Том 2. Состояние института семьи и брака в эпоху Средневековья и Возрождения [Анатолий Викторович Осницкий] (pdf) читать онлайн
Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
11�
Анатолий Осницкий
ИСТОРИЯ
СЕМЬИ И БРАКА
Опыт исследования состояния
ИСТОРИЯ
СЕМЬИ И БРАКА
Том 2
института семьи в историческом
Состояние института семьи и брака
и современном аспектах
в эпоху Средневековья и Возрождения
С;�нкr-Пеrербурr
РЕНОМЕ
2020
yДl(li'J
ББКSIЯ
О·О
ратор
Художн11к·иллюст
Посвящается л111.Лым сJал1ам,
ЕАtнаКрuwнко
л1ечтающил1 о личной шзависимости,
самостоятельности и автономности
0.75
Ос:ннцкмii, А. В.
ния состояния
ИrториJ семьи и брака. Опыт исследова
м аспектах /
инrтитут.t семьи в историческом и современно
Осницкин -Т. 2: Состояние инсrитуrа семьи и брака
Акато11ин
в эпоху Средневековья и Возрождения. - СПб. : •Реноме•,
2020.-44Sc. ·ил.
ISBN978·5-0012S·268-9(т. Z)
ISBN978-5·6041Ш·0-5
КНнп. k.l.Jt.IHJlдl nс11ХОJ1оrическнх н.tух А. В. Осниц.коrо nосв.1щен.t
.tн�мзусостоsнм.t мrАU1н11ностнwх отношений и развитию института
ctмws м бpu.i. вСрtАНие ttкa и в эпоху �н�санса. В неИ рассм.tт ри·
IUJТCI npofuieм.w АНИ1м.нкн
формироыни.t супружеских отношении,
1ОСnнтUtu1етеК,форм.w Аобр1чнwх н анебр1чных сая�и.
Ищнне lАрtеоыно ncиxonor.iм, исrориuм. этноrраф.tм, а также
wмроr.омуr.руrучит.tте,,еи
УДКШ
ББК88.S2
О�ннчение по
аозрасту lB+
ISBNnн.6041
351.0.5
ISIN 97J.SOOtzs.щ.9
(т. 2)
С1 А . В. Осницкнй, 2020
С1 Е. А . Крикленко, иппюсrрщии, 2020
еориrинц-м.tк". ООО •Ре номе•, 2020
лнатолш� осницкоrо темы исторического
ПоднJ1тЫе в �ни�е 6 ачных отношений в Средние века и в
эвнтия сем еиных 11 0 Ража.ют своей актуальностью. История
И п �
оху возрожцеН JI
ью, как и прежде, пытаются загнать
од�: емц��
повторяетс.1, и сеrтве
ых ркул яров и догматов це�ковно rо
арс
у
8 рамки r ое д
е п едnринятое автором, с яснои опреде
апИJ1НИJI· Исследов:� � :тatote попытки внешнего реrулирова
т
оказыв
ь
с
енно
��телъских отношений до добра не доводят.
п
т юп
н t супружес�111:::::й криз��с института семьи и брака 11меет
н
Современн
ыи
свою давнюю исто����� широкий спектр добрачных и брачных
ре с
е
п д : лю ей 8 те далекие времена. Рассмотрены раз
В кн 11 rнош
е всту_п ление
взичаимоо
т
е ас ек�:·��ме:ных отношений, включающи
ны б пов ои_ уклад жизни традиции воспитания детеи, реак
лв брак
, ыт ы и ф ормы раз�одов. Автор, используя обширный
ии на кризис
�ноrрафичесю!il материал, правдиво, без цензурных прикрас
показывает об ычаи и нравы людей в различных этнокультурах.
Прочитав этот труд, я ясно осознал всю мифологи�ность своих
режних представлений о жизни и отношениях людеи в прошлые
премена.
в
Алексей Росляков, психолог
�
В книге широко раскрываются особенности семейных взаи·
моотношений в разных культурах эпохи Средневековья и вре
мени Ренессанса. Особое внимание уделяется динамике влияния
церковнwх традиций и социально-политических обстоятельств
на семейнwе ценности и структуру отношений. Книга позво·
JIКJta мне лучше разобраться в мотивации некоторых поступков
н убеждений nюдей, дi
и своих тоже.
