Ваан Терьян – поэт и общественный деятель [Андрей Тихомиров] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]
  [Оглавление]

Андрей Тихомиров, Мелине Кочарян Ваан Терьян — поэт и общественный деятель

Связи Армении с Россией

На протяжении многих веков Армения то теряла свою независимость и подпадала под власть иноземных захватчиков, то вновь обретала самостоятельность. Менялись ее границы. Постоянные погромы и преследования армян привели к тому, что некоторые области Армении обезлюдели. По всему Армянскому нагорью сохранились остатки армянских городов, крепостей, ирригационных сооружений. В первой трети XIX в. по Туркманчайскому договору Восточная Армения вошла в состав России. Из Эриванского и Нахичеванского ханств была образована Армянская область. В 1828–1829 гг. в результате русско-турецкой войны к России отошли армянские города Карс, Ардаган, Баязет, Эрзурум, которые были, однако, возвращены Турции по Адрианопольскому мирному договору (1829 г.). В первые три десятилетия XIX в. около 150 тыс. армян переселились из Ирана и Турции в Восточную Армению. Акт присоединения Армении к России имел огромное прогрессивное значение. Он предрешил весь дальнейший ход социально-экономического и политического развития Армении. Народ Восточной Армении навсегда был избавлен от угрозы физического уничтожения и стал на путь прогрессивного развития, связав свою судьбу с судьбой русского народа. Писатель-просветитель X. Абовян, революционный демократ М. Налбандян, народный поэт О. Туманян и другие армянские просветители, выражая чаяния народных масс, видели в русском народе, в приобщении к русской культуре, к русскому передовому общественному движению спасение своего народа и возможность его экономического и культурного развития.

Однако Армения, являясь отсталой окраиной царской России, имела крайне слаборазвитую экономику. Промышленность была представлена мелкими, полукустарными предприятиями, главным образом по переработке сельскохозяйственного сырья. Крупными предприятиями были лишь медные рудники и медеплавильные заводы в Алаверди и Зангезуре. Значительная часть промышленных предприятий находилась в руках иностранного капитала. В сельском хозяйстве господствовала примитивная техника. Животноводство носило экстенсивный характер.

Вступление Закавказья на путь капиталистического развития укрепило его экономические связи с Россией, что, в свою очередь, еще более тесно связало национально-освободительное движение народов края с рабочим движением России.

Лучшие сыны армянского народа связывали судьбу своего народа с судьбой России. Это — деятели общественного движения, как Исаак Лалаянц, Богдан Кнунянц, Степан Шаумян, Сурен Спандарян, Александр Мясникян и другие. В годы первой мировой войны (1914–1918 гг.) в Западной Армении турецкое правительство проводило политику геноцида по отношению к армянскому народу. В результате было уничтожено более 1,5 миллиона армян, около 300 тысяч беженцев нашли убежище в России, часть осела в странах Ближнего Востока, Европы, Америки.

Созидательные идеи Советского руководства по созданию свободной Армении нашли свое отражение в декрете Совета Народных Комиссаров «О Турецкой Армении» (29 декабря 1917 г.). Однако интервенция германо-турецкого блока в Закавказье, политика империалистических держав на Ближнем Востоке помешали осуществлению этого декрета. Антисоветская политика получила полную поддержку со стороны империалистов США и Антанты, которые ставили задачу превратить территорию Армении в свою колонию и антисоветский военный плацдарм. Однако рабочие и крестьяне Армении поднялись на борьбу против иностранных ставленников. В сентябре 1919 г. в Ереване состоялось первое нелегальное совещание коммунистических организаций Армении, а в январе 1920 г. — первая (нелегальная) конференция коммунистических организаций, которая завершила процесс объединения и упрочения партийных организаций Армении. В этих революционных процессах активное участие принимает поэт-коммунист Ваан Терьян.

Благодаря братской помощи русского народа трудящиеся Армении получили возможность окончательно разбить силы интервентов и националистической контрреволюции и 29 ноября 1920 г. установить в Армении Советскую власть. В. И. Ленин от души приветствовал «освобожденную от гнета империализма трудовую Советскую Армению».

