Майский жук [Павел Корчагов] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Павел Корчагов Майский жук

Писать не мог, но писать мог, не мог он не писать.

Бродячий философ-ритор


Коллегам по перу посвящается.


Вот же раньше писали! Пером и чернилами по бумаге. Страницу за страницей. Все от руки и так целые романы. Многие сотни страниц! Черновики переписывали начисто. Вот же были люди!

Современный писатель, знай себе, стучит по клавиатуре с огромной скоростью, и то ленится: нет вдохновения у него видите ли! Зачастую такой писатель в последний раз от руки писал что-то более менее удобоваримое еще в школе. С тех пор ничего длиннее своего адреса, да кем выдан паспорт в почтовом бланке. Писатель! Но я же не их этих, то есть не из тех. Я — классический русский писатель, возродитель русской изящной словесности как-никак. А в этом деле без пера и чернил никак не обойтись. Закравшиеся хитрые мысли о шариковой ручке были мною решительно отвергнуты как малодушие и вот я уже иду в канцелярский магазин. Там с видом знатока, с писательским апломбом, выбираю перьевую ручку, покупаю чернила и непременно отдельную чернильницу. С греющим душу чувством, что русская литература уже возрождена как минимум на наполовину и её триумф не за горами, я возвращаюсь домой.

Не откладывая в дальний ящик, я, с подъемом душевных чувств, тут же принимаюсь за дело. Быстро решаю, что великий русский роман, пожалуй, напишу как-нибудь в другой раз, а сейчас довольно будет и небольшого рассказа. Сначала нужно приноровиться к новому инструменту, вы же понимаете.

Перо, скрипя и царапая бумагу, начало выводить первые буквы. По началу выходило черте что: половина слова жирным шрифтом с размытыми буквами, другая тонкой и в конце концов исчезающей линией. Посередине листа незамедлительно была поставлена клякса. Дело спорилось. Главное, что у меня была идея, передо мной — чистый лист, а в руках перо. Более ничего мне не требовалось. Все остальное от лукавого! Даже читатели.

Погода стояла чудеснейшая: теплая солнечная весна, какой давно не бывало в наших краях. Я открыл окно в ожидании, что весёлый ветер разметает все на столе, но нет, ветра не было и приятная весенняя свежесть робко начало заполнять комнату.

Спустя энное количество времени рассказ был готов и я посередине плотного листа бумаги, каллиграфическим шрифтом, вернее шрифтом, который я считал каллиграфическим, вывел его Название «МЕЧТЫ» и ниже шрифтом поменьше слово «Рассказ». Я было довольно откинулся на спинку стула как вдруг в комнату с громким жужжанием влетело нечто. Оно вальяжно подлетело к столу и нераздумывая плюхнулось прямо в чернильницу. Гостя я узнал мгновенно: растопырив крылья и активно размахивая во все стороны лапками, огромный майский жук отчаянно греб к краю чернильницы. Вот он уже пытается зацепиться за бортик, но раз за разом плашмя падает обратно в чернила. Я великодушно подталкиваю его кончиком пера под пигидий, он благополучно переваливается через бортик и шлепается прямиком на титульный лист, ставя жирную кляксу. «Вот же ш ты засранец!» думаю я, «excusez-moi, monsieur, je suis ivre» [1] словно отвечает мне жук, складывая лапки.

Ничего не поделаешь, титульный лист нужно переделывать. Но чувство досады быстро проходит, и я с интересом наблюдаю за дальнейшими действиями моего незваного гостя. Жук ползет по диагонали, оставляя за собой толстую линию с отпечатками лапок по краям, пересекает название рассказа и останавливается на краю листа. Расправляет крылья и, разбрызгивая остатки чернил во все стороны, тяжело отрывается от стола и, покачиваясь из стороны в сторону, вылетает прочь из комнаты. Я остаюсь с перечеркнутыми “Мечтами” в тишине.

Какое-то время я смотрю на титульный лист и мне начинает казаться, что в этом даже что-то есть. Что-то глубокомысленное, грустное и вместе с этим оригинальное. Я делаю фотографию и с кратким описанием произошедшего отправляю своему приятелю. Мне думается, что он сможет прочувствовать и оценить комический драматизм сего действа. Приятель ставит смеющуюся эмоцию со слезами из глаз и высказывает неожиданную мысль. Он пишет: "у меня знакомые скоро организовывают аукцион по продаже современного искусства, вот контакт, свяжись с ними, может они выставят твой титульный лист”. Мне кажется эта идея абсурдной, но что я теряю? Я связываюсь с организатором аукциона и договариваюсь о встрече в одном из кафе в центре нашего городка.

Аккуратный молодой человек в очках в позолоченной оправе и ярко желтым платком в кармане клетчатого пиджака, долго крутит в руках титульный лист моего рассказа. Затем достает увеличительное стекло и, сдвинув очки на лоб, скрупулёзно всматривается в детали, почти вплотную нависая над листом.

— это шедевр, — в итоге заключает он — непременно выставим. Может даже быть одним из первых лотов.

Что? — изумился я, — шедевр?

— Безусловно.