Хочу в ыразить свою блцодарность Анатолию Викторовичу и за
его кнн rу, и Зil. помощь,
ок f
• СемеИные отноw
еннJ1 эпохи
Средневековья• З.1111
;цн()н Е.ром
если он будет в состоянии
, собрав довольно се:реб
р.�, внест 3il.
себя п11ату господину; а муж,
хотя бы имел жену несно
снеи
из всех, обязан переносить
рабство и никак не
может н
освобождения от него и выход
.а из этого подчинения
.1. При этом
богос лов никак не отрицает
ценности брак.�: •Бр.�к
есть добро
потом у что сохраняет мужа
в целомудрии и не: доnуск
.�е:т погиб�
нуть уклоняющемуся в прелю
бодеяние. Посему не охужла
и бpn.i·.
он прино сит большую поnьзу,
не дозво11яя членам Христо
вым
сделаться членами блудницы,
не попуск.а.я святому храму
быть
оскверненным и нечистым.
Он есть добро, потому что укрепля
ет
и исправляет готового пасть.... Брак
дан ДJIЯ деторождения. а еще
более для погашения естественного пламени"
•.
Таким образом, семейные отношен
ия с точки зрения хри
стианства были призваны регулировать
внутренние JtУШевные
состояния людей и их доброе и праведное поведение.
Несмотря
на то, что брак высоко ценился церковью, осуждение
р.�зводов
и
=
в реальной жизни не было очень строгим и грех этот относи.1с.а
к числу простите11ьных. Правда, распростраЮ1Лась подобн.�.я снис
ходительность только на мужчин. Так, например, выдающийся
богослов Василий Великий утверждал, что: •от неверного муж.а
не повелено разлучаться жене, а пребывать с ним, по неизвест
ности, что последует. "Что бо веси, жено, аще мужа спасеши?8
(1 Кор. 7: 16) . .. . жена, оставившая своего мужа, есть преnюбодеи
M}')ll.]'. а муж оставленныи д оин
С:СТ
ца, если перешла к другому
снисхождения, и сожительствующая с ним не осуждается"
.
Поскольку христианская доктрина призн.�аала одни:м из глав
е:
ных оправданий се ксуальных отношен11й а брах проюводство
потомства, церковь резко осуждала аборты, де:тоуб1tйство и лю
бые виды контрацепцни. •Uерковь не только защ11щала уrробные
1 Иоанн Златоус т.
kH.l.M.•
/f ПOJIHOC' roбpJHHC' тю�ниН: 1 12 т. Т. 1.
1991.C.318-319.
1
Первое 11:.111юннчtское 11осп.11нне Aa&t-·
; ���;,:acC:� ·;�:;,J11tJ1 вепнкоrо.
�
похию 1!кон11iiскому Пр. 9 /1 Пр.11внп.а Cuтwx Anocronot и �tнс::
pr.11
.",.,
.
k;Nikodim_M
ka.rworechш
https:/lazby
о
с топх ван1tJ1м11. URL:
ю�о
.11postolov-i-vselenskih-s0Ьorov-s-rolkovaш1.i1111 (Д�т.11 о6р�щtн н� . 2В.01
Kнiir.t 0 девстве
11
•
U
Aн11m••1rtil 001uцки
• l!CTOPl!Я
СЕМ Ы!
11
БРАКА
на произвол судьбы,
11 оставления
ев от абортов
плоды 11 мпаде
щен 11я. Она осуждала прак
1l от дурного обра
те
д
дал
внимание верующих
но и ограЖ
_
и обращала
етеи в абство
Р
11 любящих родителей юного
т11ку продаж11 д
добрых
,
бенка . · · Роди
на б бпе11 :
Христа-ре
и
:
1
х младенцев
11
Саму11nа, д
была существеннои частью
• любовь
ужеская
10
�льск.u, как 11 супр
я
церковноrо вероуч 1 · �
одимость брака, святой апо,.....ен ую необх
Прю нав.u выи,
я
любвн и полагал, что семь
вал к супружеской
стол Павел прюы
к ефесянам он отм:
зу церк ви. В Посл ании
должна ж�tть по обра
нуи
,
пови
Жены
ем.
руг другу в страхе Божи
чал: • . . . пов��нуясьд
есть глава жены ,
Господу, потому что муж
тесь своим мужьям, как
тела. Но как
11, 11 Он же Спаситель
как и Христос глава Церкв
м во всем.
, так и жены своим мужья
Церковь повинуется Хр11сту
церков ь . . .