За годы своего господства (1918–1920 гг.) националисты и иностранные оккупанты привели страну к экономической и политической катастрофе. Произвол и бесчинства, гнет капитала, полукрепостнические формы труда ставили рабочих и крестьян Армении в крайне тяжелое положение.

С установлением Советской власти в Армении началось восстановление хозяйства республики. С братской помощью народов других советских республик к 1928 г. продукция промышленности достигла уровня 1913 г., а продукция сельского хозяйства превысила его.

За годы довоенных пятилеток в республике было построено и введено в эксплуатацию 25 крупных промышленных предприятий, расширена цветная металлургия, созданы предприятия химической, легкой, пищевой промышленности.

В республике была ликвидирована неграмотность, созданы квалифицированные национальные кадры рабочего класса и интеллигенции. Расширилась сеть научных и культурных учреждений. Развивалась советская армянская литература, искусство.

Великая Отечественная война 1941–1945 гг. явилась величайшим испытанием советского социалистического строя, дружбы советских народов. Тысячи жителей республики встали на защиту Родины. Около 70 тыс. воинов Армении были награждены боевыми орденами и медалями СССР. 103 человека удостоились высокого звания Героя Советского Союза.

За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 380 тысяч трудящихся Армении были награждены правительственными наградами.

В послевоенный период отмечается значительный подъем экономики Армении.

За увеличение производства сельскохозяйственных продуктов, выполнение и перевыполнение плана продажи государству хлопка-сырца, сахарной свеклы, зерна, мяса, молока и шерсти Армения в декабре 1958 г. награждена орденом Ленина. За успехи, достигнутые трудящимися Армении в экономическом и культурном строительстве, республика была награждена вторым орденом Ленина (октябрь 1968 г.), орденом Октябрьской Революции (ноябрь 1970 г.), орденом Дружбы народов (декабрь 1972 г.), орденом Ленина (октябрь 1978 г.).

За годы Советской власти в Армении создана широкая система здравоохранения, обеспечивающая население республики всеми видами медицинской помощи. Социально-экономические преобразования положили конец заболеваниям эпидемического характера. По сравнению с 1913 г. число больничных коек увеличилось более чем в 100 раз. В 1980 г. функционировало 171 больничное учреждение с 26 тыс. больничных коек. В республике в 1980 г. работало 11,1 тыс. врачей (в 1913 г. было всего 73 врача), численность среднего медицинского персонала составляла 26,6 тыс. чел. Введены в строй новые больничные объекты, диспансеры, поликлиники, расширилась сеть курортов и домов отдыха.

В 89 санаториях, домах отдыха, пансионатах и на туристских базах ежегодно лечились и отдыхали сотни тысяч человек. Далеко за пределами республики известны курорты Арзли, Джермук, Дилижан, Севан и др.

Широко был развит спорт. К началу 1981 г. в республике насчитывалось 24 стадиона. 89 футбольных полей и 979 волейбольных, баскетбольных и теннисных площадок. Общее число физкультурников — 720 тыс. чел. С 1970 г. действует республиканский стадион «Раздан», вмещающий до 75 тыс. зрителей.

Центром развития научной мысли в республике являлась Академия наук Армянской ССР, основанная в 1943 г. В составе Академии в 1980 г. работало

88 академиков и членов-корреспондентов. В республике имелись сотни научных учреждений различного профиля. В советской Армении разрабатывались такие проблемы современной науки, как астрофизика, радиотехника, электроника, кибернетика, биохимия и физиология, биофизика, бионика и др. Всемирной известностью пользовалась Бюраканская астрофизическая обсерватория.

Имена многих крупных ученых Армении того времени — В. Амбарцуляна, А. Иосифяна, С. Мергеляна, А. Налбандяна, М. Джрбашяна, Л. Мнджояна и других были широко известны за пределами республики.

Национальное возрождение армянского парода нашло свое отражение в армянской литературе и искусстве.

