Майкл Джексон и искусство будущего [Анжела Бакурова] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

спряталась под столом,

Он видел, что она беззащитна.

Она бросилась в спальню,

Она была сбита с ног, это была ее погибель…

(Michael Jackson "Smooth Criminal")

Официальным клипом на песню "Smooth Criminal" является фрагмент художественного фильма "Moonwalker". По сюжету фильма Ангел-Хранитель, которого играет Майкл Джексон, посещает гангстерский клуб тридцатых годов. Ангел ищет друзей и врагов, он вглядывается в человеческие души, мгновенно видя даже то, что скрыто от них самих. С помощью хореографии, создаётся впечатление, что его герой словно соткан из света, что у него есть крылья, что он умеет летать. Этот герой — из другой Вселенной. Майкл Джексон создал образ невероятно реальный образ Ангела, живущего среди людей.

В концертом номере снова происходит волшебство превращения: мы видим того же Ангела, которого видели в клипе. Он расследует преступление, о котором идет речь в песне. И здесь возникает новый образ, новый герой, словно его создал сам Ангел Хранитель. И этот герой Майкла Джексона живет в нашем культурном сознании отдельной жизнью.

Совершено нападение на девушку. Девушка, судя по сюжету, — умерла. Но Майкл Джексон продолжает говорить с ней.

Энни, ты в порядке,

Так, Энни, ты в порядке?

Ты в порядке, Энни?

Если девушка умерла, но лирический герой продолжат обращаться к ней, значит — она услышит его? Может быть, Ангел-Хранитель продолжает говорить с человеческой душой после смерти? Значит, речь идет о бессмертии? А что, если преступление, о котором мы слышим в песне — иного порядка? Может быть кто-то совершил нападение на безнадежно и смертельно влюбленную душу, которая так и не смогла укрыться за своим простым и уютным миром?

И снова Майкл Джексон говорит о том, что вопрос любви может быть вопросом жизни и смерти.

Шедевр "Smooth Criminai", безусловно, является одним из главных символов Американской культуры.

Песня "Al Capone" звучит для нас продолжением легендарного хита.

Голос лирического героя "Smooth Criminal" узнаваем, мы с первой строчки понимаем, что это — тот же герой, который говорил с Энни.

Почему ты позволил ему уcкользнуть?

Растерянно глядя на меня, что можешь сказать?

Он ведёт себя со мной нагло и хладнокровно.

Кричит на меня, затем отталкивает тебя.

Ей нужно было выследить его, пока он был внутри.

А сейчас моя задача — взять реванш.

Песня начинается так, словно мы, проходя мимо чьего-то кабинета, случайно услышали чужой разговор.

Майкл Джексон нередко использует этот прием — он помещает фразу из диалога отдельно от контекста, словно разговор начался раньше и слушатель вовлечен в предмет беседы, спора, рассказа. Так создаётся целый мир ассоциаций.

Я должен был предупредить её…

Никто и никогда не говорил ей о нас.

Бездействовать больше нельзя.

Никто не должен пострадать вот так же.

Мы вовлечены в разговор, и чем далее он продолжается, тем сильнее слушателю кажется, что герои разыскивают не знаменитого гангстера, о котором идет речь в песне, а именно его, слушателя, притаившегося за дверью.

Словно Ангелы-Хранители разыскивают тех, кто ускользают от своих лучших качеств, от призвания и таланта, от настоящей любви.

Нам и сегодня кажется, что если приехать в Америку, то непременно найдешь где-нибудь афишу с названием "Smooth Сriminal', что герои этих песен продолжают где-то свою работу, продолжают защищать людей и вести их к свету, что их и сейчас можно встретить на таинственных улицах американских городов.

Песня "Dangerous" — еще один легендарный шедевр Майкла Джексона, незаменимый в жизни его зрителей.

Как только она вошла,

Я сразу понял,

Что было нечто особенное

В этой девушке.

Её волосы, ее лицо, её линии,

Божественность в движении…

Когда она шла через зал,

Я мог чувствовать ауру

Её присутствия.

Все оборачивались ей вслед,

Испытывая страсть и вожделение.

Эта девушка была так убедительна,

Но я не мог ей доверять…

Эта девушка была плохой,

Эта девушка была опасной.

(Michael Jackson "Dangerous")

Концертный номер "Dangerous" — словно отдельный художественный фильм. Снова, как и в "Билли Джин", звучит тема выбора между истинной любовью и корыстью. Майкл Джексон создаёт образ немолодого успешного человека, вероятно, — бизнесмена, добившегося в жизни настоящих достижений. Но мы чувствуем, что это снова — Ангел-Хранитель, оберегающий нас от неверных решений в жизни.

Ещё один поэтический прием, который Майкл Джексон использует иногда в своих песнях — нагнетание подчёркнуто простых слов и понятий, в поисках того, о чем в действительности мечтают люди, ищущие смысл жизни.

В качестве примера можно привести фрагмент песни "You Are My Life"

Ты — как солнце,

Ты заставляешь меня сиять.

Нет, ты — как звезды,

Что мерцают в ночи.

Ты — как Луна,

Что пылает в моем сердце.

Ты — мой день в ночи.

Ты для меня целый мир,

Ты — моя жизнь.

Солнце — светит, звезды — мерцают, — перечисление звучит подчеркнуто-схематично. Это — слова,