Самолюбие библейской Марфы и честолюбие ее сестры Марии [Александр Иванович Алтунин] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Александр Алтунин Самолюбие библейской Марфы и честолюбие ее сестры Марии

Одним из принципиальных отличий Марии от Марфы является то, что в первой доминировало честолюбие, а во второй – банальное самолюбие. Для того, чтобы полнее понять, почему я делаю именно этот акцент в их отличии друг от друга, следует видимо более подробно, остановиться на основных отличиях этих двух качеств личности между собой.

Самолюбие – это повышенная чувствительность человека к любой критике или даже частичному неодобрению в его адрес со стороны кого-либо из окружающих. Собственно, очень часто именно это весьма распространенное, правильнее было бы даже сказать, что, в той или иной степени, присущее абсолютно всем, качество – самолюбие уводит человека, защищает и тщательно оберегает его самого даже от символических элементов самокритики. В некоторых (мягко говоря, некоторых) случаях даже от уколов собственной совести, этого внутреннего цензора. Предназначенного для непрерывного и серьезного контроля за степенью нравственности всех внутренних процессов, протекающих в уме и душе человека.

Даже если разложить слово самолюбие на логические составляющие, то выяснится, что оно означает любовь к самому себе. Но, только не правильную и адекватную любовь к себе, а просто очень большую любовь, не зависимо от количества и качества истинных классических достоинств и добродетелей, имеющихся у конкретного обладателя самолюбия. Гипертрофированное самолюбие называется амбицией и является явным и откровенным недостатком. Это с психологической точки зрения. А с духовной точки зрения – это уже большой и мощный порок, способствующий возникновению и стремительному развитию принципиально греховному состоянию – гордыне. Как показывает жизнь и писания святых отцов, гордыня – это овладение человеком группой злых духов: спеси и чванства, равнодушия и пренебрежения к интересам окружающих, как минимум, а, как максимум, всех людей вообще. Это основа для язвительности и саркастичности, желчности и злословия, злопамятности и мстительности, злобности и стервозности, лживости и лицемерия, авантюризма и интриганства, прихотливости и привередливости, зависти и ревности, пошлости и цинизма, злокачественного скептицизма и нигилизма, эгоизма и высокомерия, карьеризма и легкомысленности, принципиальной лени ума и души, легкомысленности и безответственности, тщеславия и алчности, неблагодарности и неверности, своенравности и сумасбродства, демонстративности и стремления к бесконечным и бессмысленным спорам для эффектной подачи самого себя в глазах наиболее простых и доверчивых окружающих, нетерпеливости и нетерпимости, критиканства и банального рационализма, максимализма и категоричности, самоуверенности и самовлюбленности, чрезмерной обидчивости и вечной претензии на обладание истиной в последней инстанции всегда и во всем, жажды чисто внешней аристократичности и бессовестности, скупости и жадности, властности и любви к примитивной лести. Этот список можно было бы продолжать еще, как минимум, трехстами фундаментальными недостатками человеческой личности, дополнительно усиливающими степень деструктивности и дисгармоничности, как конкретного того или иного человека, так и человечества в целом.

А начиналось вроде бы так безобидно – с самолюбия. Но проблема заключается, в первую очередь, в том, что девяносто-девяносто пять процентов людей не развивает в себе интеллектуальный и психологический, духовный и эстетический самоконтроль, бдительность и внимательность ко всем процессам, протекающим в их внутреннем мире. А потому там, чаще всего, царит полная анархия и произвол, простор для самой активной и даже злокачественной деятельности любых темных сил. О которых подавляющее большинство людей предпочитает не знать вообще ничего. Ибо, знания будут обязывать к дальнейшим интенсивным и продолжительным усилиям ума и души. А это категорически не входит в планы большинства людей. Набрал себе группу удобных и приятных стереотипов интеллектуального и психологического плана и живешь легко и непринужденно, комфортно и безмятежно. Жизнь, правда, периодически очень больно бьет и встряхивает таких «умников». Но они, тем не менее, никаких серьезных выводов для себя не делают, ничему не учатся даже на собственных ошибках (не говоря уже об ошибках других людей). И все свои неприятности и проблемы, в их бесконечной череде, списывают на злодейку-судьбу и на подлость и примитивность окружающих, не умеющих и не желающих понять и оценить «их реальную ценность и уникальную оригинальность, индивидуальную специфичность» и т.д. и т.п.