ил
возлюб
с
Христо
и
Мужья, любите своих жен, как
к а к самого себя; а жена
Так каждь1il и з вас д а любит свою жену,
То, что апостол ничего не
да боится своего мужа» (Еф. 5: 21-33) .
«Плодитес ь и раз
говорил о детях, как бы игнорируя заповедь
в то время
множайтесь•, объясняется тем, что первые христиане
Страшно
жили в ожидании скорого пришествия ИисусаХриста,
го суда и конца света. Поскольку эти события должны были вот
:�
�� : ��:�:�::
:�
вот наступить, рождение детей и сами сексуальные отношения
становились бессмысленными. Иоанн Златоуст в IV веке уверял,
что у христиан не должно быть потребности в продолжении рода:
•Когда еще не было надежды на воскресение, но господствовала
Часть I • Семенные о-rношения зnохи
CpeДt1e�1COlbll
1
З;11пцнон Uponc
Целью и смыслом жизни человека были
проаозrлашены личное
спасение души и борьба с грехом. Конечно, одним нз фу�r.tен�
тальных источников греховности рода человеческоrо признава
лась сексуальность, которая оказь1вала мощнеИшее влияние на
�
жизнь людеи и состояние их семейных отношении
Еще в 1 веке Плин й Младший активно выстуn за обуздание
�
сексуальных страстен и утверждал, что половые отношения да..ме
в браке мoryr быть оправданы, если происходят исключительно
ен я . Его современник иудейскии философ Филон
ради деторо
� �
Александриискии осуждал плотские страсти му-..кч ин и женщин,
состоящих в браке и попирающих спасительное цело�дрие.
tеСв . Ефрем Сирин в четвертом веке считал, что супру-м.еские пары
�
после крещения должны прекратить всякие сексуальные отноше
ния. Его младший современник Блаженный Августин уrвержда-1.
что безбрачие гораздо желаннее брака, а живший в третьем веке
теолог и один из отцов Восточной церкви Ориген оскопил себя:,
дабы избегнуть плотского греха. Святоf1 Иероним СтридонскиИ
проповедовал идею о том, что: �кто любит свою жену слишком
пылко, совершает прелюбодеяние�-.11.
Подобные взгляды на телесную природу человека, отрицавшие
и подавлявшие естественную сексуальность, вполне могли исхо
ь
дить от невозможности церкви осуществлять тотальный контроп
проще
над чувствами, мыслями и отношениями людей. Гораздо
очередь. должны
было прибегнуть к запретам, которые, в первую
духовенств.а.
были быть наложены на сексуальные отношени.я
смерть и умиравшие думали, что после здешней жизн�1 они по
гибают, тогда Бог давал утешение в детях. . . Когда же, наконец,
воскресение стало при дверях и нет никакого страха смерти, но
мы идем к другой жизни, лучшей, нежели настоящая то и забота
'
о том сделалась излишнею. . . •н.
Жизнь людей, согласно церковной доктрине,
была нацелена
на ожидание грядущего Страшного
суда и на подготовку к нему.
"
У тверждение ц ели бата
времен первохр11стиан, избира
Первон ачально, начина.я с
_
отл11ча.лось от других люден
емое общ11намн священство мало
имели
все был11 женаты и
в вопросах брака. Как прав11ло, они
:
ла Павла о преимуществ.u
детей. Однако, следуя учен11ю апосто
а
Цнт. по: Бa..i1>.-...:ijl(.-i. Любо1ь
и stx 1Срrдннr К"-'
М. Z012. С. ЭО
"
СЕМЬИ 11 БРАКА
• \1СТО Р11Я
Aнam11111il Осн11цк1111
тила священникам
уже в lll веке запре
целомудрш� , церковь
n
л возможным рукоположе 11 этом счита а
а но
в
вступа
��н . Таким образом, значительная часть
ж а ых м жч
1е �
ым11 людьми и жили со своим и
н елей церкви был11 семейн
�
в явное противоречие с учениям и
м11 и детьми, что вход11ло
ж
П реодо
содержании сексуаль ности.
отцов церкви о rреховном
посвящены решения мно ги
�
лен11ю этоrо прот11вореч11я был11
собор 306 rода в испанскои
церковных соборов. Так, Поместный
как женатые,
Эльв�tре постанов11л, что священники и епископы,
:: 6:н � :
; �
:Н:
щ
так и неженатые, должны воздерживаться от сексуального об е
нш� с женщ�шами. В церкви начались яростные споры и броже
ние умов по данному вопросу. В результате Вселенский Никей
ский собор 325 rода в составе
318
епископов отменил эльвирски е
решения об обязательном целомудрии священства.
