Посмертные мытарства души и Страшный суд Божий [Автор неизвестен -- Православие] (pdf) читать постранично, страница - 2
Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- 4
- . . .
- последняя (33) »
дивная, удел святых Божиих,.. — пишет святитель Игнатий (Брянчанйнов)3. — Но .и нам, немощным и
страстным, необходимо принуждать себя к воспоминанию о смерти, усваивать сердцу навык размышления
о ней, хотя такое размышление и крайне противно
сердцу грехолюбивому и миролюбивому...»4
Церковное предание содержит множество благочестивых повествований, способных возбуждать в человеке память смертную, а вместе с нею и страх Божий,
ограждающий его от увлечения грехом и научающий
всем добродетелям и заповедям Божиим. В этой книге
читателю предлагается одно из таких повествований:
житие преподобного Василия Нового (Ф944) с описанием двух видений ученика его Григория, в которых
образно представлены частный суд над человеком по
5
смерти (т.н. мытарства ) и всеобщий Страшный суд
2 Беседа на Псалом 33. Стих 12. Цит. по: Свят. Игнатий
(Брянчанинов). Слово о смерти // Аскетические опыты. Т. 3.
СПб., 1886. С. 182.
.
3 +1867; память его Церковь совершает 30 апреля по ст.ст.
*• А Слово о смерти. С. 179.
5 Мытарства — нечто вроде застав или таможен, которые
встречают на своем пути души умерших людей, возносясь к
Престолу Небесного Судии; при них (или в них) стоят духи
злобы и взимают со всякой души, повинной в том или ином
грехе, пошлину, или выкуп, состоящий в представлении им на
вид противоположного этому греху доброго дела.
Христов, имеющий совершиться в конце мира. Житие
преподобного Василия Нового было составлено Григорием; им же
е описаны
ШЩ
и видения, дарованные ему
по молитвам его учителя6.
Следует отметить, что цель писаний Григория —
нравственно-поучительная. Нам, кратковременным
странникам на земле, необходимо узнать нашу участь
в вечности. Для того-то милосердие Божие и открывает, через избранных рабов Своих, то, что обыкновенно сокрыто от наших чувств, но насущно для нашего спасения7, и в тех именно образах, которые нам
доступны и понятны.
В приложении мы помещаем еще несколько подобных рассказов, взятых из житий святых и других источников.
Мытарями у древних евреев назывались лица, назначаемые римлянами для сбора податей и пошлин. Стараясь извлечь
для себя бблыиую выгоду, они прибегали иногда даже к истязаниям. Мытари собирали Пошлины с провозимых товаров
на особых таможнях, или заставах, которые назывались мытницами, или мытарствами. Отсюда христианские писатели позаимствовали наименование для мест воздушных истязаний
душумерцтх злыми духами:
6 При составлении этой книга мы пользовались главным
образом повествованием о житии преподобного Василия Нового с описанием видений Григория, составленным игуменом
Троице-Варницкого монастыря Антонием в конце прошлого
века (11-е изд.: М , 1912); житием преподобного Василия Нового, помещенным в Житиях святых на русском языке, изложенных по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского, написанием видения Страшного суда Божия, бывшего
Григорию, изд. Московского подворья Русского на Афоне
Свято-Пантелеимонова монастыря, 1995 г.; а также житием
преподобного Василия Нового с описанием видений Григория
на славянском языке, взятым из рукописной Четьи-Мйнеи
митрополита Макария. Почаев, 1794.
7 Об этом пишет святитель Игнатий (Брянчаниндв) в «Слове о смерти». С. 70,79—80.
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО
ВАСИЛИЯ НОВОГО
И ВИДЕНИЯ УЧЕНИКА ЕГО
ГРИГОРИЯ
В царствование благочестивых греческих императоров Льва Премудрого и брата его Александра8 в далекой
уединенной
пустыне проводил подвижническую жи
преподобный отец наш Василий Новый. Недолго, однако, эта подвижническая жизнь находилась в неизвестности.
Господу угодно было, чтобы этот свят
стал известен народу; и вот посланники царя, возвращаясь из страны Асийской9, встретили в пустьше этого
благочестивого мужа и, приняв его за человека подозрительного, связали его и привезли с собою в Царьград.
В Царьграде он был представлен патрицию Самрну10, который пожелал узнать от него, кто он, откуда
;
'
ч
•
;.-••••
••;•
•;•••••;•
.
;
•
; '
';.
• . .
.
8 Лев VI Мудрый — византийский император с 886 по 912 гг.
Александр — его брат и соправитель.
9 Асия — западная провинция Византийской империи,
включающая города Эфес, Лаодикию, Филадельфию, Смирну
д р . - , , : . .
• • . . • - .
-
;
.-•
. ; • - .
.
'
.
" / ; • •
;
. _ .
;
"
'
;
/
; ' .
10 Патриций — высокий сановник империи; со времени
\ .Константина Великого до начала XI в. — высший чин придворного ведомства.
явился и как его имя... На эти вопросы Самона святой
Василий не дал ответа. Тогда Самон приказал подвергнуть святого праведника жестокой пытке: раздеть
его и бить воловьими жилами. Но и при помощи этих
истязаний ему не удалось ничего узнать от святого.
Избитого до полусмерти .на руках отнесли в темницу
и в ней заключили. На другой день жестокий Самон
снова послал своих слуг
- 1
- 2
- 3
- 4
- . . .
- последняя (33) »
Последние комментарии
10 часов 36 минут назад
17 часов 45 минут назад
18 часов 52 минут назад
19 часов 58 минут назад
20 часов 20 минут назад
20 часов 26 минут назад