Theatrum mundi. Подвижный лексикон (epub) читать постранично

Книга в формате epub! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Theatrum Mundi. Подвижный лексикон

Музей современного искусства «Гараж»

Москва

2021

УДК 792.072

ББК 85.33

П44

Издание осуществлено в рамках грантовой программы «ГАРАЖ.txt» Музея современного искусства «Гараж»


Theatrum mundi. Подвижный лексикон. . Иллюстрация 2

Под редакцией Юлии Лидерман и Валерия Золотухина

Theatrum Mundi. Подвижный лексикон. — М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021.

Авторов этой книги — филологов, философов, театроведов, культурологов и историков — объединяет участие в разные годы в работе московской независимой исследовательской лаборатории Theatrum Mundi, которую в 2017 году основали Мария Неклюдова и Юлия Лидерман. В текстах этого сборника в широком контексте современной гуманитарной теории анализируются разные формы бытования современного театра — от перформанса до современного танца. Вошедшие в книгу статьи дают читателям возможность составить представление как об основополагающих понятиях современной теории перформативных искусств (политике зрительства, театральности, аффекте и др.), так и о разных возможностях их использования в гуманитарных исследованиях.

ISBN 978-5-9909717-7-6

Все права защищены

© Текст, авторы, 2021

© Музей современного искусства «Гараж», 2021

© Андрей Кондаков, макет, 2021



От редакторов«В чем причина слез?»: Патос и катарсис в театре Ромео Кастеллуччи
Катарсис: очищение, прочистка, прояснение, экстазИдеал целостности и травма расколотости: отреагирование аффекта vs психоанализСлезы ДионисаФунт плотиТеатр объектовUna furtiva lagrimaАбсолютный монарх
В чем смысл танца?
Танец и нарративДвижение, танец, жестТретий смыслИскусство создания мировСтранные историиЖенщина или лебедь?
Право на (не)участие: дистанция, вовлеченность и доверие в театральной коммуникацииПостановка индексальности, или Психо-инженеры на театре
ЭкспозицияРождение трагедии из духа материального дефицита (1917–1920)«Снова проиграть эту ситуацию»: эстетический штурм Зимнего или театр массового поражения (1920)Постановка индексальности, или Психо-инженеры на театре«Груды согласных рвут гортань»«Реально ощутимые» речевые сигналыЭлементы «игры» в остром запахе газаАнатомический театр для «иллюзорного любовника»
Политики производства знания в театре и перформансе в России: кейс-стадиВремя революции
Вопросы аудитории
Речь и революция. (набросок теории действия)От попугая Флобера до Упоротого Лиса: театрализация природы в таксидермических практиках
Викторианская таксидермия: мода и меланхолияМертвые и смешные: таксидермия постсовременностиЗаключение
Призрачное пространство в спектаклях in situ: эффект междумирья
Пространство — Призрак — СвидетельПризракологикаДом с привидениямиЗаключение
Биографии авторов

От редакторов

Производство знания перформативными способами, таксидермия как театрализованная природа, призрачность пространства в сайт-специфичном театре, структурированные разными революционными событиями время и речь, — таков далеко не полный перечень тем, к которым обращаются авторы этой книги. Все статьи «Подвижного лексикона» связаны с современным театром и театральной теорией, но говорить о том, что книга посвящена им, было бы неверно. Cама метафора theatrum mundi («мир как театр») с незапамятных времен сопряжена с попытками объяснить окружающее через театральные категории «сцены», «игры» или «зрителя». Авторы этой книги исследуют понятия современной театральной (и шире — перформативной) теории, — в частности, политику зрительства, театральность, аффект и другие, — и продуктивность их использования в различных дисциплинах и сферах: культурологии, философии, психоанализе, искусствознании и т. д. «Театр как метафора» как эвристический метод, с одной стороны, и современный театр во всей его сложности и разнообразии, с другой, — два ­полюса, создающие особого рода «поле напряжения». Оно сыграло большую роль в истории независимой московской лаборатории Theatrum Mundi, более десяти лет работы которой подытоживает этот сборник.

Лаборатория, начавшая свое существование как образовательный проект, за время своей работы вышла за пределы академии. Изначально это был постоянно действующий общеуниверситетский научный семинар «Театр в пространстве культуры», созданный Марией Неклюдовой и Юлией Лидерман совместно с кафедрой Истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) в 2007 году. Семинар был адресован магистрантам и аспирантам разных специальностей. Вскоре к нему присоединились студенты-театроведы1, изучавшие уже знакомые для себя понятия и явления более объемно. Практически сразу сложилась группа постоянных участников семинара, в которую входили Оксана Гавришина, Ольга Астахова,