Целибат остался делом желательным, но суrубо добровольным.
Однако боrословсю1е споры вокруr этой проблемы не утихали.
Защитники безбрачия в Западной церкви, ссылаясь н а 1-е По
слание апостола Павла к коринфянам, объявляли сексуальность
rрехом, а брак - вынужденной уступкой человеческой слабости:
• .. .хорошо человеку не касаться женщины
. . . . Но если не моrут
воздержаться, пусть вступают в брак; ибо
лучше вступить в брак,
нежели разжиrаться• (1 Кор. 7: 1,9). Соответс
твенно, священнослу
жители, призванные на борьбу
с rрехом, должны воздерж11ваться
от сексуv�ьных отношений
и не вступать в брак. Святы от ы
е
ц
Восточной церкви не поддер
живали идею целибата
и опира л ись
в данном вопросе на Послан
ие апостола Павла к
Титу, в котором
было ясно з;�фнкснров
ано право епископа
и клир а н а семей ную
жизнь: • . . .если кто
непорочен, муж одно
й жены, детей имеет
н
к;ряемых в распутстве
или непо корн ости. И бо
11
ть непорочен .
" » (Тит. 1 : 6, 7). Противники
цепнбата сыл
и на Божествен
ную мудрость
аеческон n н
творения чело
ыи
елали и ти ротив
епнскоп n ол
нее. Так, например,
п
�
�
аи с
Синесии в нач
але V века открыто заяв
IU, что не буАет во е
нваться и тем
более разводиться со своей
суnруrой. Сво
ю поз
ю н об яс
ял так
и
: «Бог, закон н священъ н
ц рука Феофнпа д и м
е жену. И тепе
рь я прям о �1 открыто
:_���:� � �
� а:: ��
: �:: ::
: ;
:�
� :
"
Част�. 1
• Семенные отно
шения
эnохн Среднеаеко��я
1 З.1Л.ц
нон El"pOIJt!
перед вс�ми заявляю, что
я не хочу ни раэпу
чаться с нею, ни нит•
с нею танком, как будто
в неnозволнтельн
ои связи_ Первое про
тивн о блаrочестию, второ
е - законам; но я
желаю нмет1�о от нее
мноrо прекрасных детей"
в.
Споры по проблеме
каноническоrо утвер
ждения целибата
продолжалис ь до серед
ины VI века, когда четвер
тыИ Орлеанскии
собор 541 года постановил
, что женатым духов ным
лицам 11 сане
епископа катеrорически
запрещается интимная
близость с их же
нами. Соборное мнени е
церкви сводилось к тому,
что образ жиз
ни высшего духовенства долже
н разительно отпичаться
от обJН»
жизни их паствы. Иерархи,
подобно ангелам небесным.
должны
отречься от половых потребн
остей своеrо тела и пребыв.�
ть в не
прерывном духовно м возраст
ании. По сути, это была приwед
wu
из р имскоrо языческого мировоз
зрения идея об обязательном
целомудрии жрецов, которая, с одной
стороны, породила соци
альный раскол между церковнослужителям
и и их прихожанами,
а с друrой стороны, заложипа основы мноrовеков
ой борьбы с яко
бы rреховной природой человека. Прекрасно
понимая, что эта
борьба с базовыми человеческими потребностями депо
непростое.
тот же собор постановил: при каждом женатом иерархе постоянно
должен находиться клирик, повсюду следующии за ним и ночу
ющий в ero комнате. Введение епископскоrо цепибата застави.10
иерархов либо полностью расставаться со свонми жена.\tи, либо
жить с ю1ми под одной крышей 11 оф11циально воздерживаться
от сексуальных отношений. Та.кое попоженне дел создааа..ло массу
пробпем внутри церкви 11 вне ее, поскольку цепнбатным зюретам
противнлись не только священнослужители, но и их жены
Истор11к раннего Средневековья святой епископ Гриrори�
Турсюtй сообщал в своих трудах, что епископ КЛермонскии
Урбик, подчиняясь решениям Орлеанского собора, свою жену
отправил в монастырь и жнл отдельно от нее. Однако женщину
обуяла тоска
по
мужу, и однажды ночью она отправилась к нему
в еш1скопск11й дворец.
11 Цит. no; Бмотсчr в. в. Леrщин no н.:-rории дрtенеи церк1и
(nетроrр;ад). 1907-1918. т. 111. 1913. с_ 1•5.
