Чувство меры [Александр Иванович Алтунин] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Александр Алтунин Чувство меры

Очень важное свойство личности. О нем знают практически все. Только в развитой степени оно присутствует мало у кого. В первую очередь, это касается эмоциональной стороны жизни. Многие люди склонны впадать в крайности в своем ощущении печали, грусти, уныния, тревоги, страха, восторженности по поводу второстепенных явлений жизни, радости от небольших успехов, приятных эмоций от общения с представителями противоположного пола. Это, в частности, приводит к тому, что человек почти полностью теряет над собой контроль. А также контроль за уровнем качества многих других особенно важных и ценных явлений жизни, которые происходят с человеком и которые он сам создает по своей собственной воле. В результате возникает масса крупных ошибок, недоделок, принимается масса принципиально неправильных решений, выбираются далеко не самые оптимальные способы и средства достижения поставленной цели. Да и цели нередко выбираются не только второстепенного характера (в качестве основных и главных), но еще и с элементами деструктивности и дисгармоничности, низкой конструктивности и созидательности. Не говоря уже о степени мудрости или одухотворенности. У большинства людей, к сожалению, все эти параметры находятся в диапазоне между слабой и средней степенью выраженности. Часто ближе к слабой. Можно себе представить то, что получается в результате: человек и в своем оптимальном состоянии ума и души может создавать нечто не самое замечательное. Мягко говоря. А если в эти не самые качественные процессы вносятся еще и дополнительные дезорганизующие факторы большой силы, то получается почти полный кошмар. Что, собственно, автору и приходится наблюдать последние сорок лет. Почти ежедневно, к сожалению.

Если же дезорганизующий фактор присутствует достаточно длительно, то в худшую сторону может, меняется не только жизнь человека, впавшего в ту или иную крайность, но и многих других людей из его окружения. Чаще всего, непосредственного. Но в отдельных случаях жертвами его крайностей (интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера) становятся достаточно обширные массы людей, народы, государства. И даже все человечество (социализм, фашизм и т. д.).

Если человек имеет небольшой интеллект, уровень одухотворенности, психологическую обедненность, то в результате его впадения в крайности может создаваться особенно злокачественные явления жизни по всем четырем основным направлениям жизнедеятельности, перечисленным выше. Иначе говоря, с высокой степенью концентрации деструктивных и дисгармоничных элементов, дестабилизирующих и дезорганизующих, создающих мощные упрощения самых важных моментов человеческого бытия, вплоть до уровня откровенной примитивности. И это только на первый взгляд кажется все легко и просто, ясно и понятно. А на самом деле, почти все весьма проблематично и даже драматично. Ибо, девяносто процентов людей от рождения лишены задатков развитой интуиции и проницательности. Интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. И поэтому в большинстве случаев не в состоянии отличить замаскированные ложные ценности от истинных, классических. В связи с чем, быстро и основательно попадаются на удочку различного рода авантюристов и интриганов, психологических манипуляторов, прохиндеев и проходимцев и прочих других людей подобного духовного типа. Которые особенно энергично и агрессивно, настойчиво и продолжительно, умело и изощренно рекламируют и пропагандируют свои откровенно дрянные идеи под видом красивых.