В произведениях как старых мастеров армянской литературы — О. Туманяна, А. Исаакяна, А. Бакунца, Д. Демирчяна, С. Зорьяна, Р. Кочара, Г. Сарьяна, Н. Зарьяна, так и представителей нового поколения армянских писателей и поэтов — О. Шираза, П. Севака, С. Капутикян, А. Сагияна, С. Ханзадяна, Г. Эмина и других воспевали труд и жизнь народа республики. Широко были известны имена крупных композиторов — А. Хачатуряна, А. Бабаджаняна, А. Арутюняна, Э. Оганесяна, Э. Мирзояна.

Широко развивалось изобразительное искусство, в частности живопись. Всемирной известностью пользуется имя народного художника СССР М. Сарьяна. А. Коджоян, С. Аракелян, О. Зардарян, Э. Исабекян, С. Сафарян, М. Аветисян, М. Абегян, Г. Гюрджян и многие другие художники обогатили и развили изобразительное искусство Армении.

Деятельность Ваана Терьяна

Ваан Терьян (имя при рождении Ваган (Ваан) Сукиасович Тер-Григорян; родился 28 января (9 февраля) 1885, Гандза — умер 7 января 1920, Оренбург) — армянский поэт, лирик и общественный деятель. Он известен своими печальными, романтическими стихотворениями, самые известные из которых до сих пор читаются и поются в их музыкальных версиях.

Терьян родился в селе Гандза региона Джавахети Грузии (тогда в составе Российской империи). Получил образование в Тифлисе, затем учился в Лазарианском колледже в Москве, где познакомился с символизмом и присоединился к российским социал-демократам. Он был заключен в тюрьму царской полицией за свою политическую деятельность. В основном он известен своими стихами, посвященными осени и любви. Вот почему Терьян известен в литературе как "Певец осени". Он опубликовал свою первую книгу стихов "Сны в сумерках" в 1908 году, которая произвела немедленную сенсацию, Ованес Туманян назвал его самым оригинальным поэтом-лириком своего времени. Позже он опубликовал "Ночное воспоминание", "Золотую легенду", "Возвращение", "Золотую связь", "В стране Наири" (где он заменил слово "Наири" на каждый случай, когда подошло бы слово "Армения") и "Кошачий рай". Его стихи наполнены образами дождя, тумана, бледных полей и бесформенных теней, символами печали, отчаяния и, в конечном счете, мира.

В 1913 году Терьян покинул Московский университет и поступил в Санкт-Петербургский университет, где специализировался на восточных языках, что усилило его политическую активность. В 1916 году Ваан Терьян издал сборник стихов под названием "Земля Наири" (в Армении: "Еркир Наири"), в которых он использует "Наири" как название Армении. Аналогичным образом, в 1923 году Егише Чаренц написал сатирическую повесть под названием "Земля Наири", снова используя Наири как синоним Армении. Айастан Егиазарян использовал Наири в качестве своего псевдонима, заменив свое имя Айастан (именно так армяне называют Армению на своем родном языке) на Наири.

Армянский поэт-революционер, государственный деятель Ваан Терьян в совершенстве владел русским, французским, немецким, латинским, греческим, арабским, грузинским, курдским и персидским языками. Он переводил произведения Уайльда, Брюсова и других поэтов и прозаиков разных народов. "Наша Родина — Россия, и в ее лоне мы желаем двигать вперед и сохранить нашу культуру", — писал поэт, связывая судьбу армянской культуры с великим наследием русской культуры. Совет народных комиссаров (СНК) принял декрет "О Турецкой Армении", проект которого был составлен Вааном Терьяном.

Большую роль в создании терьяновского музея сыграло общество юных друзей В. Терьяна, начало которого было положено 13 октября 1982 г. литературоведом-писателем Большаковым Леонидом Наумовичем.

"В Оренбурге он оказался в конце 1919 г., выполняя ответственное поручение правительства молодой Советской республики. Город на берегу Урала дал ему последнее пристанище; тут протекли последние недели его жизни и настигла поэта безвременная кончина.

Результатом многотрудных биографических разысканий автора доклада стало прояснение всех обстоятельств последней, роковой командировки Ваана Терьяна (25.X. 1919-7.1.1920).

Вот краткая хроника этой командировки.