— У меня еще рассказ есть, я принес его с собой, — сказал я, доставая из папки листы, — может быть вы можете и его выставить на аукцион?

— Нет, нет, нет — быстро проговорил молодой человек, даже не взглянув на мои листы — дело в том, что жук выразился целостно, лаконично, перед нами мощный арт объект. Рассказ тут абсолютно лишний.

— у меня тоже целостный арт объект! — возразил я, — литературное произведение! Уверен, оно хорошо написано! Оно, если хотите знать, душеспасительное!

— Вы уж извините, но это неформат. Это вы там у себя как-нибудь, в вашем писательском междусобойчике размещайте в самиздатах, душеспасительное. Аукцион современного искусства — это совершенно другое.

— Сколько это может стоить?

— Думаю мы выставим за пять тысяч, продадим может за двадцать — тридцать.

— Что? Тридцать тысяч рублей за мазню жука? Вы в своем уме? — вскрикнул я.

— Вероятно, это может стоить даже больше. Начальная стоимость лота будет завесить от оценки, которую проведут эксперты нашего Дома, а уж финальную стоимость никто предсказать не может. Наша страна богата ценителями подлинного искусства! К слову, — продолжил молодой человек — услуги нашего Дома стоят двадцать процентов от итоговой цены лота. Выставляем?

— Двадцать процентов — это чистой воды грабеж! — было вырвалось у меня, но тут же опомнился и прокричал, — Выставляем!

Мы пожали друг другу руки, и я передал ему лист с арт объектом.

В день аукциона небольшой зал был заполнен полностью.

Аукционист в костюме и белой рубашке с бабочкой представлял каждый лот. Лот жука шел третьим.

«Уважаемые дамы и господа, третий лот — это не просто лист бумаги, а настоящее произведение искусства, которое способно перевернуть ваши представления о том, что может стать объектом коллекционирования! Перед вами титульный лист рассказа "Мечты" одного современного, пока не очень известного, но перспективного автора, но не в авторе дело! Дело абсолютно и не в рассказе! Дело в необычной истории создания титульного листа этого произведения. Акт творчества человека претерпел вмешательство природы: ворвавшийся в творческую мастерскую майский жук, искусно использовав чернила, оставил на листе кляксы и эту неповторимую изящную линию, полную символизма! Линия пересекает название рассказа, тем самым словно перечеркивая, не побоюсь этого слова, мечты! Мечты человека, мечты автора, наши с вами мечты! Природа словно напоминает нам, что всегда готова распорядиться по-своему. Наши чаяния, мысли, чувства целиком в ведении ее величества природы! Дамы и господа, мы находимся здесь не столько ради того, чтобы продать лот, мы находимся здесь для того, чтобы передать вам частицу мистики природы, заключенную в этом листе бумаги! Кто из вас готов принять вызов природы, заявить о себе, приобрести этот уникальный лот и войти в историю коллекционирования? Ставки, пожалуйста!

Я был убежден, что лот не вызовет особого интереса и большой удачей будет продать его за стартовую цену в пять тысяч рублей, но первой же ставкой цена выросла до десяти и быстро перешагнула отметку в тридцать тысяч. В итоге цена остановилась на пятидесяти семи тысячах рублей.

Продано! — прокричал аукционист и изящно стукнул деревянным молоточком.

В этот же день мне написал молодой человек, с которым мы встречались в кафе. Сказал, что столь успешный аукцион моего лота был удивителен даже для них, что свои деньги я получу до конца недели. Закончил же он свое сообщение так: «если будут ещё энтомологические работы, милости просим».

Энтомологические работы значит! Я вам покажу энтомологические работы! Я, на минуточку, — русский писатель, носитель великой миссии возрождения русской литературы! Я не позволю какому-то жуку выбить меня из колеи! Я еще утру ему нос!

Сказать, что меня поразил и задел успех жука — это было ничего не сказать. Мои, значит, рассказы никто и бесплатно не читает, а тут нелепая мазня бестолкового жука ушла за такие деньги, люди наперебой делали ставки! Что же это такое творится в этом мире? Куда мы катимся?

Я с двойным упорством сел писать тот самый животворящий русский роман. Непременно от руки! Непременно пером! Поверхность стола я все же аккуратно умастил чистыми листами бумаги. Ну а что, чем черт не шутит? Жить-то на что-то надо великому русскому писателю.

Вот я очередной раз с надеждой вглядываюсь в настежь распахнутое окно, не пролетит ли кто? Вот уж конец лета, а кроме мух и комаров никого. Однажды в комнату залетела стрекоза и, признаюсь, во мне вспыхнула надежда! Но увы, она быстро улетела восвояси. Скоро осень, за ней зима — мой оптимизм тает с каждым днем.

А не продает ли кто в нашем городе живых, а лучше даже сушеных жуков или каких-нибудь гусениц? — промелькнула порочная мысль. Да нет, я и сам нарисую жизненный путь жука не хуже этого дерзкого усатого выскочки! Я же русский писатель в конце концов, а значит непременно человек многих талантов.


[1] «извините месье, я пьян» фр.