Зачем люди танцуют. История танца для детей [Ирина Вадимовна Сироткина] (pdf) читать постранично, страница - 2

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

люди, совершающие какой-то обряд. Некоторые древние
ритуалы сохранились до наших дней, например ворожба или камлание
сибирского шамана-колдуна. Шаман поёт, ударяет в бубен и ритмично двигается,
часто описывая круг. Что шаман делает, когда танцует? Он общается с духами:
его душа поднимается на небо, в верхний мир, и спускается под землю, в нижний
мир. Хотя современный танцовщик не похож на шамана, во время танца он часто
испытывает особое чувство, вдохновение, словно при встрече с чем-то чудесным.
А ты не чувствовал, что, танцуя, ты как будто оказываешься в другом мире?

5

Как плясали древние?

У древних греков танцы тоже были своего рода обрядом.
Они посвящались богам и героям и, как и у нас, были частью
общественных празднеств.
Древнегреческая пляска — хорея — сочетала в себе
музыку, танец и пение. Группа людей — хор — двигалась
под ритмичный припев. Хористы отбивали такт ногой, поднимая
ногу на безударный слог, а на ударную, сильную долю — ударяя
ногой о землю. Один из ритмов, под которые исполнялась
пляска-хорея, и сейчас используется как стихотворный метр:
это «плясовой размер» — хорей (когда ударение падает
на первый слог, потом на третий, пятый и так далее, как в стихах
«Буря мглою небо кроет…»). Площадка в античном театре,
по которой ходил хор, называлась орхестра, а искусство хора —
орхестика (отсюда — современное слово «оркестр»). Слова
«хореография», «хореограф» тоже родом из Древней Греции,
и о них мы поговорим позже.
Из поэмы Гомера «Илиада», сочинённой в VII веке до нашей
эры, мы узнаём, что в старину пели и плясали одни и те же
люди. Но учащённое дыхание мешало петь, и со временем
плясунам стали подпевать их товарищи. И всё же античную
хорею называют «триединой», состоящей из стихов, музыки
и движения. Греческий философ сирийского происхождения
Лукиан посвятил пляске целый учёный труд. Он считал,
что в ней неразделимы движения и чувства, тело и душа.
Каждое движение пляски, утверждал Лукиан, преисполнено
мудрости, в ней нет ни одного бессмысленного шага.

6

В начале XX века знаменитая танцовщица Айседора Дункан (1877—1927),
открывшая свои школы в Германии, Франции и России, решила возродить
античный танец. Её иногда называют «бабушкой современного танца» за то,
что она первой начала искать в хореографии новые пути, отличающиеся
от классического балета. Дункан искала истоки танца в Греции, изучала
античные статуи и изображения в музеях всего мира. Её вдохновляла
Античность, мифы о нимфах и вакханках — прекрасных женщинах,
раскованно пляшущих в лесах и на лугах. Она любила говорить, что «училась
у Терпсихоры», музы — покровительницы танца. Но у Дункан был большой
профессиональный опыт: она играла в театре, занималась гимнастикой
и немного — балетным станком. Между прочим, ей было всего одиннадцать
лет, когда вместе с сестрой Элизабет она открыла свою первую школу танца
для соседских детей.

7

Сохранились ли
древние танцы?

Удивительно, но многие танцы, пришедшие из древности,
существуют и сейчас. Это народные танцы: они передаются
из поколения в поколение веками. Их часто танцуют
большие компании, собравшиеся на площади, целые
деревни или кварталы. Это объединяет людей, позволяет
им почувствовать, что они — одного рода и племени. У очень
многих народов мира существует хоровод: у юго-восточных
славян он называется хора или коло, у армян — кочари,
у каталонцев — сардана, у греков — сиртос (отсюда происходит
название танца сиртаки, хотя этот танец — не традиционный,
он был придуман позже). Хоровод не обязательно движется
по кругу, он может идти «змейкой» или «столбами»,
как на Русском Севере, «улиткой» или «лабиринтом»,
как в провансальской фарандоле. Важно, что участники
соприкасаются друг с другом — сплетают руки или только
мизинцы, танцуют плечом к плечу или хотя бы держатся
за один платочек. Это связывает их в одно целое, в одно
коллективное тело.

Андалусское фламенко

Фламенко — название не одного
танца, а целого музыкального стиля,
который принесли в Испанию цыгане.
На танцовщице — традиционное
платье до пола, украшенное оборками
и воланами, bata de cola: его юбкой
и большой цыганской шалью она искусно
манипулирует в танце. Фламенко тоже
похоже на поединок, но это не война,
а соревнование в искусстве исполнения.

Греческий сиртаки

Сирта́ки — вопреки распространённому
мнению, танец не народный, он был
создан хореографом для фильма
«Грек Зорба», снятого в 1964 году
по роману Никоса Казандзакиса.
Музыку к нему написал Микис
Теодоракис. Танец представляет собой
сочетание медленных и быстрых версий
хасапико — старинного танца мясников.
В финале фильма два главных героя
танцуют вместе, выражая единение
и счастливый конец.

Новозеландская хака

Слово хака на языке маори — местного
населения Новой Зеландии —