Сумасбродство [Александр Иванович Алтунин] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Александр Алтунин Сумасбродство

Сумасбродство является той чертой характера, которая присуща многим мужчинам и практически всем женщинам. А так как она присуща почти всем, в связи с этим подавляющему большинству людей представляется достаточно безобидным качеством, чтобы к нему относиться с большей долей великодушия. На самом же деле ситуация далеко не так проста и безобидна, как многим этого хотелось бы. Для того, чтобы хотя бы отчасти понять элемент драматичности данного свойства человеческой натуры, необходимо обратиться к его истокам. В первую очередь, это низкий уровень гармонии личности (даже при высоком социальном и профессиональном статусе) в сочетании со слабой духовностью (что, однако, может никак не мешать формально человеку быть сотрудником храма и быть даже священником).

Если же серьезно анализировать сумасбродство, то выявится, что это "всего лишь" очередная одержимость человека злым духом. Конечно, сумасброд никого не грабит и не убивает, но те душевные раны, которые между делом наносит не только своим приятелям и друзьям, родным и близким, но и остальным окружающим, могут, в лучшем случае, не заживать годами. А иногда и десятилетиями. У сумасброда, как правило, отсутствует какое-либо серьезное и стройное мировоззрение, он лишен собственных убеждений и принципов, устойчивых взглядов и представлений о жизни. У него слабо развита сила воли, в нем нет крепкого внутреннего стержня. Самодисциплина и самоорганизованность – это чисто абстрактные теоретические понятия для него. Лень – частый спутник жизни этого человека. Никаких крупных и серьезных задач сумасброд перед собой не ставит, ибо их решение требует от человека длительных и интенсивных умственных и душевных усилий, к которым он, чаще всего, уже не способен. И только вмешательство более умных и организованных людей в отдельных случаях принципиально меняет ход развития ситуации. Но не меняет сути самого сумасброда. Как и десятки и сотни неудач и поражений, публичных фиаско, регулярно возникающих в жизни сумасброда. У сумасброда напрочь отсутствует самокритичность. Поэтому он все свои неудачи объясняет неблагоприятным стечением обстоятельств, несправедливым отношением к нему жизни и окружающих. Сумасбродство – это признак инфантильности, незрелости личности. И чем оно более выражено, тем примитивнее является личность.

Сумасбродство можно еще объяснить у людей творческого типа. Но оно в таком случае коснется только очень узкого круга вопросов и вполне поддается сознательному контролю и регулированию. Проблема в том, что, чаще всего, творческим алиби прикрываются те, кто абсолютно лишен каких-то ценных способностей и талантов. А поэтому результаты их так называемого творчества принимаются только в кругу людей, полностью лишенных чувства эстетики и гармонии.

Верность и преданность являются слишком сложными понятиями, чтобы принять их к своему руководству. Как показала жизнь за последние тридцать лет, сумасброд, в средней и выраженной степени развития этого качества, в принципе не может быть хорошим другом, семьянином, родителем, ребенком, руководителем, даже приличным соседом. Тяжелого сумасброда никто не любит, не уважает. Его в лучшем случае терпят как какое-то неизбежное зло. Сумасброд – это плохой помощник, с ним лучше не иметь важных и сложных дел, ибо они, как правило, закончатся неудачей, даже если изначально они имели все шансы быть успешными.

Для сумасброда важнее выполнение его сиюминутного третьестепенного желания, чем сохранение чьих-то фундаментальных интересов. Он живет не просто сегодняшним днем, он живет данной минутой, совершенно не беспокоясь о том, какие последствия могут иметь его минутные капризы. Так, условно говоря, сиюминутные копеечные капризы могут назавтра обернуться тысячерублевыми ущербами. Но, даже нанеся в очередной раз столь грандиозный ущерб своим и чужим интересам, сумасброд абсолютно ничему не учится, он не становится ни умнее, ни мудрее, ни практичнее. Он наступает на одни и те же грабли не два раза, а всю оставшуюся жизнь.

Какой-либо мало-мальски существенный контроль за своими мыслями и чувствами отсутствует и как раз приводит к тому, что злой дух сумасбродства полностью господствует над человеком, превращая его в свою послушную безмозглую марионетку.

Сумасброд очень трудно дружит с понятиями порядочности, благородства, интеллигентности, светского этикета, психологической гибкости и дипломатичности. Сумасброд отличается повышенной самоуверенностью и самовлюбленностью. В его представлении чужие достоинства и добродетели, способности и таланты, успех и достижения, как таковые, совершенно лишены какой-либо ценности. Если это не касается его сиюминутных радостей и удовольствий.

Сумасброд опирается на чисто внешнюю сторону жизни, очень мало беспокоясь о реальном содержании тех или иных явлений, которые он порождает или с которыми сталкивается. Сумасбродство, как правило, это пожизненное