25 октября 1919 г. Ваан Терьян и его жена, сотрудница Армянского национального комиссариата Анаит Шахиджанян, выехали из Москвы. В этот день началась последняя командировка члена ВЦИК В.С. Терьяна через Самару и Оренбург в Ташкент, чтобы оттуда проследовать в Иран и Турцию, для решения судеб своего многострадального народа.

27 октября Терьян и Анаит прибыли в Самару. Супруги останавливаются в гостинице "Националъ". Начало хлопот о продолжении пути, так как регулярного прямого сообщения с Туркестаном не было.

31 октября — Встреча Терьяна с Михаилом Васильевичем Фрунзе. Терьян участвует в заседании губернского исполнительного комитета.

1 ноября — Ваан Терьян, простудившись накануне, слег.

7 ноября — Больной Терьян отмечает в гостинице вторую годовщину Октябрьской революции.

8 ноября — Посещение Терьяна самарским врачом Исаакянцем. Терьян отказывается возвратиться в Москву и решает продолжать путь.

11-17 ноября — Терьян в ожидании отъезда пишет ряд писем своим друзьям. В эти же дни он создает последнее стихотворение "Пьян, пьян я, томит меня хмель…"

18 ноября — После болезни, а затем и хлопот об отъезде Ваан Терьян вместе с Анаит совершают посадку в военно-санитарный поезд № 4, предназначенный к отправке в Туркестан. При посадке произошел инцидент с комендантом поезда, который отказался допустить Терьяна в вагон, ссылаясь на отсутствие "особого указания".

18-22 ноября — Терьян ожидает отправки военно-санитарного поезда. Состояние здоровья плохое.

22 ноября-13 декабря — Тяжелый путь от Самары до Оренбурга в плохо отапливаемом, лишенном всякого снабжения поезде. Трех-четырехдневные стоянки на станциях и разъездах. Анаит с трудом добывает еду для Терьяна, у которого начался туберкулезный процесс в кишечнике.

13-20 декабря — Ожидание отправки военно-санитарного поезда дальше, на Ташкент.

19 декабря — Анаит, по поручению больного Терьяна, хлопочет о пересадке в другой поезд, следующий в Среднюю Азию, и получает разрешение.

20 декабря — Вместо намеченной пересадки на другой поезд Терьяна, в связи с ухудшением его здоровья, перевозят на санях в Оренбург, в дом № 32 по улице Гришковской (ныне Чичерина), где жила семья Константина Оганяна.

21 декабря — В домашней обстановке Терьян чувствует себя в течение дня гораздо лучше: беседует с новыми своими знакомыми, слушает игру Анаит на пианино. Но вечером болезнь снова берет верх.

22-23 декабря — Больной Терьян читает, ухудшение общего состояния лишает его в дальнейшем этой возможности.

28 декабря — Первое посещение Терьяна оренбургским врачом; все медицинские силы города были мобилизованы на борьбу с эпидемией тифа, и вызов врача оказался весьма затруднительным.

Между 24 и 31 декабря — Скромный вечер, созванный хозяевами дома с целью поднять настроение Терьяна; тяжело больной, он с удовольствием слушает игру на таре и народные песни.

Между 1 и 4 января 1920 г. — По настоянию Терьяна, А. Шахиджанян хлопочет перед Штабом и Реввоенсоветом 1-й армии

Туркестанского фронта об отъезде в Москву. Им выделяют вагон для выезда 7 января.

4 января — Дальнейшее ухудшение здоровья.

6 января — Консилиум врачей: положение безнадежно.

7 января — Смерть Ваана Терьяна.

8 (или 9) января — Похороны В.С. Терьяна на старом оренбургском кладбище.

Занимаясь исследованием жизни и творчества В. Терьяна на протяжении более 35 лет, автор сообщения посвятил поэту несколько книг, а именно:

Главы из жизни. — Челябинск: Южно-Уральское кн. издательство, 1974. В книге — очерк "Встреча через годы". Рассказ о жизни, смерти и бессмертии Ваана Терьяна.

Последняя командировка Ваана Терьяна. На армянском языке. — Ереван: Издательство "Советакан грох", 1985.

Первые. Страницы из жизни одного района. — Москва: Издательство политической литературы, 1985.

