Молла Насреддин [Иосиф Моисеевич Оффенгенден] (pdf) читать онлайн

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!

Возрастное ограничение: 18+

ВНИМАНИЕ!

Эта страница может содержать материалы для людей старше 18 лет. Чтобы продолжить, подтвердите, что вам уже исполнилось 18 лет! В противном случае закройте эту страницу!

Да, мне есть 18 лет

Нет, мне нет 18 лет


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

М ОЛЛ А
НАСРЕААИН
sSl

А К А Д Е М И Я НАУК

СССР

ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

МОЛЛА

НАСРЕДДИН

ИЗДАТЕЛЬСТВО

«НАУКА»

ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Москва 1 9 7 0

Перевод с персидского
Н.

ОСМАНОВА

Ответственный редактор
М.

М75

7-3-4
192-70

ЗАНД

Молла Насреддин. Пер. с перс. Н. Османова, М ,
«Наука», Главная редакция восточной литературы,
1970.
207 с.
Персидский вариант распространенных на Востоке
анекдотов о Насреддине — неунывающем весельчаке,
хитреце и остроумце. Рассчитано на взрослого чита­
теля.
И(Перс)

ПРЕДИСЛОВИЕ
Молла (ходжа) Насреддин — популярный персонаж анекдотов
в фольклоре многих народов Ближнего Востока. Образу Насреддина посвящено немало солидных научных работ 1. Причем одними
исследователями этот персонаж рассматривается как дальнейшее
развитие образа героя арабских анекдотов Джухи, другие же уче­
ные усматривают в идентичных анекдотах о Джухе и Насреддине
лишь типологическое сходство, обусловленное тем, что в фольк­
лоре почти каждого народа имеется популярный герой-острослов,
наделенный самыми противоречивыми качествами.
Большинство рассказов о Насреддине сложилось в среде го­
родских и сельских низов, но есть и такие анекдоты, которые воз­
никли в другой социальной среде. Каждая общественная прослойка
накладывала на образ Насреддина свой отпечаток, и этим в какойто мере объясняется противоречивость облика героя рассказов.
Устные по происхождению, рассказы о Насреддине когда-то
были записаны безымянными собирателями и вошли, таким обра­
зом, в письменную литературу, сохранив некоторые стилистические
и речевые особенности устного жанра.
Когда в персидском народном творчестве возник образ Насред­
дина, сейчас трудно определить. Характерно, что в персидских
анекдотах нет попыток увязать Насреддина с каким-либо реаль­
ным историческим деятелем: лица, противостоящие ему, названы
«правитель», «эмир». Совершенно противоположную картину мы
наблюдаем в турецких анекдотах, где Насреддин выступает как сов1
В. А. Г о р д л е в с к и й , Ходжа Насреддин,— «Анекдоты
о Ходже Насреддине», М„ 1957; И. С. Б р а г и н с к и й , Преди­
словие,— там же; «Der Hodsha Nasreddin. Turkische, arabische, berberische, maltesische, sizilianische, kalabrische, kroatische, serbische und
griechische Marchen und Schwanke», gesammelt und herausgegeben von
Albert Wesselsky, Bd I—II, Weimar, 1911; P. N. В о r a t a v,
Autour de Nasreddin Носа (Textes et commentaires).— «Oriens», 1963,
16, стр. 1 9 4 - 2 2 3 ,

5

ременник то сельджукского султана Алааддина Кей-Кубада
(XIII в.), то Тимура (XIV в.).
Рассказы о Насреддине принято называть анекдотами по жан­
ровым характеристикам, но не все они соответствуют русскому
анекдоту в его современном понимании — со смешным, забавным
случаем в основе. Многие рассказы о Насреддине выходят по
своим жанровым особенностям за рамки анекдота, например такой
короткий рассказ:
Кто важнее?
Насреддииа спросили:
— Кто важнее? Крестьянин или помещик?
— Крестьянин,— отвечал Насреддин.— Если не будет кре­
стьянина, то помещик помрет с голоду.
Едва ли эту миниатюру в прозе можно причислить к анек­
дотам.
Обличительность — не единственная характерная черта расска­
зов о Насреддине, есть среди них и такие, в которых наш герой
выступает униженным и оскорбленным, порой даже пришибленным.
Образ Насреддииа, как и всех его типологических собратьев, про­
тиворечив. Он вовсе не является сусальным положительным ге­
роем— напротив, в некоторых рассказах он выступает жестоким,
несправедливым и жадным, как, например, когда он вымогает у
крестьян плату, пользуясь их невежеством, или когда он заставляет
нищего подняться на второй этаж, чтобы там отказать ему в по­
даянии. Таких случаев в рассказах о Насреддине довольно много.
Однако значительно больше эпизодов, в которых Насреддин вы­
ступает защитником униженных. И эта противоречивость объяс­
няется не только тем, что рассказы о Насреддине возникли в раз­
личных социальных слоях, но и прежде всего самой природой ли­
тературного образа Насреддииа.
Поведение Насреддииа не обусловлено сюжетной ситуацией,
его поведению, казалось бы, чужд здравый смысл. Основная черта
Насреддина как литературного героя —это выходить из любой
ситуации победителем. Правда, победа эта чисто условная, так как
он может быть обманут, обворован, Избит, унижен, он постоянно
страдает от тирании жены, над ним издеваются приятели. И Тем
не менее в этом конфликте Насреддин берет верх над своими про­
тивниками, он побеждает словом. Насреддин так виртуозно вла­
деет словом, что нейтрализует любое свое поражение, любую не­
удачу и повергает в замешательство любого противника.
Другое оружие Насреддина — притворная глупость, показное
невежество. Он вовсе не глуп, весьма образован и начитан, но
6

притворяется. Когда он не может ответить на несуразный вопрос,
он так и признается: «не знаю». На вопрос же, почему он тогда
берется читать проповедь, Насреддии отвечает, что на минбар воз­
несли его знания, а если бы он поднялся на высоту своего неве­
жества, то оказался бы на небесах.
Порой читатель находится в большом сомнении, так как труд­
но определить, то ли Насреддии изображает дурачка, то ли на са­
мом деле он такой темный и невежественный. Вспомним его «науч­
ный» диспут со странствующим мудрецом. Насреддии с честью от­
вечает на все замысловатые вопросы философа, но, когда его про­
сят растолковать значение жестов и знаков, при помощи которых
они переговаривались, Насреддии несет такое, что не знаешь, то
ли он шутит, то ли произошло случайное совпадение. В втом не­
доумении читателя, его изумлении как раз и заключен эстетический
эффект рассказа.
Читатель найдет в сборнике много интересных и заниматель­
ных историй о человеке, который не пасовал перед трудностями, не
лез за словом в карман и всегда умел постоять за себя.
Основой для перевода послужил сборник, изданный М. Рамазани («Молла Насреддии», Гердаваранде М. Рамаэани, Тегеран,
1955).
//. Османов

^мтыштмяттэ
Проповедь

Насреддина

Однажды молла Насреддин взобрался на минбар * и
обратился к верующим с такими словами:
— Добрые люди, знаете ли вы, о чем я буду гово­
рить?
— Нет,— ответили слушатели,— не знаем.
Насреддин, разгневанный, сошел с минбара и вос­
кликнул: