Посмертные мытарства души и Страшный суд Божий [Автор неизвестен -- Православие] (pdf) читать постранично

-  Посмертные мытарства души и Страшный суд Божий  [Древние и современные свидетельства] [2000] 3.54 Мб, 144с. скачать: (pdf) - (pdf+fbd)  читать: (полностью) - (постранично) - Автор неизвестен -- Православие

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Посмертные
мытарства души
и Страшный суд
Божий
Древние
и современные
свидетельства

К 2000-летик»
Рождества ХРИОТОВЛ

Посмертные
мытарства души
и Страшный суд
Божий
Древние и современные
свидетельства

Москва
Даниловский благовестник
2000

ББК 86-372

По благословению
Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Алексия II

М95

Посмертные мытарства души и Страшный суд
Божий, — М.: Даниловский благрвестник, 2000. — 144 с.
ISBN 5-89101-007-0
Церковное предание содержит множество благочестивых повествований, способных возбуждать в человеке память смертную и
страх Божий, ограждающие его от греха и учащие добродетелям. В
книге предлагается одно из таких повествований: житие преподобного Василия Нового (+944) с описанием видений ученика его Григория, в которых образно представлены частный суд над человеком
по смерти (мытарства) и всеобщий Страшный суд Христов в конце
мира. В приложении приводятся еще несколько рассказов, взятых
из житий святых и других источников.

Издание Данилова монастыря г. Москвы

Посмертные мытарства души
и Страшный суд Божий
Лицензия ЛР № 030571 от 20 октября 1998 г.
Формат 60 х 847i6. Пек. л. 9,0. Тираж 20 000 экз.
Издательство «Даниловский благовестник»
1.13191, Москва, Даниловский вал, 20
Отпечатано с готовых диапозитивов в ПФ «КРАСНЫЙ ПРОЛЕТАРИЙ»
103473, Москва, Краснопролетарский, 16
ISBN 5-89101-007-0

© Издательство «Даниловский благовестник», 2000

К ЧИТАТЕЛЮ
Жизнь
человеческая заканчивается смертью — разлучением души и тела; А что дальше?.. Вечная блаженная жизнь с Богом или адские мучения?.. Многие
ли окажутся достойными войти в Царство Небесное и
получить, как сказано в Писании, наследство нетленное
(1 Пет. 1, 4)?
Нет, не многие, говорит Слово Божие. Мало избранных
(Мф. 20, 16), и праведник едва спасается — а какова же
участь нечестивых и грешных (1 Пет. 4,19)! Путь в Царство
Небесное — путь следования за Христом — путь узкий,
крестный, скорбный (Мф. 7,13—14; 10,38). Трудно следовать по этому спасительному пути! Недаром церковная
традиция уподобляет нашу жизнь то странствию по безводной пустыне, то плаванию по бурному морю...
Чтобы не уклониться от цели, нужно всегда иметь
ее перед глазами. Но каким образом среди житейской
суеты и «оземленности», которая свойственна всем
людям со времени грехопадения первозданного человека, и особенно нашему времени, можно сохранить
в душе стремление к Небу? Святые отцы Церкви, опытно прошедшие путь спасения во Христе, указывают
для этого на некоторые действенные средства. Одно
из них, простое, но могучее — память смертная.
Помышление о том, что все смертны, что и ты умрешь, и умрешь, возможно, скоро, так как никто не
ведает своего часа, — это помышление как бы ограничивает кругозор христианина, шествующего в Царство
Небесное, помогает ему сосредоточиться на главном.

Память о смерти влечет за собой, с одной стороны,
страх вечных мучений, с другой —ч надежду будущего
блаженства. Если первый способствует покаянию и
нравственному исправлению грешника, то вторая побуждает к исполнению заповедей Христовых и терпе^
ливому несению своего креста. Так, между страхом и
надеждой, и совершается, как учат святые отцы, наше
спасение.
Древние отцы-подвижники показывают нам удивительные примеры непрестанного памятования о смерти, указывая и на великую пользу от этого спасительного навыка. «Помни всегда об исходе твоем, не забывай вечного суда, и не погрешишь в душе твоей», —
наставляют они христиан, стремящихся проводить
1
жизнь в благочестии и богоугождении .
Памятованию горького часа смерти сопутствует воспоминание о посмертной участи людей — об аде, где
«в горьком молчании или страшном стенании, в страхе
и мучении» пребывают души грешников, и о будущем
суде, на котором грешников ожидает великий «стыд
пред Богом и Христом * пред Ангелами и Архангелами,
и Властями, и всеми людьми» и страшные наказания,
а праведникам — «общение с Богом и Христом Его,
с Ангелами, Архангелами, Властями, и со всем ликом
святых, Небесное Царство и блага его, радость и наслаждение».
Удостоившиеся быть восхищены и видеть суд
Божий, участь грешников и праведников, не могли
после этого смотреть на временный свет, «от которого
нет нам никакой пользы»; а проводившие до того
жизнь в беспечности налагали на себя суровые подвиги
1 Срав.: Сир. 7,39. Здесь и ниже приводятся примеры и
изречения древних египетских подвижников, взятые из «Древнего патерика». М , 1899. Гл. 3:4,7,8,32,37,43; 11:17-

покаяния, боясь, что не вынесут «стыда пред Христом
и святыми Ангелами» в день судный за злые дела свои
и нерадение о спасении в течение временной жизни.
Христиане, ревнующие о спасении, всегда стремились подражать древним подвижникам, воспоминанием о смерти возгревая в душе страх спасительный,
страх, которым доставляется святость (св. Василий Великий)2.
«Постоянное памятование смерти есть