Например, элемент особой злокачественности марксизма был выявлен рядом классиков 19 века. В Германии, Франции, в первую очередь. А уже потом в России. Да и во многих других странах социалистической ориентации. Но, несмотря на глобальное и фундаментальное разоблачение принципиальной несостоятельности основных идей марксизма, он, тем не менее, остался доминирующей философией многих стран и в настоящее время. Не говоря уже о приверженности ему многих великовозрастных жителей СССР. В частности, бывших (да и нынешних) членов коммунистической партии. Искаженность и извращенность основной идеи социализма (основанной на идее марксизма) отчетливо проявляется в том, что ни в одной стране мира, проповедующей социализм в качестве своей главной идеологии, он так построен и не был. И не будет построен никогда. И в тоже время, реальный коммунизм уже существует в ряде европейских стран — Голландии, Дании, Швеции, Норвегии. Но без какого-либо намека на марксизм или социализм в официальной государственной и общественной политике и идеологии. Они его, что называется, и на дух не переносят. И, тем не менее, имеют стабильное и процветающее и общество, и государство. Высокий уровень финансового и интеллектуального, психологического и нравственного благополучия касается абсолютно всех граждан. Не зависимо от их уровня талантливости. У талантливых людей в этих странах уровень благополучия не просто высокий, а очень высокий. И это при почти полном отсутствии сырьевых ресурсов, слабой промышленности. Степень благополучия их жителей напрямую зависит от степени трудолюбия и добросовестности, обширности способностей и талантов, уровня гармонии личности, мудрости, одухотворённости, конструктивности, созидательности.

Фанатизм Маркса привел к тому, что он навсегда прервал отношения с десятками наиболее преданных и верных друзей. Из числа наиболее достойных и порядочных. Не говоря уже о тысячах благородных интеллектуалов, с которыми его сталкивала, так или иначе, просто жизнь и его философская деятельность. Не говоря уже о том, что его жена и дети просто-напросто элементарно голодали, многократно и достаточно продолжительно. Из-за повышенной конфликтности Маркса с людьми, предоставлявшими ему достойную и хорошо оплачиваемую работу. В подавляющем большинстве своем.

Без чувства меры невозможно возникновение адекватного уважения и к себе, и к окружающим. Не говоря уже о правильной любви к себе. Трудно в человеке развивается мудрость и одухотворенность, конструктивность и созидательность, зрелость и гармоничность. Собственно, все особенно важные явления внутренней и внешней жизнедеятельности так или иначе связаны с чувством меры. Чувство меры необходимо для создания адекватных нравственных и психологических ориентиров в жизни. Так, чрезмерная хозяйственность может переходить в скупость, а слишком слабая — в транжирство. Недостаточная аккуратность выглядит, мягко говоря, не эстетично. А чрезмерная аккуратность может переходить в формальную и фанатичную педантичность, навязчивую идею. Повышающую уровень проблемности, конфликтности и драматичности жизни такого фаната.

Недостаточно выраженная любовь человека к себе приводит к тому, что большинство окружающих может откровенно и демонстративно пренебрегать таким человеком. А чрезмерная любовь к себе порождает эгоизм и стервозность, амбициозность и тщеславие, самоуверенность и самовлюбленность, высокомерие и пренебрежительность, формализм и чванство. А также запускать интенсивный процесс психологической и духовной деградации личности такого человека. Тем самым, превращая его в злокачественного и морального урода.

Возьмем добросовестность на работе. Если она низкая, то человеком недовольно его начальство. Если она высокая, то, как правило, недовольна его семья. Потому что у него на нее почти не остается ни физических, ни душевных сил. И это приводит к повышению уровня формального и равнодушного отношения к интересам членов семьи по отдельности и всей семьи в целом.

Или возможно взять момент пропорции компромисса человека в отношениях с окружающими. Если, условно говоря, человек тянет одеяло на себя, то этим вызывает большой психологический дискомфорт у окружающих. Если позволяет окружающим слишком сильно тянуть одеяло на себя, то ощущает сам этот дискомфорт. И, по большому счету, найти в этой ситуации золотую середину, к сожалению, удается очень мало кому. Потому что человек, по своей изначальной сущности, склонен впадать в различного рода крайности почти во всем. И спасти его от этого может только достаточно существенный уровень мудрости. О чем большинство людей предпочитает не задумываться вообще никогда.

Если взять момент старательности в обучении, то при ее низком уровне получается троечник. А, при очень высоком уровне получается фанатичный отличник, принципиально отвергающий почти все нормальные радости жизни, увлечения и развлечения, важнейшие моменты элементарной психогигиены и психопрофолактики. В итоге вырастает умный, но весьма деструктивный и дисгармоничный человек.