Неумение и нежелание думать сегодня об интересах завтрашнего дня [Александр Иванович Алтунин] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Александр Алтунин Неумение и нежелание думать сегодня об интересах завтрашнего дня

Современный человек отличается особенным рационализмом. Иначе говоря, большинство людей имеет ненасытную жажду получения быстрой и ощутимой пользы от каждого своего усилия. Условно говоря, выгода для дня сегодняшнего представляется наиболее интересной и привлекательной, перспективной и значительной. Но при этом люди почему-то совершенно забывают о своем завтрашнем дне. Видимо, исходя из принципа: «О завтра я буду думать лишь завтра». С одной стороны, это, вроде как, и неплохо – не создавать себе дополнительного психологического и умственного напряжения в настоящем заботами о будущем. Но, с другой стороны, еще Суворов говорил о том, что «обучаться воинскому искусству боя во время войны – это значит обрекать себя на поражение». Этот афоризм можно с равным успехом применить и к мирной жизни. Ибо, искусство жизни – это большая и сложная наука. И мало кому, к сожалению, удается ее освоить.

Если человек серьезно и основательно продумывает то, что он будет делать завтра и в последующие дни, то вероятность достижения успеха в этом случае увеличивается в несколько раз. Это, конечно, отнюдь не означает того, что в любой конкретный день жизни не нужно о нем думать серьезно и основательно. Размышление – это полезное занятие, в прямом и переносном смысле. Чем чаще человек думает, тем привычнее для него становится процесс мышления. А если человек пытается что-либо осмысливать достаточно глубоко и с различных сторон (многогранно), то его мышление, как правило, обретает ряд несомненных достоинств. Мо временем переходя на новую качественную ступеньку в своем развитии. А это, в свою очередь, дает ему возможность сознательно и целенаправленно повышать свой уровень гармонии личности в целом.

Но так уж устроен европейский человек, что проблемы и явления завтрашнего дня ему приятнее и удобнее воспринимать, как нечто весьма туманное и абстрактное, что в принципе не подлежит какому-либо серьезному анализу. То, что реальная эффективность каждого последующего завтрашнего дня будет в несколько раз меньше своей потенциальной величины – это особенно почти никого не волнует. Свои новые неудачи люди будут воспринимать, как результат неблагоприятного стечения внешних обстоятельств, которые не подвластны воле отдельного человека. А то, что этот нежелательный результат можно было заранее предсказать – это остается вне поля зрения такого рода «аналитика».

Еще боле сложным искусством представляется умение делать дела дня сегодняшнего с точки зрения итога дня завтрашнего. Иначе говоря, исходя из понимания того, как отразятся сегодняшние дела человека на его, условно говоря, завтрашнем благополучии. В этом смысле представляется интересной аналогия с огородами. Там человек ясно и четко себе представляет, что несколько месяцев его усилий имеют цель получения хорошего урожая в будущем. И от того, насколько правильно и добросовестно он будет ухаживать за своим огородом, зависит не только количество будущего урожая, но и его качество. Никому ведь и в голову не придет мысль о том, что урожай уже можно будет собирать в этот же день, как, собственно, и на следующий. Природа сама подсказывает нам вариант развития ситуации в наиболее оптимальном и эффективном стиле.

Но не все хотят, да и могут извлекать хотя бы ничтожные крупицы мудрости из окружающей человека реальной действительности. Поэтому, чаще всего, возникает одна и та же ситуация, когда человек, в погоне за сиюминутной и, вроде как вполне ощутимой выгодой, предпринимает ряд шагов, которые в последующем обернутся для него во много раз более значительными потерями, которые он будет стремится объяснить «стечением обстоятельств». Например, человека попросили о помощи в каком-то деле. С точки зрения конкретного дела никакой выгоды и пользы человек для себя не видит. И на основании такого рода размышления он делает для себя вывод о том, что нет особого смысла помогать другому человеку. И, довольный самим собой, отказывает в помощи. Но вот проходит какое-то количество времени (неделя, месяц, год, десятилетие) и возникает ситуация, когда сам «аналитик» попадает в ситуацию, которая требует дополнительной помощи со стороны. Он просит ее у окружающих. И тут уже нет принципиальной разницы в том – к обиженному человеку он обращается или к другим окружающим. Обиженный, помня свою обиду, считает для себя правильным и возможным отказать в своей помощи. А остальные окружающие, помня о том, как «аналитик» обошелся в прошлом с обиженным, не испытывают особенного энтузиазма особенно помогать жестокому и равнодушному «аналитику». А дело, возможно, является очень ценным и важным для «аналитика». Причем, во много раз более важным, чем то, в помощи которому он когда-то отказал другому человеку. Вот и получается, что нежелание сопоставлять интересы сегодняшнего дня с интересами дня завтрашнего, оборачивается для «аналитика» весьма