Пантеон языческих божеств народов Дагестана (типология, характеристика, персонификации) [Руслан Ибрагимович Сефербеков] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ДАГЕСТАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Р.И. СЕФЕРБЕКОВ

ПАНТЕОН
ЯЗЫЧЕСКИХ БОЖЕСТВ
НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
(ТИПОЛОГИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА,
ПЕРСОНИФИКАЦИИ)

Махачкала
2009

ББК 63.5(2Р–6Даг)
С–33
Рецензенты:
доктор исторических наук С.А. Лугуев
доктор исторических наук З.Б. Рамазанова
кандидат исторических наук М.К. Мусаева
Ответственные редакторы:
доктор исторических наук, профессор М.А. Агларов
доктор исторических наук, профессор М.С. Гаджиев
Рекомендовано к изданию ученым советом
Института истории, археологии и этнографии
Дагестанского научного центра РАН
Р.И. Сефербеков. Пантеон языческих божеств народов Дагестана (типология, характеристика, персонификации). – Махачкала:
«ДИНЭМ», 2009. – 411 с.
Монография посвящена описанию, характеристике и анализу
типологически классифицированных мифологических персонажей,
входивших в языческий пантеон народов Дагестана.
Для тех, кто интересуется историей и этнографией Дагестана.
ruslan-seferbekov@rambler.ru
ISBN 978-5-91446-007-2

© Р.И. Сефербеков, 2009
© Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 2009
© ООО «ДИНЭМ», 2009

2

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................4
ГЛАВА 1. ТИПОЛОГИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ ........................................................................... 15
ГЛАВА 2. ПЕРСОНИФИЦИРУЕМЫЕ НЕБЕСНЫЕ СВЕТИЛА, АТМОСФЕРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И СТИХИИ ...... 41
§ 1. Персонификация солнца и луны ......................... 41
§ 2. Персонификация радуги.................................... 102
§ 3. Персонификация ветра ...................................... 117
§ 4. Персонификация воды ...................................... 128
ГЛАВА 3. ВЕРХОВНЫЕ БОГИ (-ГРОМОВЕРЖЦЫ) ............ 155
ГЛАВА 4. РЯЖЕНЫЕ И КУКЛЫ В ПРАЗДНИКАХ И ОБРЯДАХ .......................................................................... 203
§ 1. Ряженые в праздниках и обрядах ...................... 203
§ 2. Ряженые и куклы в обрядах вызывания дождя и
солнца ................................................................ 254
§ 3. Фигурные обрядовые хлеба ............................... 310
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................... 346
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ........................... 356
СПИСОК ИНФОРМАТОРОВ ................................................... 399
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ........................................................ 405

3

Посвящаю памяти доктора исторических наук
Магомед-Загира Османовича Османова
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая работа посвящена описанию и характеристике
мифологических персонажей, входивших в языческий пантеон божеств народов Дагестана. Как и изучение древних культов, обрядов
и верований (аграрные культы, культы огня, воды, дерева, камня,
предков, промысловый культ, зоолатрия, обряды вызывания дождя и
солнца, обряды, связанные с рождением, браком и смертью человека
и др.), исследование этого аспекта традиционных религиозных представлений дагестанцев имеет большое научное значение. Традиционные религиозные представления у каждого народа имеют свою
специфику в силу индивидуальности и неповторимости его исторических судеб. И в этом отношении дагестанцы не являются исключением. Языческие верования дагестанцев господствовали довольно
значительный период времени, предшествовавший распространению
христианства и ислама. Но и после принятия монотеистических религий прежние религиозные формы проявляли известную устойчивость и продолжали сохраняться в виде пережитков в культуре и быту. Этот феномен можно объяснить тем, что ко времени принятия
монотеистических религий у народов Дагестана сложились довольно
развитые формы религиозного и общественного сознания, которые
проявлялись, например, в наскальной живописи, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, фольклоре, обрядовой культуре,
разработанности норм обычного права, этикета и т.д. Немалую роль
в консервации языческих верований сыграл патриархально-родовой
уклад дагестанцев, особенности психологии и менталитета. К тому
же на первом этапе распространения ислама в Дагестане (середина
VII – X в.) он, вероятно, был дагестанцами воспринят поверхностно.
В дальнейшем языческие верования приспособились к идеологии и
культуре ислама, органически вплелись в него, образовав так называемый «традиционный», «бытовой» или «народный ислам». Следует отметить, что практически все дошедшие до нашего времени календарные, аграрные, общественно-бытовые (исключая праздники
Ураза-байрам и Курбан-байрам) и семейно-бытовые (исключая похоронный обряд, где мусульманские религиозные каноны доминируют, а также оформление брака и развод по шариату) праздники,
обряды и обычаи, включая этикетные нормы и обычное право (адат),
4

уходят своими корнями в период господства язычества в Дагестане.
Изучение реликтов ранних форм религии и так называемого «традиционного» или «народного ислама», в котором причудливо переплелись в одну синкретическую религию остатки домонотеистических
верований и мусульманские религиозные установления в