Сказки Центральной Индии [Автор неизвестен - Народные сказки] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!

Возрастное ограничение: 18+

ВНИМАНИЕ!

Эта страница может содержать материалы для людей старше 18 лет. Чтобы продолжить, подтвердите, что вам уже исполнилось 18 лет! В противном случае закройте эту страницу!

Да, мне есть 18 лет

Нет, мне нет 18 лет


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

x

I
X

s
s
0
X
i
с

a
h
X

s
a

5

центральной
MiHJS|lniMi

АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ИНСТИТУТ

ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

#

Издательство «Паука»

сказки
центральной
индии

Перевод с английского и сантальского
Г. А. 3 о графа и 3. Е. С а м о й л о в о й
под общей редакцией
Г. А. 3о г р а ф а

ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. МОСКВА 1971

Редакционная коллегия серии
«СКАЗКИ И МИФЫ НАРОДОВ ВОСТОКА»:
И. С. БРАГИНСКИЙ, |Н. И. КОНРАД|, Е. М. МЕЛЕТИНСКИЙ,
Д. А. ОЛЬДЕРОГГЕ (председатель), Э. В. ПОМЕРАНЦЕВА,
Б. Л. РИФТИН (секретарь), С. А. ТОКАРЕВ

Составление, предисловие и примечания
Г. А. ЗОГРАФА

Сказки Центральной Индии. Перевод с английского
С42 и сантальского Г. А. Зографа и 3. Е. Самойловой.
Предисл. и прим. Г. А. Зографа. Главная редакция
восточной литературы издательства «Наука». М.,
1971.
376 с. («Сказки и мифы народов Востока»),
Широкая публикация повествовательного фольклора народов Цент­
ральной Индии, сопровождаемая предисловием и примечаниями.
Сборник рассчитан на взрослого читателя.
7-3-4
И (Инд.)
275-70

ПРЕДИСЛОВИЕ
Центральная Индия, самое сердце большой древней страны... Обшир­
ное плато, окаймленное цепями холмов, местами сильно рассечено глубо­
кими ущельями рек. В древности это была таинственная область девствен­
ных лесов, населенных, по представлениям жителей Северной Индии (об
этом мы узнаем из их эпоса), лесными дикарями и различными сверхъ­
естественными существами. Колонизация Центральной Индии пришель­
цами с севера началась уже в раннем средневековье, а в течение несколь­
ких последних столетий во всех ее более доступных равнинных частях лес
постепенно, но неуклонно сводился, и земли обращались в поля. Теперь
леса в своем первозданном виде сохранились лишь там, где сильно пере­
сеченный рельеф препятствует культурному земледелию. И все же Цент­
ральная Индия поныне остается одним из самых лесистых районов страны.
Это здесь, в Сеони, родина прославленного Киплингом Маугли — именно
здешние леса так красочно описаны в «Книге джунглей». Всего сто лет
назад карта этой области была полна «белых пятен». И даже ныне здесь
еще можно найти, хотя их с каждым десятилетием остается все меньше,
уголки, почти полностью оторванные от внешнего мира, уголки, где не ис­
пользуют даже примитивной сохи и деревянного колеса, где нет не только
железных дорог, но и проезжих грунтовых, а местные жители сохранили
в своем быту немало черт первобытной родо-племеиной организации об­
щества.
Здесь, в нынешнем штате Мадхья Прадеш, что значит «Срединный
штат», и соседствующих с ним на северо-западе и особенно на северо-во­
стоке районах, рассеяны сравнительно небольшими группами (на фоне ог­
ромной массы населения Индопакистанекой географической области, об­
щая численность которого перевалила за полмиллиарда, группы в десятки
и сотни тысяч и даже в миллион человек действительно выглядят неболь­
шими) потомки древнейших жителей Индии — те, кого принято считать
автохтонами, или коренным местным населением. В сегодняшней Индии их
именуют «адиваси», что значит «первоначальные жители». Это — народно5

сти муида, малые дравидские народности Центральной Индии, и сюда же
можно отнести бхилов. Хотя ныне каждая из этих групп пользуется язы­
ками и диалектами, принадлежащими к разным лингвистическим семьям:
мунда — языками мунда, относимыми к аустро-азиатской семье, дравиды —
дравидскими, представляющими обособленную группу, а бхилы — индоарийскими диалектами, входящими в индоевропейскую семью языков,—
сходство этнических типов, образа жизни и многих поверий всех этих на­
родов позволяет предполагать доисторическую общность их происхожде­
ния. Наиболее вероятно, древнейшую группу представляли здесь мунда,
значительная часть которых еще в древности подверглась глубокому влия­
нию дравидов, ныне населяющих Южную Индию, а позднее — арийцев,
пришедших в Северную Индию с северо-запада примерно за полторы ты­
сячи лет до нашей эры и вскоре частично подчинивших себе коренное
местное население, с которым они впоследствии смешались, а частично от­
теснивших его из плодородных долин Инда и Ганга, главным образом
к югу.
Достоверных свидетельств о ранней истории местных народов до нас
не дошло. Упоминания о лесных племенах в древнеиндийском эпосе отры­
вочны и по большей части фантастичны. Каких-либо собственных истори­
ческих памятников древности у этих народов не сохранилось. Объектом
внешнего изучения и описания они становятся лишь в ходе последних двухтрех столетий. Какие-то сведения о средневековом периоде, да и то весьма
фрагментарные, имеются только касательно гондов. Ранняя же история
этих народов может в той или иной мере быть восстановлена главным об­
разом на основании внутренних данных — фольклора, религиозных си­
стем и языковых