Иван Сусанин [Александр Николаевич Эшенбах] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

А. Н. Эшенбах Иван Сусанин

«В испытаньях долгой кары,

претерпев судеб удары, окрепла Русь».

Подвиг Ивана Сусанина

Кровью исходила русская земля в эпоху так называемого «междуцарствия». Без Царя, как беззащитная вдовица, она была раздираема со всех сторон лихими польскими и казачьими наездниками — шайками Сапеги, Лисовского и атамана Заруцкого, предававшими огню и мечу города и селения, грабившими, и убивавшими мирных жителей. Рознь и несогласия свили себе прочное гнездо на Руси, каждый заботился, как в Удельно-вечевую эпоху, лишь о себе, бояре и дворяне измалодушествовались, перебегая из-за посул и наград то к Тушинскому вору (Лжедимитрию II), то к властолюбивому и хитрому фанатику — польскому королю Сигизмунду, ратуя за его сына, королевича Владислава, то вновь возвращаясь на службу к Василию Шуйскому. Недаром мать юного Михаила Феодоровича Романова Марфа Ивановна заклеймила это малодушие и измену бояр в своем знаменитом ответе депутации земского выборного собора, предложившего корону и власть в Московском государстве Михаилу Феодоровичу Романову.

Тяжело в то время жилось русскому крестьянину: каждую минуту он мог ожидать к себе непрошенных гостей, подобно коршунам налетавших на селения, осквернявших святыни — церкви и храмы православные, обдиравших дорогие золотые и серебряные оклады с икон, безумно и дерзко рубивших иконостасы, грабивших жалкое имущество крестьянина — святой хлебушек, деньги, скотинку, насиловавших жен и детей, всячески позоривших и убивавших население. Не оставляли в покое и без внимания жадные до наживы и жестокие поляки и казаки и богатые боярския вотчины и монастыри: расхищали боярское и монастырское добро, жгли усадьбы да предавали лютым пыткам и казням мужественных бояр и монахов. Все почти столбовые и проселочные дороги около Москвы «заколодили» разбойники из буйных шляхтичей да голи казацкой и русских удалых повольных молодцов, что так охочи всегда поживиться на счет бедного и голодного брата. Стоном стонала святорусская земля; правда, казалось, скрылась в глубокия небеса; перевелись русские витязи и богатыри, «палицею булатною в 300 пуд» оберегавшие русскую землю, наводившие ужас на злых печенегов, половцев и татар, заливавшие кровью берега Византийского царства, славно побеждавшие и чудь белоглазую и варягов-латников; казалось, все они уснули навсегда в глубоких могилах, и не раздастся более их мощный богатырский клич, призывающий поселян перековать свои плуги и серпы в мечи, палицы и боевые секиры. Но на самом деле не исчезли, не замерли навсегда могучия народные силы, не перевелись русские богатыри-«храборы» на русской земле, что той ли великий крестьянин-богатырь Илья Муромец, да славный боярин Добрыня Никитич, да могучий, хитрый, умный сын священника ростовского Алеша Попович; не дали они в лице лучших сынов России погибнуть дорогой нашей родине: Скопин-Шуйский, Голицын, Романовы, патриарх Гермоген, митрополит Филарет, Прокопий и Захар Ляпуновы, Пожарский, Минин, Сусанин и весь великий и сильный русский народ от мала до велика — вот великия и славные имена этих богатырей духа. Блестящия победы народного героя — 23-летнего Скопина-Шуйского над поляками, к великому огорчению, погибшего в ранних годах, не успевши расцвесть, от яда, якобы поднесенного на крестинах у кн. Воротынского рукою завистников Шуйских — Василия и его родственников, завидовавших Скопину и боявшихся его славы; геройская 16-ти-месячная защита от поляков почти с голыми руками беззащитных иноков Троице-Сергиевской Лавры во главе с Иосафом, Дионисием, Авраамием Палицыным; мужественная энергия и деятельность великого страдальца и печальника русской земли, громившего в своих огненных грамотах и Тушинского вора и особенно коварного польского короля Сигизмунда III, уже в воображении предвкушавшего сладость присоединения к Польше великого Московского государства и мысленно примерявшего тяжелую Московскую корону на свою польскую голову…

Но погиб внезапною смертью Тушинский вор и обманщик Лжедимитрий II, убитый на охоте крещеным татарином Урусом, загудели трубы и призывный клич рязанского ополчения служилых людей под начальством рязанского воеводы Прокопия Ляпунова, откликнувшагося на страстный призыв патриарха Гермогена — защитить Москву и освободить ее от поляков. Зашумели знамена одновременно и в Нижнем-Новгороде и Ярославле. Стройными рядами, напутствуемое благословением в грамотах «великого старца», замученного поляками, двинулось I-ое земское ополчение к Москве, терзаемой в то время буйными поляками под начальством хитрого и жестокого Гонсевского. Всполошились, заволновались поляки, предчувствуя свою скорую неизбежную гибель от идущих на выручку к Москве русских ратников. Но несогласие между вождями ополчения и предводителями казаков, желавшими каждый непременно первенствовать и властвовать, а не подчиняться старшему, интриги