74 дня перед бессмертием или Последняя командировка Ваана Терьяна. — Ереван: Издательство "Айастан", 1990.

В Оренбурге поэта помнят и чтят. Здесь в честь него открыт памятник и создан музей, проводятся поэтические праздники и дни армянской культуры.

Дружба русского и армянского народов будет расти и крепнуть"1.

6 мая 1984 г. в школе № 24 Оренбурга был торжественно открыт музей имени Ваана Терьяна. Позднее в Оренбург приезжал родной внук Ваана Терьяна — видный специалист в области международного права, редактор выходившей в Москве газеты "Армянский вестник" и председатель правления издательства "Феникс" Ваан Эмин; выдающийся скульптор, произведения которого известны всему миру, Фридрих Согоян и знаток музыки, ветеран столичной радиожурналистики Анушван Погосян. В экспозиции музея хранится автограф Булата Шалвовича Окуджавы, который приходится внуком Ваану Терьяну по материнской линии.

Ваан Терьян умер в Оренбурге от туберкулеза незадолго до своего 35-летия. Он был похоронен там же, а точное место было утеряно. В 1964 году дочь Терьяна привезла землю с Оренбургского кладбища в Ереван и похоронила в пантеоне имени Комитаса с установленным кенотафом.

Каждый год в регионе Джавахк в селе Гандза, где он родился, проводятся мероприятия, посвященные его жизни.

Его именем названы улицы в Ереване, Гюмри и Оренбурге (с 1965 года).

Конверт почты СССР 1985 года.

В 2021 году в родном селе Ваана Терьяна Гандза открылся выставочный зал и дом-музей в его честь. На территории музея также установлен бюст поэта.



Бюст Ваан Терьяну перед домом, где он провёл последние дни жизни (улица Чичерина, 38). Болезнь заставила его сойти с поезда, на котором Терьян ехал с государственным поручением в Ташкент, чтобы затем перебраться в Иран и Турцию. Фото Тихомирова А.Е.


"Стихи Ваана Терьяна, исполненные высокой гражданственностью и возвышенным трагизмом, созвучны нашему тревожному времени. В первых стихах поэта из цикла '' Грезы сумерек" отчетливо проявляются мотивы печали и грусти.

Ты помнишь — был лес и родник под холмом…

Ты помнишь — спускалась в ночи тишина,

Ты помнишь — в далеком, далеком былом…

Долина печали, жизнь горем полна.

"Сентиментальная песня", 1905. Перевод Вс. Рождественского

Хороните меня, лишь угаснет заря

И печального солнца усталый закат

Ослабеет, вершины огнем озаря,

А моря и равнины во тьме замолчат…

Бросьте мне на могилу увядших цветов:

Пусть со мной разделяют спокойствие сна.

Хороните без слез, хороните без слов…

Тишина, тишина, без конца тишина!

"Хороните меня, лишь угасает заря… ", 1905. Перевод В. Рождественского

Терьян рассказывает о "пустынном просторе бесконечных полей", об "угрюмых безднах бесконечной ночи", употребляет фразы типа: "Ночь распростерла траурные крылья", "Рыдая, ветер бьется в бездне темной", "Мое бедное сердце сжимает тоска", "Я бреду бесконечным путем", "Позабыть, обо всем позабыть…" и т. п.

Под окнами рыдает без конца

Больная песня странника-певца.

Ее давно я слышал и хранил:

Казалось мне, я сам ее сложил.

"Песня улицы", 1909. Перевод С. Ботвинника

Казалось бы, откуда такая безысходная тоска у двадцатилетнего юноши, московского студента, уже признанного, печатающегося поэта? Многие критики поспешили зачислить Ваана в разряд символистов: мол, балуется молодой поэт, сам себе придумал некий туманно-горестный символ и этот символ оплакивает. Между тем у Ваана Терьяна существовали вполне реальные основания для горестных раздумий и тяжелого настроения. Армянский народ, по сравнению с другими, оказался самым гонимым, подверженным геноциду. Вся история Армении — бесконечные войны с захватчиками, исход толп населения на чужбину, массовое истребление народа. Нескончаемая национальная трагедия не могла не отразиться на особенностях творчества поэта:

Песни Армении слышу опять,

Песни, что так на рыданья похожи.

