Межконфессиональная полемика в западноевропейской церковной историографии XVI в. [Илья Евгеньевич Андронов] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

На правах рукописи

Андронов Илья Евгеньевич

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛЕМИКА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ
ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ XVI ВЕКА

Раздел 07.00.00 – исторические науки
Специальность 07.00.09 – историография, источниковедение и методы
исторического исследования

Диссертация
на соискание ученой степени доктора исторических наук

Москва – 2015

2

Оглавление
Введение………………………………………………………………………………..3
Источниковая база исследования……………………………………………10
Обзор историографии…………………………………………………….…..23
Глава 1. История церкви в историографической
панораме первой половины XVI века………………………………………….…...48
§1. Церковно-политическая ситуация. Тридентский Собор и
церковная историография……………………………………………………………49
§2. Античное церковно-историческое наследие в эпоху гуманизма.
Беат Ренан...………………………………………………………………………..…53
§3. Зарождение лютеранской церковно-исторической концепции.
С.Франк……………………………………………………………………………….72
§4. Историческая литература для массового читателя. Х. Эгенольф…………….77
§5. Первая протестантская история церкви: К. Хедио…………………………….94
§6. Вторая Схоластика и зарождение локального метода…………………..........114
§7. Историзм и локальный метод в трудах католической стороны
(Т.Кампеджи)………………………………………………………………………...131
Глава 2. «Магдебургские центурии» - крупнейшее произведение протестантской
церковной историографии XVI века……………………………………………………..147
§1. Рождение замысла. Матиас Флаций – организатор и первый руководитель
проекта «Магдебургских центурий»………………………………………………….......147
§2. Обстоятельства работы над «Центуриями»…………………………………..163
§3. «Каталог свидетелей истины»…………………………………………………187
§4. Паратекст «Магдебургских центурий»……………………………………….211
§5. Историческая концепция «Центурий»………………………………………..238
§6. Изменения в догме, возвышение Рима, новый церемониал – основные факторы
исторического процесса ………………..………………………………………………….271
§7. Некоторые оценки на страницах «Магдебургских центурий»……………...285
§8. Специфика локального метода «Магдебургских центурий»………………..297
Глава 3. Католическая историография против «Магдебургских центурий» в 15601588 гг………………………………………………………………………………….........328
§1. Первые выступления католической партии: 1560-1568 гг…………………..328
§2. Учѐные-иезуиты против «Центурий»: 1570-1573 гг…………………………356
§3. Некоторые отдельные выступления………………………….……………….366
Глава 4. Оформление католической историко-церковной концепции: «Церковные
анналы» Ч. Баронио...........................………………………………………………………384
§1. Кардинал Чезаре Баронио. Обстоятельства работы над «Церковными
анналами»………………………………………………………. ………………………….384
§2. Паратекст «Церковных анналов»……………………………………………...396
§3. Историческая концепция и метод «Церковных анналов»…………………...413
Заключение…………………………………………………………………………..431
Список использованных источников и литературы……………………………...448
Список сокращений…………………………………………………………………465

3

Введение
Актуальность и научная значимость темы. XVI век – особенное время в
европейской интеллектуальной истории. Реформация, волна географических открытий,
укрепление крупных централизованных королевств, другие факторы повлекли за собой
глубокие перемены в мировоззрении европейцев, ускоренное развитие наук и технологий.
Вследствие ряда факторов церковная историография стала одной из актуальнейших
гуманитарных дисциплин: впитав достижения предшествующей эволюции исторического
знания и всѐ лучшее из арсенала ренессансной истории, она получила мощный
дополнительный толчок, связанный с актуализацией исторического материала для
идеологических баталий. Мартин Лютер, а за ним – его ближайшие последователи,
усмотрели огромный потенциал в переводе антикатолического дискурса в плоскость
церковной истории. В этой отрасли знаний долго царило относительное затишье:
церковная история находилась на обочине интересов гуманистической науки, и
отношение Рима к ней не способствовало концентрации кадров и ресурсов католической
церкви в этой области. В определѐнный момент конфликт католиков с последователями
«лютеранской чумы», развивавшийся на базе взаимных обвинений, стал нуждаться в
информационной подпитке: обосновать обвинения в адрес противника можно было
только историческим материалом. Римская церковь веками аккумулировала знание внутри
себя; идеологическая борьба против неѐ на новом этапе требовала нарушения этой
сложившейся