1 4 т СП6
JI
PHЯ
ницкий • llCTO
Ан.lrnо.111UОс
СЕМ Ь11
11
БРАКА
Колотя руками и ногами
в запертые двери, она кри
чала: 1 Ес.rщ от уст1 ть ее я вляетсt грt'\.ОМ
"
n 1
е np11 се�, то п о необход11мост11 н.1.А0
порока, а именно: невер11е, често.1юбне и J.Лчносn. к ruOТC1U1м
наслаждениям. Эти-то женщинw и nре;�;аюта ч.ipo;i�u'tl
Последннй из указанных nopo"-01 ос�нно p.1.rnpoc1JШIC•
Поэтому чем более честолюбивые и иные
е-нщикw �
стр.�стью к плотским иаслJ.Ж,1,енн.1.ч �м бtэy.1.er·fl;мt°'t" cuoнrra
они к чароде..11н11.1м:�о2'.
Естественно, что пр11 тoa."Q:it: отношении к RнщннJ.м - u
к гпавным нооtтел1м 11 р.1спр.хтр.�ни�.u." IL,"тc 11 q"(''(Овно·
ст11 - в Европе н.�чалась 3п1t,:te\IНJ: ве;�ь....,ом.t1-1нк Nсно':"ТОСТll
з.ipJ.6oтJ..,H цер анwе- rpнO)H.t.'.w
11
Повею
одерж:11мост11.
�·
11 з.�nы:.11а п11 костры. ссп.�с-.�ющи� �-шн tP'"" ". и одер H'lilWX
ин на
бе-сом ведь.\1. За четы�.� ,п �-vще,,.-тs..:>ЫИНJI ннк•М111
:Ч. " � че .:.-кк По .iau
t...-острах быпо сожже но *-HIW'" &"'-,t"e
f"C"ТXtUIO
artи
•
HЩHHW
i!'
)f..
н
,
.
ющее боnьшннство кз Hlt'( бы
цеr ан с .хо .1.ttном Боrом
11.рJ.снвые ».енщнны.. Яr-.х--тнu сХ-.рьбJ.
• Ш1tfC'1i.'ffJl J/",.,.11""'!'1"• Г. \\�\А"1" КА\.М .\1
• n.,. ,I' с 1.:J
...
n... t' с 1!."
"
NllЦKllU .
,4н11'11о1
обижать барышень, те, в свою очередь, обязаны были еженедель
но проходить медицинское обследование у врача в присутствии
"настоятельницы».
Дозволяя легальную проституцию, светские и церковные
власти, с одной стороны, пытались ограничивать и держать это
греховное явление под своим контролем, имея при этом нема
лый доход. С другой стороны, они старались защитить и укрепить
устои брака и семьи, не допуская в пуб11ичныедома женатых муж
чин и препятствуя совращению невинных девушек.
•
ат
ь
погиб от рую1�мужа с�о�:л;::::� �а::�:�::� � =�в�;с:в"о:
стели со с:о:;n:;:�:�икт JX, восшедший на престол в 1033 году,
знаме:;:с.яти лет от роду. папа Климент V с�1305 по l314 год oт
графинеи Пери гор. Его nри
не с красавицейтариф
�y�rro жил в Ав�тьоввел
ение любых
денежные ы на отпущ
XXII
е�ннк Иоанн
откр�л в Риме множество
xv века паn аСикст IV
грехов. В конце
Ну
доход.
и конеч
ыи
немал
них
от
я
получа
публ��чных домов,
развратом папа
известность пр11обр�л своим
но, наибольшую
nрилюдные
Ватикане
в
Александр VI Борджиа, устраивавшии
ой потенции, для которых приглашались
состязания в сексуальнРима.
лучшие проститутки что с благословения римских понтификов
Следует отметить,
сь легальная проституция.
в Европе широко распространила
Епископы, аббаты, ксёндзы, кюре и падре заводили на своих
они находились, именова
где
Районы,
дома.
землях публичные
лись весьма романтично. В Нюрнберге существовал «Женский
переулок•, во Франкфурте-на-Майю:" - «Женский закоулок11,
Вене были .закоулок девственниц• и «Женская слобода•, в Бер11ине -•Закоулок роз• и так далее. Делалось все это, конечно,
с самыми благочестивыми намерениями и ради благих целей.
