Отсутствие трудолюбия и усердия [Александр Иванович Алтунин] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Александр Алтунин Отсутствие трудолюбия и усердия

Человек – это существо крайне противоречивое. С одной стороны, ему всегда хочется иметь большие достижения, которые получат большое общественное признание. А с другой стороны, имеется достаточно конкретное и мощное нежелание прикладывать какие-либо существенные усилия для достижения этой столь желанной цели. Безусловно, наличие или отсутствие трудолюбия в числе ведущих черт характера зависит от воспитания в родительской семье. И оптимальным вариантом является ситуация, когда родители, в числе прочих вопросов, сознательно и целенаправленно развивают трудолюбие в ребенке с самого раннего возраста. В подавляющем большинстве случаев получается так, что если ребенок в детстве не научился ощущать радость от своего посильного труда, то, скорее всего, он и во взрослом состоянии не сможет обрести эту удивительную и поразительно полезную радость.

Другой вопрос, что кроме чисто физического трудолюбия существует еще и душевное. Его привить гораздо сложнее, не говоря уже об адекватном развитии данного качества. Многие родители чрезмерно опекают своих детей, давая им все виды комфорта и удовольствий в виде подарка. Не зависимо от стиля поведения детей вообще и их отношения к родителям, в частности. Человек быстро привыкает к хорошему. Привыкает иметь хорошую жизнь как нечто само собой разумеющееся. И когда обретает формальную самостоятельность, то вдруг оказывается, что он совершенно не готов обретать блага жизни с помощью лишь собственного труда. Долгого, интенсивного и далеко не всегда приятного. Балование ребенка или безразличное отношение к его нравственному развитию (что по сути практически одно и то же) формирует не просто некоторые особенности характера ребенка, оно создает систему эгоиста, потребителя. Ожидающего регулярные подарки от жизни, как это имело место быть в его детстве и отрочестве.

Наблюдая при этом ситуацию, когда тот или иной человек получает заслуженное перед жизнью вознаграждение, но не имея такового сам, такой человек проникается неприязнью к окружающим и к жизни в целом. Считая ее несправедливой по отношению к нему, а окружающих – глупыми и плохими людьми, не способными увидеть и по достоинству оценить «громадную уникальность его личности». Такого «аналитика» начинает раздражать, а то и приводить в бешенство малейший успех другого человека и даже самое символическое признание его заслуг и достижений. Понятно, что такого рода раздражение не повышает уровень гармонии в отношениях «аналитика» с окружающими.

Если смотреть на такую ситуацию чисто теоретически, то еще можно допустить тот момент, что «аналитик» в максимальной степени мобилизует все свои умственные и душевные силы и принципиально перестроит свои отношения с жизнью и самим собой. В результате чего, спустя определенное время, сможет достойно компенсироваться и адаптироваться. Но это лишь чисто теоретический расклад. А в реальной жизни все гораздо проще и прозаичнее. Ленивый ум и душа, при самой минимальной духовности человека, не способны в самостоятельном режиме сделать даже один, но качественный скачок в своем развитии. Длительно существующее ленивое состояние ума и души человека автоматически запускает процесс деградации его личности в умственном и психологическом, нравственном и духовном аспектах. А ведь даже для минимальной нейтрализации этого процесса от человека потребуются длительные и интенсивные, а главное – весьма изощренные усилия его ума и души. Что оказывается нереальным даже с самой элементарной логической точки зрения.

В каждом человеке на уровне подсознания существует мощная и пожизненная потребность в чувстве собственной значимости. И она периодически вполне существенно и конкретно заявляет о себе. И от нее невозможно отмахнуться или отделаться, ибо она является одним из фундаментальных гарантов психологического и психического здоровья человека. Не зря же в кругу профессиональных психологов и психиатров существует понятие «экзистенциальный невроз». Иначе говоря, нервно-психическое нарушение, возникающее в связи с низким уровнем духовности мировоззрения человека.

