Двадцать четыре Насреддина [Марк Сергеевич Харитонов] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!

Возрастное ограничение: 18+

ВНИМАНИЕ!

Эта страница может содержать материалы для людей старше 18 лет. Чтобы продолжить, подтвердите, что вам уже исполнилось 18 лет! В противном случае закройте эту страницу!

Да, мне есть 18 лет

Нет, мне нет 18 лет


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

#

ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»

двадцать
четыре
насреддина

2-е, переработанное
и дополненное издание

ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКВА 1986

ББК 84.35
Д22

Редакционная коллегия серии
«СКАЗКИ 0 МИФЫ НАРОДОВ ВОСТОКА»
И, С. БРАГИНСКИЙ, Е. М. МЕЛЕТИНСКИЙ, С. Ю. НЕКЛЮДОВ (секретарь),
Е. С. НОВИК, Д. А. ОЛЬДЕРОГГЕ (председатель), Б. Л. РИФТИН,
1 С. А. ТОКАРЕВ,! С. С. ЦЕЛЬНИКЕР
Составление, вступительная статья,
примечания и указатели

М. С. ХАРИТОНОВА

„4703000000-026^

_ „
3
—013 (02) -86
объявления
ББК 84.35
@ Главная редакция восточной литературы
издательства «Наука», 1986

Памяти Г. Л. Пермякова

МНОГОЛИКИЙ НАСРЕДДИН
1
Семь городов спорили за право называться родиной Гомера. Втрое
больше народов готовы назвать своим Насреддина. Ученые разных стран
доискиваются: существовал ли такой человек в действительности и кем он
был? В Турции, в малоазиатском городе Акшехире, показывают даже могплу Насреддина. Турецкие исследователи считают, что лицо это историче­
ское. Найдены документы, в которых упоминается имя некоего Насредди­
на. Человек этот родился в деревне Хорто в 605 году хиджры (1206 г. п. э.).
Отец его, Абдулла, был имамом. Насреддин получил образование в городе
Конье, работал в Кастамону и умер в 683 году хиджры (1284/85 г.). Правда,
на могильной плите гробницы, где, как уверяют, похоронен Насреддин, зна­
чится другая дата: 386 год хиджры, т. е. 993 г. н, э. Но, как замечает ака­
демик В. А. Гордлевский в статье, сопровождающей русское издание ту­
рецких анекдотов о Насреддине, по ряду причин «дата эта абсолютно не­
приемлема» [5, с. 245]*. Было высказано, пишет оп, предположение, что у
такого шутпика, как Насреддин, и надмогильная надпись должна читаться
не как у людей, а задом наперед: 683. «Долго шла сказка, что тюрбэ (мав­
золей) Насреддина стоит на четырех столбах, кругом все открыто, а на
дверях висят два больших деревянных
замка, и кто проходит мимо — не­
вольно улыбнется» [5, с. 242]2.
Мнение о том, что дату на могильной плите следует читать «наоборот»,
оспаривает К. С. Давлетов [29]. Он, в частности, отвергает довод, будто Нас­
реддин не мог жить в Акшехире в X в., так как территория, где находился
этот город, принадлежала тогда Византии, и указывает на необычайно
пестрый состав тогдашнего византийского паселения: турок вполне мог быть
там похоронен. Сам К. С. Давлетов относит зарождение образа Насреддина
к VIII—XI вв., эпохе арабских завоеваний и борьбы народов против араб­
ского ига. «Если искать в истории Востока период, который мог бы послу­
жить колыбелью образа Ходжи Насреддина, который мог бы породить
такое великолепное художественное обобщение, то безусловно можно оста­
новиться только на этой эпохе» [29, с. И]. С категоричностью такого утверж1

Первая цифра здесь и далее указывает номер работы в списке лите­
ратуры, вторая — страницу или (для источников № 4, 5, 9, 17, 22, 32, 34, 35)
номер
анекдота.
2
Жан-Поль Гарнье в своей книге «Ходжа Насреддин и его турецкие
истории» [33] уточняет, что к могиле Насреддина было принято приходить
перед свадьбой, причем паломники должны были расхохотаться. Считалось,
что земля с могилы лечит глаза. Он же приводит рассказ о том, что во вре­
мя учебы в медресе Насреддин с двумя приятелями съели овцу учителя и
за это были прокляты; оба приятеля погибли, а над Насреддином всю
жизнь смеялись. Все эти сведения, конечно, легендарные, как и версия,
что Насреддин оставил после себя сборники любовных стихов и афоризмов,
погибшие при взятии Акшехира монголами.
5

депия трудпо согласиться; образ Насреддина, каким он дошел до нас, скла­
дывался веками. Среди прочего К. С. Давлетов ссылается на смутные све­
дения о том, что «во времена халифа Гаруна ар-Рашида жил известный
ученый Мохаммед Насреддин, учение которого оказалось противоречащим
религии. Он был приговорен к смерти и, чтобы спастись, притворился су­
масшедшим. Под этой маской он стал затем высмеивать своих врагов»
[29, с. И].
В последнее время интересную гипотезу выдвинули азербайджанские
ученые. Ряд сопоставлений позволил им предположить, что прообразом
Насреддина был известный ученый Ходжа Насиреддин Туей, живший в
XIII в. [6, с. 15—16]. Среди доводов в пользу этой гипотезы тот, например,
факт, что в одном из источников Насреддин так и назван этим именем:
Насиреддин Туей. В Азербайджане Насреддина зовут Молла — возможно,
зго имя, как считают исследователи, представляет собой искаженную фор­
му имени Мовлан, которое принадлежало Туей. У него было еще одно
имя —Хасан; в нашем сборнике помещен анекдот (№ 253), где Насреддин
заказывает себе печать с этим именем, экопомя на буквах. Подтверждает
эту точку зрения и совпадение некоторых мотивов из произведений самого
Туей и анекдотов о Насреддине (например, высмеивание предсказателей и
астрологов). Соображения интересные; во всяком случае, вполне возмож­
но, что произведения Туей