблоней, отцветающей — и дышу. Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя — и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. Я его втягиваю всеми лёгкими, ощущаю аромат всею грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми — не знаю, как лучше. Вот, пожалуй, та воля — та единственная, но самая дорогая воля, которой лишает нас тюрьма: дышать так, дышать здесь. Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, напоённого цветением, сыростью, свежестью. Пусть это — только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей. Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней — можно ещё и пожить!

Работа с текстом

1. Прочитайте текст. Выделите главные ключевые концепты. Проведите анализ по заданной схеме. Записать ассоциации к ключевым словам

2. уточнить, используя толковый словарь, значение слов, к какой тематической группе они относятся

3. обнаружить в тексте повторяющиеся слова, установить их роль в тексте, с какой целью писатель их использует, являются ли они главными в тексте почему?

4. определить связанную с текстом цепочку ключевых слов

5. определите контекстуальное значение этого слова и сравните его со значениями, отображаемыми в словаре.

6. выберите из списка слова, которые называют свойства, состояние и движение человека, уточнить значение выписанных слов по словарю

7. разобрать по составу ключевые слова, подобрать к ним однокоренные слова, синонимы, антонимы; выписать из текста языковые и контекстуальные антонимы

8. определить, какие слова и выражения в тексте содержат оценочную информацию и как передают точку зрения автора.

9. поведите итоги, перечитайте текст и сравните свое собственное понимание до и после анализа. Определите основную идею текста: вопрос, на который отвечает автор. Каков ответ?

10. как отражается история и культура народа в концепте, как концепт меняется (или не меняется) в общем сознании.

«Отраженье в воде»



В поверхности быстрого потока не различить отражений ни близких, ни далёких: даже если не мутен он, даже если свободен от пены — в постоянной струйчатой ряби, в неугомонной смене воды отраженья неверны, неотчётливы, непонятны. Лишь когда поток через реки и реки доходит до спокойного широкого устья, или в заводи остановившейся, или в озерке, где вода не продрогнет, — лишь там мы видим в зеркальной глади и каждый листик прибрежного дерева, и каждое пёрышко тонкого облака, и налитую голубую глубь неба. Так и ты, так и я. Если до сих пор всё никак не увидим, всё никак не отразим безсмертную чеканную истину, — не потому ли, значит, что ещё движемся куда-то? Ещё живём?..

Работа с текстом

1. выделить ключевые слова, составить философскую