Их, чужеземец, тебе не понять.

Их не поймешь, чужеземка, ты тоже.

Бедны деревни у нас, и везде

Смуглые лица с печалью во взоре,

Весь наш народ в безысходной беде,

Вся наша жизнь — безысходное горе.

"Песня Армении слышу опять", 1915. Перевод Н. Чуковского

Подобные же мысли высказывает Терьян и в своей публицистике: "Господствующей идеей армянской литературы, ее основной движущей силой является идея национального существования, национальной независимости. Однако это общая и господствующая идея у нас имела свою характерную и специфическую окраску, которая почти непонятна неармянину и по-своему существу и по форме выражения… Идея эта была каким-то фантомом, силой, которая толкала к героическому мученичеству, к невообразимому напряжению духовной и материальной энергии; каким-то недосягаемым, вечно желаемым, мучительно болезненным вожделением стала эта идея независимой родины, национального существования"2.

Армяне в Оренбуржье

"В конце 1750 — начале 1751 г. И.И. Неплюев и А.И. Тевкелев разработали проект монопольной торговли со Средней Азией и восточными странами. Они предложили организовать купеческую компанию, получив ей отправление торговых караванов. В компанию должны были войти шесть купцов, среди которых армянин В. Макаров. Об этом И.И. Неплюев сообщал в Коллегию иностранных дел в проекте, датированном 29 января 1751 г. В компанию вошли наиболее известные и уважаемые купцы — Г. Журавлев, А. Хаялин из Оренбурга, И. Твердышев из Симбирска и т. д.

Во время первой всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 г. в Оренбурге зафиксировали семеро армян, а в Орском уезде — одного.

Документальные материалы об армянах, относящиеся к двадцатому столетию, представляют несомненный интерес. Привлекает внимание история создания оренбургского дендрария. В 1904 году за участие в революционном движении был сослан в Оренбург студент Петербургского лесного института З.С. Аветисян. В полутора километрах от села Подгородняя Покровка лесничий Аветисян заложил дендрарий на площади в три гектара, насчитывающий 70 видов деревьев и кустарников. Одной из достопримечательностей его является прекрасная аллея из сибирской ели. По оценке специалистов, возраст деревьев составляет 90 лет. Две ели, посаженные по предложению Аветисяна, были высажены на территории дома отдыха "Оренбургский" и сохранились до наших дней.

В начале XX в. высылка как вид наказания широко практиковалась властями. Часть высланных переводилась на жительство в отдаленные губернии, в том числе и в Оренбургскую. Среди высланных на Южный Урал армян — представители различных слоев: крестьяне, мещане, священнослужители, интеллигенты и т. д.

Викарий Эриванской армяно-григорианской епархии архиепископ Сукиас Парзьянц в документах Департамента полиции характеризовался как главный руководитель армянского духовенства, которое оказывало "противодействие правительству". Армянский архиепископ около двух лет жил на улице Телеграфной в доме Агаркова. В сентябре 1905 г. по его делу лично императору докладывал министр внутренних дел, и царь разрешил Парзьянцу выехать из Оренбурга.

В январе 1904 г. на Урал был отправлен бывший ректор Шушинской армянской семинарии, в момент высылки Елисаветпольский викарный и председатель Елисаветпольского Армянского Духовного правления архимандрит Беник. В феврале 1904 г. из Эриванской губернии за участие в противоправительственном армянском движении "удалили" Александропольского викарного и представителя Александропольского Духовного правления архимандрита Саака Багдасаряна под надзор полиции сроком на пять лет. Он прибыл в Оренбург в марте 1904 г. В Оренбуржье был сослан священник армяно-григорианской церкви Тер-Саркис Тер-Эмануелянц, 68 лет. Сослали его в Оренбург на два года в августе 1904 г. Лишь в январе 1907 г. священник смог вернуться домой. "Крайне вредным для общественного спокойствия и государственного порядка" был Василий Кеворкянц из села Сабатлы Нухинского уезда Елисаветинской губернии, содержащийся в Метехс-ком тюремном замке и высланный на Урал по этапу. На три года в Оренбургскую губернию был сослан и отбывал срок в одной из станиц мещанин г. Тифлиса Асцатур Давидов. На такой же срок сослали в 1908 г. активиста армянской партии "Дашнакцутюн" ("Союз") жителя Шушинского уезда Магакия Даллакянца. Решением правительства в Оренбургскую область в 1906 г. выслали большое количество армян, подданных Турции. Только в 1906 г. в документах Оренбургского госархива зафиксирована группа около 60 человек.

