Изящное чувство юмора [Александр Иванович Алтунин] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Александр Алтунин Изящное чувство юмора

Интеллигентный человек с вполне определенной симпатией относится к тонкости и изящности мыслей и чувств, которые проявили другие люди. В том числе, он способен по достоинству оценить изящное чувство юмора. И именно изящное, а не злословие и желчность, саркастичность и язвительность, выраженную скептичность и изощренную ироничность посредственной личности (как правило) в адрес интеллигентного человека. Для интеллигентного человека особую ценность имеет сама изящность мысли, как таковая, без жесткой привязки к его собственной личности. Ибо, ему нравится быть изящным. Это приносит дополнительное и особенное чувство внутреннего удовлетворения самим собой и своей жизнью. Это, так сказать, принципиальная особенность стиля его жизни, насущная потребность его ума и души, естественная и закономерная.

Конечно, интеллигентному человеку бывает приятно, когда его чувство юмора получает адекватную оценку окружающих. Особенно те или иные наиболее утонченные и изящные оттенки его мысли и чувства. Было бы странно, если бы это было иначе. Все, что служит удовлетворению чувства потребности в собственной значимости, вызывает у любого человека положительные эмоции. И это нормально. Другой вопрос, что интеллигентный человек без особой на то необходимости не прибегает сам к язвительности и саркастичности и тормозит сознательно и целенаправленно в себе периодически возникающее, помимо его воли и желания, намерение уколоть чье-либо самолюбие, унизить чье-либо достоинство, исходящее из подсознания чувство психологического садизма. Одновременно он понимает, что вполне определенная мощь интеллекта, а также многочисленные и разнообразные способности и таланты ему даны для созидательной деятельности, в первую очередь. И он не имеет никакого права использовать их во зло. Если только вопрос не касается каких-либо фундаментальных духовных ценностей. Которым, при пассивном поведении, может быть нанесен существенный ущерб.

Интеллигентный человек старается не самоутверждаться в глазах окружающих за счет кого-либо другого. С одной стороны, он прекрасно осознает свое существенное и несомненное преимущество перед большинством окружающих. А с другой стороны, хотя бы интуитивно чувствует то, что способности и таланты, особенно редкие, даны ему как аванс Высшими силами. Который необходимо отрабатывать всю оставшуюся жизнь максимально добросовестным образом. В противном случае, Высшие силы могут и отобрать у человека его наиболее ценные способности и таланты. Так стоит ли овчинка выделки в таком случае? Собственно, многие годы своей жизни интеллигентный человек ждет проявления творческих способностей и интеллигентности и от всех других окружающих. Чего, собственно, быть не может, потому что не может быть вообще. Только со временем, осознав хотя бы отчасти степень реальной ценности своих способностей и достоинств, а также степень их редкости, интеллигентный человек перестает их ожидать от каждого встречного в таком количестве и в таком качестве, какие имеют место быть у него самого. Хотя, быть может, и не перестает удивляться той особенной умственной и душевной лени, которые всегда были свойственны большинству людей. А также их принципиальному и фундаментальному нежеланию работать над собой, над хотя бы отдельными задатками своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов. А также нежеланию стать существенно совершеннее и гармоничнее, ощущать совершенно особенную радость вдохновения и озарения, радость повышения гармонии окружающего мира в результате сознательных и целенаправленных, интенсивных и продолжительных усилий ума и души, духа и тела.

Интеллигентному человеку доставляет особенное удовольствие сам процесс создания нового смыслового узора, в ряде случаев раскрывающего привычные явления под новым, несколько неожиданным ракурсом. Возможность придать новые оттенки и полутона чему-либо, чтобы более ярко высветить определенные грани жизненных явлений в их многочисленности и разнообразии.

Стандартный человек стремится использовать юмор, как дополнительную возможность продемонстрировать особенное «совершенство» своей личности. При этом, особой тактичности и деликатности по отношению к самолюбию других людей он может и не ощущать. Чьи-либо интересы, особенно его не волнуют. Ибо, он не видит в этом особого смысла и личной пользы непосредственного практического плана для себя. С точки зрения банального рационализма, так сильно распространенного в современном мире. Юмор, как таковой, представителя стандартного менталитета не волнует вообще никак. Не говоря уже об утонченности и изящности юмора. Главное, чтобы хотя бы некоторые окружающие громко смеялись над его шуткой. А то, что эти некоторые не отличаются особым умом или добродетельностью, такого юмориста не волнует вообще никак. В основе юмора такого человека лежит цель максимального обличения (а