Труд, как способ обретения человеком благополучия, кроме чисто психологического аспекта имеет еще и вполне конкретный духовный. Когда человек живет с ясным и полным осознанием того, что лишь благодаря собственному труду он может иметь возможность обретать даже самый минимальный элемент своего благополучия, то злой дух праздности и лени вряд ли сможет в полной мере захватить душу такого человека в свой плен. Серьезное отношение человека к своему (да и не только своему) труду помогает ему понять истинные причины собственных поражений и неудач. Он начинает видеть в них не только случайное стечение обстоятельств, совершенно не зависящих от его воли и желания. Он начинает понимать, что кроме его личной воли есть еще и воля Высших Сил. И именно последняя, а не первая определят то, будет ли результат усилий человека и каким именно он будет. В результате возникает более или менее определенное и конкретное ощущение и понимание своего места в Жизни. И поэтому умудренный человек никогда не будет считать себя царем природы, а лишь микроскопической песчинкой Вселенной. При столь адекватном отношении к себе и своему месту в Жизни у человека гораздо меньше шансов впасть в манию величия или гордыню. Таким образом получается, что трудолюбие, при всей его прозаичности и приземленности играет колоссальную роль в процессе духовного становления эволюции личности, своего рода профилактикой многих мелких и больших психологических и нравственных искажений и извращений. Естественно, что лишь одно трудолюбие не может выполнять роль универсальной панацеи от всех возможных проблем и неприятностей. Но, тем не менее, оно выступает в роли одного из наиболее мощных и активных факторов в создании, сохранении и развитии гармонии в человеке и вне его.

Усердие – это свойство личности человека, позволяющее ему не просто доводить любое дело до конца, а делать его с наибольшим старанием. Иначе говоря, с наилучшим качеством. Усердие заставляет человека напрягать свою сообразительность и изобретательность, подключать творческие элементы своего мышления. А в ряде случаев еще и достаточно изощренные виражи интуиции и проницательности плюс к элементам душевного и умственного озарения.

Усердие дает возможность человеку реально и объективно уважать себя за качество произведенной им многоэтапной и напряженной работы. И тут уже дело не столько в том, что кто-то когда-то его похвалит, а в том, что он сам, в первую очередь, должен быть доволен результатами своего труда и в количественном, и в качественном плане. Усердие дает возможность человеку заслуженно и закономерно ощущать чувство глубокого удовлетворения собой и своей жизнью. И это чувство, основанное на вечных и универсальных законах гармонии Вселенной, уже никто и ничто не сможете разрушить. Как бы интенсивно и изощренно не старался для этого.

Усердие является составляющей частью активной жизненной позиции человека. Усердие дает возможность человеку жить не просто не хуже других, а в чем-то обязательно лучше, изящнее, счастливее. Ощущение своей персональной сопричастности к процессу глобального укрепления гармонии во Вселенной помогает человеку переносить многие неприятности и проблемы, неудачи и поражения, сохранять в душе оптимизм и веру в лучшее будущее. Собственно, вся система мировоззрения человека претерпевает мощную метаморфозу, образуя мощный и прочный внутренний стержень – надежную точку опоры в самых сложным и замысловатых, противоречивых и неоднозначных, проблемных и неприятных житейских ситуациях.

Отсутствие усердия служит своего рода пропуском в душу человека своенравности и сумасбродства, слабой организованности и минимальной самодисциплины, ослабленного чувства долга и ответственности, низкой самокритичности, системе двойных стандартов (когда к окружающим человек относится очень требовательно, а к себе самому очень снисходительно). Отсутствие усердия порождает, наряду с прочими внешними и внутренними моментами, эгоизм и потребительское отношение к жизни, как и нигилистическое и скептическое отношение к чужим достоинствам и добродетелям, достижениям и заслугам. Да и применительно к самому себе человек становится менее серьезным. Душевное и умственная лень может получить мощнейший толчок в своем развитии. Очень трудно предполагать процессы самовоспитания и самосовершенствования у человека, лишенного усердия. Усердие – это необходимый, жизненно важный компонент во всех положительных процессах, происходящих в уме и душе человека. Оно, как химический катализатор, может значительно ускорить многие из них. А его отсутствие их резко затормаживать.

Усердие прямо и косвенно помогает человеку формировать и развивать свою «силу воли». Без которой практически невозможен какой-либо мало-мальски серьезный и целенаправленный процесс в уме и душе человека. Не говоря уже о воплощении многих планов и идей, желаний и мечтаний, да и просто самых элементарных жизненных целей. Не говоря уже о решении более сложных и масштабных, многоэтапных и многогранных задач.

Усердие помогает человеку решать второстепенные и прочие мелкие нюансы и детали большого и важного дела, придавая тем самым ему дополнительную изящность и гармонию. Что способны по достоинству оценить истинные ценители прекрасного. Усердие дает возможность быстрее и легче сосредоточиться на конкретном вопросе не только на стадии его планировании, но и претворения в жизнь. Внутренняя организованность и самодисциплина невозможны без усердия. Без усердия возникает анархии и хаос внутри человека и в его жизни. Маловероятно построение гармоничных отношений с самим собой и окружающими. Без усердия человек ведет жизнь посредственности, которая лишь предъявляет особенные претензии на оригинальность.