Самолюбие делает основной акцент в уме человека на его правах. Причем, на больших и фундаментальных правах, часто совершенно эксклюзивного характера и уровня. Самолюбие говорит человеку о том, что все окружающие буквально обязаны относиться именно к нему не просто не хуже, чем к другим людям, а гораздо лучше. Всегда и во всем. А те, кто не желает «правильно себя вести» – это или дураки, или сволочи. С которыми нужно обязательно бороться. А так как это, по мнению самолюбивого человека, люди как бы второго сорта, то в борьбе с ними допустимы любые способы и средства. Вот вам и полшага до явной откровенной подлости. Часто настолько изобретательной и изощренной, что большинству приличных людей это представляется чем-то фантастически невероятным и невозможным. Они совершенно не догадываются и не подозревают о том, какие многогранные и многоэтапные интриги и авантюры регулярно разворачиваются, моделируются и организуются за их спиной. В том числе, и в их конкретный адрес. Срабатывает привычка всех мерить на свой аршин. А, раз этого нет в моей голове, то, видимо, этого не должно быть и в других головах.

Для людей, которые сознательно и целенаправленно, интенсивно и продолжительно не занимаются философскими вопросами бытия человечества, остается вне поля зрения тот момент, что между человеком, даже с минимальным уровнем одухотворенности, и человеком, лишенным духовности, в принципе, есть не некоторая, а принципиальная разница. То, что представляется для первого категорически невозможным и неприемлемым, то для второго может быть не только естественным, но даже закономерным моментом. Бездуховность – это добровольное согласие человека на власть над ним именно темных сил. У которых, мягко говоря, свои понятия о том, что такое хорошо и плохо. Учитывая же гигантскую сообразительность и изобретательность, способность к многогранному и предельно изощренному манипулированию и отдельными людьми, и группами людей, и отдельными народами, и человечеством в целом, возможности самого человека, как такового, в борьбе с темными силами предельно ничтожны. И так было всегда и будет всегда. Что бы и кто не думал по этому поводу, какие бы иллюзии не питал.

Честолюбие – это любовь к чести. Это вполне конкретный элемент одухотворенности, делающий главный акцент в уме человека на его обязанностях, разнообразных и многочисленных. Конечно, у честолюбивого человека есть вполне конкретные и достаточно значительные желания и стремления, планы и мечты. Но вот только они продиктованы не мелким и банальным самолюбием, а знанием и пониманием ряда основных духовных законов Жизни. Требующих от человека проявления большого числа классических добродетелей. И, в первую очередь, честности и порядочности, доброжелательности и трудолюбия, усердия и упорства в достижении поставленной цели лишь наиболее приличными и достойными способами и средствами. Это внимательность и чуткость к интересам других людей, тактичность и деликатность, великодушие и снисходительность к второстепенным слабостям и недостаткам других людей, искренность и чувство меры, благородство и духовная принципиальность, чувство долга и ответственности, стремление к конструктивной и корректной критике окружающих, терпение и терпимость, философское отношение к проблемным и неприятным ситуациям, умение вести достойную и плодотворную дискуссию, уважение права другого человека на ошибку и заблуждение, это конкретное чувство достоинства даже в самых напряженных и конфликтных ситуациях. Это здоровая любознательность интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Это искреннее и бескорыстное уважение к чужим достоинствам и добродетелям, способностям и талантам, успехам и достижениям. Это желание и умение правильно сопереживать и неприятностям окружающих и их радостям. Это и сознательное смирение перед волей Высших сил, посылающих человеку сложные и проблемные ситуации для наиболее интенсивного и гармоничного развития его ума и души.

Честолюбивый человек старается не делать глупостей и небрежностей, гадостей и подлостей не из страха за последующее за этим наказание, а из уважения к самому себе, из чувства реального и истинного собственного достоинства. Когда человек категорически не допускает для себя ситуации даже на самый короткий миг, когда он своими мыслями и чувствами, желаниями и стремлениями, намерениями и поступками может не только оскорбить Искру Божью, горящую в нем, но даже бросить тень на нее. По крайней мере, сознательно. Конечно, даже самый умный и достойный человек не застрахован от случайных ошибок. Но, в отличие от самолюбивого человека, честолюбивый старается понять истинные причины своих ошибок, сделать необходимые и соответствующие выводы для максимально добросовестной профилактики таких ошибок в будущем. И, по возможности, исправить уже допущенные. А если, при этом, был нанесен определенный ущерб интересам окружающих, то он старается в наибольшей степени компенсировать этот ущерб. И устранить душевный дискомфорт другого человека, возникший в результате такого рода ошибки. Честолюбивый человек стремится всего в жизни добиться собственным трудом, в первую очередь. Правда по возможности, не отказываясь и от помощи других людей. Особенно более умных и более мудрых, более талантливых и более гармоничных.