Дифференцированность восприятия [Александр Иванович Алтунин] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Александр Алтунин Дифференцированность восприятия

Конечно, большинство людей четко убеждено в своей способности отличать, условно говоря, черное от белого. Но жизнь – это штука многовариантная. И поэтому она предлагает нам чаще всего явления, которые можно отнести к цветовой гамме – серая (если рассматривать в системе белое-черное). Особенно, когда это касается моментов чисто человеческого бытия. Там, где это дело касается Высших сил, там однозначно преобладает белый цвет. Аллегорически выражаясь. И при этом не важно то, о каком именно аспекте идет речь – об интеллектуальном, психологическом, духовном и эстетическом. Все, что касается Высших сил, имеет высший уровень качества и совершенства. Другой вопрос, что ограниченность возможностей того или иного конкретного человека (группы людей или общества в целом) может в значительной степени регламентировать практический потенциал человека в восприятии элементов бытия Высших сил. В их мощности, многогранности и изощренности, гармоничности, одухотворенности, зрелости, мудрости, степени ценности и важности, совершенства, изящности и изысканности, наполненности и насыщенности и прочих важнейших количественных и качественных параметрах.

Если рассматривать чисто зрительное восприятие оттенков серого, то можно отметить следующие моменты. Компьютер различает двести пятьдесят шесть оттенков серого. Обычный человек – от двадцати до сорока. Художник – до тысячи. Но жизнь имеет оттенки не только чисто зрительные. Это могут быть оттенки интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. И тут особенно важно отличать примитивное от упрощенного, упрощенное – от обычного, обычное от симпатичного, симпатичное от утонченного, утонченное – от изящного, изящное – от изысканного. Подавляющее большинство обычных людей не только такой тонкой градации проводить не умеет, но даже и значительно более упрощенной. Ибо, нет распространенной (в семьях классических интеллигентов или аристократов она есть) системы критериев по характеристике каждого перечисленного уровня и по отличию каждого из них друг от друга. Не говоря уже о чисто практическим навыке по оценке на столь дифференцированном и тонком уровне. Что же касается аристократа, то в нем эта система критериев не только присутствует, но и отработана до высокой степени совершенства.

Собственно, уровень дифференцированного восприятия жизненных явлений предполагает умение человека оценивать степень совершенства любого жизненного явления человеческого бытия (но не Высших сил) с точностью до десяти процентов. Конечно, это не уровень градуированного восприятия, о чем будет сказано отдельно. Но и этот уровень большинству простых людей оказывается принципиально недоступен. Что же касается аристократа, то для него является обычной нормой не только дифференцированное восприятие явлений жизни, но и градуированное. Конечно, при этом большую роль играют и чисто индивидуальные особенности того или иного конкретного аристократа интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Но, в любом случае, самая нижняя качественная планка находится так высоко, что это находится вне поля зрения большинства обычных людей. Даже чисто теоретически за гранью их возможностей. Своего рода тайной за семью печатями. И в подавляющем большинстве случаев никто и ничто не может изменить существующее положение вещей. Святые, способные творить чудеса, как правило, в процесс эволюции человечества предпочитают не вмешиваться. Ибо, это компетенция только Высших сил.

Безусловно, чтобы адекватно воспринимать и оценивать утонченные, изящные и изысканные явления жизни, необходимо в своей личности иметь, условно говоря, соответствующие рецепторы (подобно зрительным, слуховым, обонятельным, тактильным) интеллектуального и психологического, духовного и эстетического типа. Ибо, степень сложности строения этих рецепторов (если рассматривать ситуацию с анатомической точки зрения) не просто несколько различна, а имеет принципиальное различие. И то, что могут легко и просто делать одни, совершенно невозможно для других. Как бы сильно они при этом не старались. И тут порой можно вести речь не только о различных степенях сложности (малая, средняя, высокая, очень высокая), но и о степенях изощренности. Это как радиоприемник. Один может ловить только длинные волны, другой – короткие, третий – ультракороткие, четвертый – все перечисленные. И ни один из первых не может в принципе составлять достойную конкуренцию четвертому. Вот так и большинство обычных людей не может конкурировать с истинным аристократом.

Конечно, умение отличать уровень совершенства величиной в десять процентов от уровня в тридцать процентов, по большому счету, не имеет особой практической ценности. Ибо, это уровень примитивности и упрощенности. Но, когда речь идет уже о диапазоне тридцать-пятьдесят процентов, то тут способность дифференцированно