Таким образом, Оренбуржье, являясь известным регионом российской ссылки, в начале двадцатого столетия приняло значительное количество армян"3.

В памяти оренбуржцев навсегда остается также имя талантливого военачальника Гая Дмитриевича Гая (настоящие имя и фамилия — Гайк Бжишкян). В конце ноября 1918 г. Г.Д. Гай, по рекомендации М.Н. Тухачевского, назначается командующим 1-й революционной армией. Преодолевая трудности суровой зимы, части 1-й Армии приняли участие в разгроме дутовских войск и 22 января 1919 г. штурмом овладели Оренбургом. Однако весной 1919 г. возникла реальная угроза полного окружения Оренбурга. Оборону Оренбурга командующий Южной группы войск Восточного фронта М.В. Фрунзе поручил 1-й Армии. Армия Г.Д. Гая отстояла город, удержала оренбургский плацдарм и тем самым помогла Бузулук-ской группе освободить Уфу. Гай был награжден орденом Красного Знамени. Эстафету героизма, мужества, отваги приняли выпускники оренбургских военных училищ в годы Великой Отечественной войны. Один из них Ашот Джумшутович Каспаров, чья боевая деятельность в качестве штурмана самолета началась с первых дней войны, 222 раза водил самолет на дальние ночные вылеты, на бомбардировку различных объектов противника. Кроме того, совершил 76 вылетов к партизанам, доставил им 91 тонну боеприпасов, вооружения, медикаментов, вывез из партизанских отрядов более 240 раненых и детей. Широко известно за пределами России имя воспитанника Оренбургского авиационного училища Александра Аркадьевича Казаряна. 22 августа 1944 г. по приказу французского командования Сопротивления был сформирован первый советский партизанский полк, командиром которого стал офицер Александр Казарян. Высокого звания Героя Советского Союза был удостоен воспитанник Оренбургского летного училища лейтенант М.К. Нагульян из 593-го штурмового авиационного полка.

Во время Великой Отечественной войны в Оренбург прибыл весь состав 1-го Харьковского медицинского института. Возглавлял 1-й Харьковский медицинский институт профессор, доктор медицинских наук Ашот Михайлович Гаспарян. Он родился в Баку в июне 1902 года. В 1921–1923 гг. А. Гаспарян — студент Бакинского государственного университета, — одновременно работает инспектором при Бакинской рабоче-крестьянской инспекции по нефтяной промышленности. В 1924–1926 гг. продолжает обучение во Втором Московском государственном университете. Параллельно занимает должность "политпросветработника" в Союзе медработников. А.М. Гаспарян работал в Московской урологической клинике, преподавал в Первом Московском медицинском институте. В 1937 г. его назначили директором Харьковского медицинского института, где он также возглавлял кафедру урологии. Докторскую диссертацию А.М. Гаспарян защитил в 1940 г.

Почти четыре года Харьковский медицинский институт работал в Оренбурге. В центре внимания ректора А.М. Гаспаряна находилась учебная, научная деятельность студентов и профессорско-преподавательского состава, кроме того, он лично оказывал большую помощь оренбургским госпиталям, являлся "руководителем-консультантом" госпиталя № 1308.

В 50-60-е годы в среде ученых-аграрников выделяется профессор К.А. Акопян. В октябре 1937-го в Оренбургский научно-исследовательский институт мясомолочного скотоводства направлен К.А. Акопян, где он работает заместителем директора по научной части, а с 1958 года — в Оренбургском сельскохозяйственном институте, в котором избирается заведующим кафедрой крупного животноводства. Докторскую диссертацию защитил в 1956-м, на следующий год получил звание профессора. Обширны и разнообразны научные интересы К.А. Акопяна. Но главные среди них — в области теории и практики создания и развития мясного скотоводства. Он принял активное участие в выведении новой отечественной породы мясного скота — казахской белоголовой, за что ему и группе других участников в 1950 г. присвоили звание лауреата Государственной премии I степени. К.А. Акопян опубликовал свыше 70 научных работ. Под его руководством подготовлены и защищены две докторские и 18 кандидатских диссертаций.

