Четыре года времени [Мария Семеновна Галина] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Мария Галина Четыре года времени

Он говорит ты всё молчишь и молчишь


Он говорит ты всё молчишь и молчишь
Обед не готов бельё не развешано не убран дом
Развеселись - гляди мальчиш-кибальчиш
Скачет под окном
Как вырос за лето соседский пацан Артём
И мать на скамейке гордится своим дитём
Она говорит: звезда у него во лбу
Будённовка островерха горит в огне
Он исполин он дует в свою трубу
На бледном коне
И взор его режет острей ножа
На уровне третьего этажа
Он говорит: семейный создать уют
Не так-то сложно какие-то пять минут
И кофе готов гляди за окном клюют
Рябину дрозды не сеют они не жнут
Нарежем хлеб на двоих разольём вино
А птицам крошки высыплем за окно
Она говорит: по сигналу что он трубит
Из океана выползет трилобит
Те чёрные птицы слетелись из-под земли
Им капли крови рябиной лежат в пыли
Они клюют во тьме и при свете дня
Не прикасайся не трогай больше меня
Не обнимай меня не целуй меня
Мне стыдно всадника страшно его коня
Он говорит: вольны мы и ту и ту
Реальность видеть в посмертном своём быту
Предпочитаю разум и красоту
Тем более кофе выкипел на плиту
Ты бы протёрла её, а то пригорит и тогда уж совсем не отскребёшь...
Гляди, жена:
Воздвигся град, из лазурита его стена,
Что нам с того, что ни солнце и ни луна
Городу этому более не нужны?
Свет его в Славе, народы все спасены.

ЛЕТО ЛЕТО 

Этот цикл был начат в 2013 году в Одессе, в июле, когда лето взбирается на верхушку годового холма и там дрожит, замирает, точно шар, которому предстоит скатиться вниз, но пока что можно дрожать и покачиваться в золотом, зелёном стоячем воздухе, в неподвижных пятнах света и тени, очень чётко очерченных, с почти ощутимыми физически границами, как бывает на юге. В полуразрушенном корпусе советского санатория, заросшего дичками акации и сухой травой, мы снимали комнату, выходящую на море, ходили пить кофе в крохотную палатку, которую тут же держала большая и безалаберная семья из Молдавии, спускались к морю по щерблёной лестнице, поднимались от моря по щерблёной лестнице, в ощущении полного покоя и довольства. И вдруг у меня возникло совершенно отчётливое ощущение, что мы присутствуем при конце прежнего мира. Такого уже не будет. Никогда.

Так что я начала писать цикл в предположении, что он фиксирует какие-то фрагменты разрушенного мира, непонятные для тех. кто пришёл после, включая имена и топонимы — что такое, например, Улица Красных Зорь? Почему красных? Последствия какой тотальной катастрофы отражены в этом архаичном названии? Что изображено на вот этой фреске? Что это за человек в странном головном уборе? И так далее... В частности, для этого цикла было написано стихотворение:


Не забудьте также оглядеть мозаику в школе

на уцелевшей части стены,

где всё, что мы проходили в школе

ещё до войны...


Из какого-то суеверия, из-за ощущения, что накличу беду, я это стихотворение вынесла из цикла и нигде никогда не обнародовала. Теперь, конечно, жалею, косвенно это послужило бы доказательством того, что люди способны в известных условиях провидеть будущее, в особенности если это будущее касается неких тектонических подвижек истории. Но теперь уже нужны другие слова или другие действия.

 1. Улица Красных Зорь

Улица Красных Зорь
На углу с переулком Магнитных бурь
Где открывается выход
К молчаливому тяжёлому морю
Здесь как встарь
Зацветает миндаль
Вечерами мутно моргает одинокий печальный фонарь
Кастелянша Лариса
В доме отдыха имени Инженера Лося
Жалуется на то, что жизнь не удалася
Складывает в стопки простыни и одеяла
Пересчитывает, ошибается, начинает сначала,
На одной из простынь застиранные кровавые пятна
Это неприятно. 

 2. Вот идёт серебристый лох

Вот идёт серебристый лох,
Он прекрасен, пока не сдох,
Он у