•Распутницы», •rу11ящие бабы•, «общие дочери• и прочие в гла
зах общества, конечно, признавались людьми грешными, но
необходимыми для предотвращения еще большей греховности
и защиты чести приличных дам. Их служение эросу строго рег114ментировалось и находилось под контролем городских или
церковных властей. Так, например, всем •свободным дочерям»
::::��:::::прещена работа в первую половину дня и в кану
время в�ех пос�о:�!аздников, а также в страстную пятницу во
ег нз
и контроль над нею приносили
еЛ ;u� щия про�титуции
ким и церковным властям. Архиепископ
�а:�:::0::�: светс
Страсбургский в 1309 году разрешили от
kрывать в своих ecnк:nрхнях
публичные дома, от которых получали
е е
отноwен1.1 �� эпохи Сремекеkо•ы�
,
Брак и создание семьи
сти, а на
Семья в Средние века строилась не на влюбленно11сключи
более надежной экономической основе. воБракимяносил
семенных ин
характер
тельно договорной, условньн1лся,
правило, когда молодые
тересов двух родов заключа другу,какбыл11
еще детьм11. МflНИ
люд�!, предназначенные друг
а для
л для мужчин 14 лет, ьских
мальный брачный возраст составля
сделкой двух родител
женщин 12. по сутн, брак был свойств
ие
За
союза.
енного
ен
семей, взаимной куnлеи-продаж
преподнос1111ись
стороны жею1йхаи •утренн
вестоf1 давалось приданое, а со•перед
а•
р
д;�
его
свадьбо
подарки в в�tде ..-дара невесте
после брачной ночи.
11
-
AнilMDlllir {)(н1щ�uir
•
БРАКА
J1CTOPliЯ СЕМЬИ И
Выдающ�н�ся теолог 11 знаток канонического п рава п
апа
А
11 {IJS9-Ii8l) полагал, �то �аключение б рака долж
лександр 1
но
по краинеи мере, в присутствии
проl!сход��ть в церкви 11ли,
свя
щенника. пытаясь реалюовать свои убеждения на практике,
вскоре обнаруж1tл, что введею1е подобных правил аннулиро вало
во всем христианском мире. Очевид
ю
но,
бы большу часть браков
что брак в средневековой Европе заключался менее церемонным
он
времена люди женились и играли свад
образом . в те
ьбы
соrласно древним, достаточно свободным, обычаям. Вопросы
далекие
брака у европейских народов реrулировались договорами между
главами род�пельских семейств.
Поскольку обряд бракосочетания еще не был церковны
м та1шством, то совершался он по обычаю «разделения ложа:.,
когда
жених невеста в присутствии свидетелей ложились
и те накрывали их одним одеялом. В некоторых
в
мест
существовал обычай сексуальной поддержк
и молодоженов
обнаженные
и
постель
ностях
свадебными гостями, которые перед дверью супружеской спальн11
громко nen11 эроти ческие свадебны
песни, сыпали непристой
ными остротами и шуrками, а затемевбегали
в спальн ю, срывали
с молодых одеяло с триумф
ом вытаскивали их из постел
и, уго
щали вином и жарен
ой «свадебной кури
цей».
11
Решен11е о заключении брака
и создании семьи прини малось
главами семейств, которые не особе
нно счита лись с мнен иями
и последние п палис
ь повлиять на свою судьбу
�
тов любовнои
магии . В определенные «пр11метные дHll•
влю ленные
юноши и девушки желаю
щие выйп1
стра�tваJщ
rадан �1я, привороты
�
и заг воры . «Пр11 метны
и
сь Иванов
день в июне, Андреев день ноябре,
ночь
в
�
в
его в декабре,
сочельник, День святого
С львtстр 8 к н
го года и утро Пасхи и Троицы. Обр д
nроаодилнсь, к
п ав1J о,
и
я т
ночью или на
рассвете, в одиночестве
н
по ной н
от . Заговор
раза. При n
надо было повтор11ть тр 11
роведен1t
и об
ты,
исп�льэовались наnнтки 1.1 nродук
щ ющи
своиствами, а также
ИАи
кровь, волосы
р б
юблен ных
w � "усnеw
. Если магическ11е nроцедун м и.
' вскоре наступало врем
я свад ьбы.