В 1960 г. К.А. Акопяну присвоили почетное звание заслуженного деятеля науки РСФСР, он был награжден орденами Ленина, "Знак Почета", медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.", в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, Большой серебряной и тремя бронзовыми медалями ВДНХ.

С 1957 г. жил и работал в Оренбурге Мамикон Степанович Акопян. Он получил для своего времени прекрасное образование: в 1937–1939 — военное авиационно-техническое училище, в военные годы — военную авиационную школу первоначального обучения летчиков и военное авиационное училище летчиков ВВС. На военной службе М.С. Акопян находился 27 лет. Участник Великой Отечественной войны. С июля 1944 г. до 9 мая 1945 г. в составе 995 Штурмового авиационного полка старший летчик штурмовой авиации участвовал в боевых операциях в Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии, в освобождении Белграда, Будапешта и Вены.

После войны М.С. Акопян продолжает учебу: он заканчивает факультет международных отношений Ереванского университета, а также заочный факультет Военного института иностранных языков, приобрел специальность переводчика с английского языка. С 1957 по 1962 г. преподавал в Оренбургском летном училище, работал в Оренбургском государственном педагогическом университете. В 1980–1991 гг. — заведующий кафедрой всеобщей истории. В 1974 г. защитил кандидатскую диссертацию в Институте Всеобщей истории АН СССР. За многолетнюю педагогическую работу награжден значками "Отличник народного просвещения РСФСР", "Отличник народного просвещения СССР" и Почетной грамотой Министерства просвещения и ЦК профсоюза работников высшей школы и научных учреждений РСФСР.

Литература по теме

«Почему Армения первая приняла христианство в качестве государственной религии?» в книге Тихомирова А.Е. "Сборник статей 2015 года", Оренбург, 2016

Тихомиров А.Е., Վահան Տերյան — բանաստեղծ և հասարակական գործիչ "ЛитРес", Москва, 2023

Армяне в Оренбуржье: история и современность (материалы научно-практической конференции). — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2001. (Серия "Многонациональный мир Оренбуржья", выпуск 11). Под редакцией доктора исторических наук, профессора В.В. Амелина

Тихомиров А.Е., Албанцы, армяне, греки. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2019

Тихомиров А.Е., Из истории армянского народа. "ЛитРес", Москва, 2023

Тихомиров А.Е., Миграции индоевропейцев. Албанцы, армяне, греки. "Ridero", Екатеринбург, 2018

Примечания

1

Л.Н. Большаков, "Оренбургский след Ваана Терьяна" в материалах "Армяне в Оренбуржье: история и современность (материалы научно-практической конференции)". — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2001. (Серия "Многонациональный мир Оренбуржья", выпуск 11). Под редакцией доктора исторических наук, профессора В.В. Амелина, с. 14–16

(обратно)

2

А И. Акиншин. "Возвышенный трагизм" в творчестве В. Терьяна в материалах "Армяне в Оренбуржье: история и современность (материалы научно-практической конференции)". — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2001. (Серия "Многонациональный мир Оренбуржья", выпуск 11). Под редакцией доктора исторических наук, профессора В.В. Амелина, с. 92–93

(обратно)

3

А.В. Федорова, "Армяне в истории Оренбургского края" в материалах "Армяне в Оренбуржье: история и современность (материалы научно-практической конференции)". — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2001. (Серия "Многонациональный мир Оренбуржья", выпуск 11). Под редакцией доктора исторических наук, профессора В.В. Амелина, с. 3–5

(обратно)

Оглавление

  • Связи Армении с Россией
  • Деятельность Ваана Терьяна
  • Армяне в Оренбуржье
  • Литература по теме
  • *** Примечания ***