Самовоспитание и его средства [Архиепископ Алексий (Дородницын)] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

архиепископ Алексий (Дородницын) Самовоспитание и его средства. (Очерк христианской педагогики) Посвящается Духовным учащимся юношам

Самовоспитание есть совершаемое самой душой человека упражнение всех ее сил соответственными средствами, возращение и укрепление их словом, саморазвитие их до указанной от природы меры. Понимая в таком смысле самовоспитание, мы не думаем принимать его за самобытное, безусловное, не нуждающееся ни в каком внешнем посредствовании переделывание себя. Как в воспитании первоначальное качество душевных сил, способностей и расположений, и прирожденный размер их не могут измениться от воспитательных мер, и искусство воспитания должно оберегать индивидуальные эти особенности питомца, развивая данные силы не свыше прирожденной меры; так и в самовоспитании духовное развитие человека в количественном отношении, т.е. относительно меры или степени, какой достигают его силы и способности, зависит от внешних влияний, жизненных обстоятельств и отношений, условий времени и пространства, потому что в огромном большинстве случаев не сам человек выбирает и определяет эти внешние обстоятельства и отношения, и сколько бы он ни боролся с ними, он не может заставить их действовать на него иначе, чем как велит им природа; в качественном же отношении, смотря по тому, какое направление получают его способности, стремления и поступки, – в этическом отношении сознательная и свободная воля является независимым фактором и даже более, творцом самовоспитания души. Объясним примером. При превратном самовоспитании безнравственное направление жизни, обнаруживающее себя в совершении преступлений, (качественная ее сторона), подлежит ответственности и каре законов; но смотря по тому, на сколько степень или мера преступности (количественная сторона) зависит от совокупности внешних неотразимых влияний и обстоятельств, например, среды и бедности, располагавших к преступлению, на столько открываются смягчающая степень вины обстоятельства. Изложенное понятие о самовоспитании, сводимое к тому, что качественная сторона саморазвития зависит исключительно от нас, а количественная от внешних условий и отношений, важно будет для нас впоследствии, при раскрытии того, что и средства самовоспитания заключаются как внутри нашего существа, так и вне нас, в отношениях наших к семейству, обществу и проч.

Но нам пока не до средств. На первой очереди у нас стоит вопрос о том, возможно ли самовоспитание. Вопрос этот не кабинетный только, научный – отвлеченный, он получает некоторый общественный интерес ввиду следующего настроения общественного мнения: под обаянием того материалистического убеждения, будто душа наша со всеми ее действиями есть продукт естественно всеобщей необходимости и ее неотразимого хода событий будто она не в силах справиться с аффектами и страстными возбуждениями, исходящими от сильного возбуждения нервной системы, и в преступлениях, совершаемых под действием их, ни в чем будто неповинна, многие не верят в возможность самоопределения души к лучшим поступкам, а с тем вместе отрицают и возможность самовоспитания.

Но если бы душа была созданием этой всеобщей естественной необходимости и находилась под всеподавляющим ее гнетом, под абсолютным ее господством, то в ней не было бы этого внутреннего, глубочайшего, ничем не удержимого стремления выйти за пределы этой необходимости, не было бы стремления к свободе, не могло бы быть даже и представления о свободе. Между тем это стремление, жажда новых бесконечных подвигов, готовность к самопожертвованию во всех его родах и видах ясно показывают, что душа не механическая сила, связанная законами необходимости, но существо свободное, способное к постоянному самоусовершенствованию, или самовоспитанию. А эта ответственность наша за свои поступки пред законами совести, гражданскими и Божескими, эта нравственная вменяемость не напоминает ли постоянно человеку, что он есть существо свободное, долженствующее зорко следить за собой и быть всегда во всеоружии самообладания, направляемого к непрестанному самоулучшению, самовоспитанию! Наконец понятия о духовности, разумности и «самости» души раскрывают до очевидности доказываемую нами мысль. Душа есть существо духовное потому и настолько, насколько она способна к сознанию и самознанию, а сознание и самознание она достигает посредством способности самоотличения, по которой она, сознавая себя, как существо не только в себе и от других различаемое, но и как различающее (представляющее) себя, сознает свою специально-своеобразную духовную сущность, способную к самоопределяемости во всех действиях и состояниях. И если эта сила себя – отличения, сознание самостоятельности составляет ядро и принцип духовной сущности, если самость души есть основная ее сила, пользующаяся разнообразными силами душевными, как opyдиями и средствами для своего осуществления (своей самости и