41
��::�;ь:е::�:ы�
;
:�: :
на �:: ��:
и
а а /�:;:
а: : �
п
об ель о в
аг е
об а е магичес�яда
одежда желанных воз:ми
и
ы
�
яы
Часть l
• Сtмrйныr
отно
wrн1о1.11 эnох1о1 Cptд
нraota.oia.• 1
з�пцмо�
E.-pone
П олное заключение брака осущ
ествлялось в четы
ре :п�а Н•
0
и согласне на
бра" и скрепе
З
сп
вышеоnисаннu
процедура утверждения данн
ого соглашения
поло
вого акта. В швабских землях
существовu обыча
и, согласно ко
торому, жених и невеста, живу
щие 8 разных деревнях.
•в п�аwи
день после обручения шли
навстречу друr друrу
по nросе.,очнон
дороге, а на месте встречи
совокуnлялись..J�. На
трtтьtм эта.пе
родственники со ст роны
жених.а и невесты
�
за.ключа.пи дorosop,
предусматриваю ии эконом
ические, бытовые и правов
�
ые услоан�
перехода молодои жены род
мужа. Догоаор скреnляла
к..1ятвои
и рукобитьем.
течением времени подобные
договоры стали эа.пи
сываться и составлялись в присутст
вии
Четвертым этап
представлял собой обряд оставлен
ия женои рода отца и перехо.:х
в род мужа. Перед входом в новый
дом молодоИ жене чыли ноги
и опрыскивали этой водой всех присутств
ующих, всю дочашнюю
утварь, постель и скот. атем ей завязывали
З
глаза и подводили
к дворовым хозяйственным постройкам
, где новu хозяИха долж
на была коснуться ногой каждой двери. Закончив
обхо� двора. ее
осыпали различными плодами. Перед входом в дом
асе присут
ствующие набрасывались на нее и начинали отчuнно
х;1есrать
д
�=�: ;::�::�: �к�=лу::и. ��:� eдoN!la
nосредсnоч
в
С
свндетелеи
пруrьями, дабы сообщить ей плодов1пость кустов и деревьев
Такая последовательность обрядов. при которо11 договор род
ственных сторон заключался после практического осущесrв.1ения
брака, свидетельствует о том, что сексуальные отношенЮJ жених.�
11 невесты, хоть 11 были необходимым эле.\tенто."1. асе ·fl:e оказы
вались недостаточны для полноценного со:).1ания новон се.чьи
Также и отсутствие целомудренности у невесты 1 раннем Сред
невековье не было препятств11ем для заключения брака
Церковь не могла не считаться с данны..�11 древн11..�11 траднuн
ям11 . Попытк11 каким-либо образом nр11\1.11рить эти обычаи с уста
новками хрнст11анской доктр11ны предприни..�ал11сь
.
• Xll веке
11звестным болонским монахом-богословом 11 к.�нонико ...� Джо
ванн и Грац11ано, а также ф11лософом-схоластом 11 богословом
Петром Ломбардцем.
11
Б.i\loX!l_КA. Любо1t. и sr:>: 1 Срrднне Klt.�- С. Jt.S
"
империи. Следуя учени ю Граци41но, и другие представители �
венства пытались легализовать сексуальные отношения лос�
ством проведения в жизнь идеи т.аинобрачия"'.
В отличие от своего болонского коллеги, пари,f(скин епнаоа
Петр Ломбардец полагал, что сексуальное соитие не я1JU1nc11
достаточным для подтверждения истинно сти брак.�. По его мне·
нию, такое положение ставило бы под сомнение достоверность
семейных уз Иосифа и Марии. Ломбардец выдвинул тезис о не·
обходимости 11согласия в настоящем•, подтвер;кдающего реа...1ь ·
ные отношения му-А1 ,
утверждал, что акт физического соединения мужчины и женщи·
ны придает совершенство отношениям и венчает их брак . «Там,
где должно быть единение тел, должно быть и единение духа»J1·
Молода.я пара, наслаждающаяся плотским соитием и ощущающая
духовную привязанность
друг к другу, 11должна быть названа не
ра.3вратни а.ми, а суnруrами"
н. Эти положения каноника логично
к
У•13ывались с теорией христиан
ской эти ки но плохо согласо·
IЫIV!ись с практически
ми реалиями жиэн . Далеко не всегда
можно бы110
от11ичить тайный нефор
мальный брак от разл 11ч ных
форм .11.еrкомысленны
х сексуальных связей которые были столь
а терн д я р
ир к
ы п д евнего периода варварст
а и распада Римской
�
"
�
::-:'c�si·uд.. Бр�кисемw� Средние в ка.
е
в
С. 151.
