Странные танцы. Теории и истории вокруг танцевального перформанса в России [Анна Козонина] (epub) читать постранично

Книга в формате epub! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Анна Козонина

Странные танцы

Теории и истории вокруг танцевального перформанса

Музей современного искусства «Гараж»

Москва

2021

УДК 793.3(470+571)

ББК 85.325.7+71.1

К59

Издание осуществлено в рамках совместной издательской программы

Музея современного искусства «Гараж» и Artguide Editions


Странные танцы. Теории и истории вокруг танцевального перформанса в России. Анна Козонина. Иллюстрация 2

Оформление — ABCdesign

Анна Козонина

Странные танцы: Теории и истории вокруг танцевального перформанса в России/ Анна Козонина. — М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021.

ISBN 978-5-6045381-4-2

Все права защищены

© Анна Козонина, текст, 2021

© Фотографы, 2021

© Музей современного искусства «Гараж», 2021

© ABCdesign, макет, 2021



БлагодарностиО чем и для кого эта книгаГлава 1.. В защиту странных танцев
ТерминыОт Айседоры Дункан до «Айседориного горя»: краткая история современного танца в России
«Регионы»ПетербургМоскваПротив пластической экспрессии?
Не на что смотреть: соматика, Театр танца Джадсона и кризис зрелища
Тела, увиденные изнутриВечное сияние танца постмодернИстощенные танцы
Танец тела и ума: российский танц-перформанс между соматикой и критикой
Ходит, как киты и дельфиныПрофессионал, ее коллега и их мистические танцыПоколение самозванцев и танцы «ищущих женщин»

Глава 2.Как танцевать вместе
Слабые связи, или Недовольство синхронностью
Коллективы вне танцевальных трупп
Коллективные перформансы: активно действовать, никого не подавлять?
«Действие» и «108 соло»«Иррациональное тело»«Сдвиг», или Танец, который не претендует бытьГостеприимство «Ночи»
В сторону соматической коллективности?
Глава 3.. В поисках подрывного соблазнения
Матери-­основательницы, или Танцы между борделем и храмом искусства
«Полюбезнее, пококетливее...»Танцы матушки-­природы?«Нет — значит нет» — манифест Ивонны Райнер
«Может быть, дать место этой заднице?»
«Ай-­яй-­яй-­перформанс»Танец после порнографии«Сад»
Принцессы, русалки и прочие монстры
«Принцесса/Русалка»Female Tool«Лики»«Слюнки» и другие отвратительные танцы

Глава 4.. Цифровая хореография и танцы, которых не было
Офлайн: танец и медиа в физическом пространстве
Театр и его «расширения»А в чем специфика танца?Технологии повседневностиOriginal Choice«Электорис»m e r t s a n i e«Зарядье… возвращение дара»
Онлайн: танцы в интернете
Квартирник под наблюдением«Переворот», или Танцы в тюрьме у письма

ЗаключениеБиблиография

Благодарности

Эта книга — результат не только моего труда, но и работы людей, которые поддерживают танцевальную сцену в России: создают спектакли и перформансы, вкладывают свои силы в инфраструктуру, собирают архивные материалы, пишут рецензии, публикуют исследования. Я хочу поблагодарить тех, кто до сегодняшнего дня писал о российском танце и вообще о танце на русском языке и без кого работа над книгой вряд ли была бы возможной. Большое подспорье — труды Ирины Сироткиной, подробно изучившей свободный танец эпохи раннего СССР и описавшей «шестое чувство авангарда». Поддержка в любом исследовании — книги и статьи Екатерины Васениной, которая когда-­то взяла важные интервью у пионеров российского танца, много лет изучает постсоветскую хореографию и держит руку на пульсе, обозревая танец в разных регионах страны. Я благодарна Татьяне Гордеевой за ее научные статьи, посвященные тому, как тело коммуницирует с публикой в танцевальном перформансе, а также Наталии Курюмовой за исследование моделей телесности в современном танце ХХ века. Большой ресурс — некогда активный интернет-­журнал Roomfor.ru, созданный в 2014 году Катей Ганю­шиной и Аней Кравченко. В свое время он стал платформой, по крупицам собирающей актуальное теоретическое и практическое знание о танце. Youtube-­канал ROOM FOR со временем превратился в архив постановок российского танца — его собирает Катя Ганюшина. Частично работу по исследованию взяла на себя команда студии перформативных искусств «Сдвиг»: она собрала архив спектаклей компании «По.В.С.Танцы» и создает цикл лекций-­перформансов под названием «Субъективная история танца». Я также рада, что танц-­художники и преподаватели пишут про свое искусство, сообщество, практики сами: за эту работу благодарю Дарью Юрийчук, Вика Лащёнова, Аню Кравченко, Марину Русских, Ольгу Сорокину, Александра Гиршона. Большим событием стал выход в 2017 году номера «Художественного журнала» (ХЖ) под названием «Танец в музее». Этот выпуск собрал несколько десятков статей, в которых проблематизируется связь танца и визуального искусства, выставочного и музейного контекстов. За эту идею и дальнейший интерес к