шуюся девушку похищали нао1льио или по взаимному сговору,
вступали с ней в половые сношения, а затем уже несли выкуп ее
семье и доrовар11вались об условиях ее перехода в род му-..u. Надо
отметить, что обычай добывания жен посредством их похище
ния просуществовал достаточно долго, чему есть подтверж.з.ени.t
в законодательных актах второй половины Средневековья. Тах.
городской устав Гамбурга 1270 года определял: • .. похититель
девушка
остается безнаказанным. если его жертва - неодета.я
д.1я
старше шестнадцап1 лет - дала на это свое согласие. Однако
разреше
ее
с
и
того кто похитит более юную девушку, пусть
1
ена
предусмотр
воли,
ее
против
но
постарше,
н�tя, или девушку
смертная казнь"15•
:: �:::
�
: :о �;:: �
�
:
не
Со временем древняя традиция �охищения
ла свое знач юtе и заменялась выку о п
�
ч
сговору семен. Этому способствов�о
мол дыми л
ные сексуальны е отношения меж.ду '
ст
на добрач
ьми не бwл
(06W'IHO
Т.шнобрJ.ЧIН.' - TJlнtOt СО1ершеннt tllJIЩtHHHKO'ol
обр д
: ;:,::.:;.1;�1 1Любо1• и SC"'11Cpc",1tн11t itк.l С.
J.o
tle
и
.....,.
111ц�11U •
Aм.1mc111H)n
11стоr11я СЕМЬ И
и БРАКА
р, во мно rих стра �1ах Европ ы
ст o гiJM. Так, напрнме ьных отнош
ении молодежи
сексуал
w
т.�. коимл:З.н : �пился обычай чесю-�
и�
х оргии, а также «гостевых�.
п а� н� чных эроп� широко
овались в кре практик
: =��бн�х• ноче�i. Последние
сть к
половой зрелости
��� :�:��;�:ревенск.�я девушка достигала
она позволяла своем
и за ней начина.ли ухаживать парни, я в дом через окноу из
проника
ночам,
под
бр.�нннку посещать ее по
кры шей. Сначала это был11 «гостевые ночи», которые возможны
только по воскресеньям ил11 праздникам . Юноше позволwялось
лиш ь проникнуть в спальню девушки и поговорить с неи. По
сгепенно «гостевые ноч11» превращались в «Пробные», когда
молодые люди предавались сексуальным страстям. В Швейцарии
этот обычай назывался исходить погулять)), в Баварии - «поо
конничать•, в Швабии -«Заделать шов». Такие тайные посеще
ния продолжались до тех пор, пока обе стороны не убеждались
в своей пригодности к браку или пока девушка не забеременеет.
Только после этого крестьянский парень официально сватался,
и помолвка, а потом свадьба быстро следовали друг за другом.
Если «Пробные ночи• не удовлетворяли молодых людей, они
расстава11нсь. При этом молодая женщина не считалась опозо
ренной и могла начать новые встречи с другим претендентом.
Оп.�.сность для ее репутации возникала в случае частой смены
п.�.ртнеров. Тогда община могла заподозрить женщину в нал11ч1
ш
У нее ших-пибо скрытых юъян
ов.
Среди городского бюргерства и дворянства этот древн11й
обыч.�.и бып распространен в меньше
, однако исторн
:;:�г:��енты свидетельствуют, чтой истепени
в этих сословиях иногда
подобным проверкам. Примером тому может слу
·
жить устроенное в 1378 году
длившееся в продолжение шести
�::;; «Исnыт.�.ние. отношиений
между графом Иоганном IV
е лаудой фон Раппольдш
тейн . «Испытан ие»
OkOW.iи::�: �:ц
Г..бсбурrский в �роде� но, так как, по заявлениям дамы, граф
ение
полугода
лж
н�1
разу
не проявил л р11·
са
&a.AOr;y:ентй му*ноество енности. Этот отрицательн
резул ьтат
uь формлен, и бумага передана ый
госп оже фон
IНUoa
•
Ч11сm1> 1
•
Семсиныс отношсн11• 3ПОJ1:11 Срсднсес
1101u 1 З.11пцнО'И Е�рап,о
Ралпольдштейн - очевидно, для того, чтобы не уронит ее qес
ь
т1о
в глазах других возможных претендентов-". Известно т.�.кАС.е
«пробных ночах• импер.�.тора Герм.�.нии Фридрих.�. 111. 11:оторwеи
он
проводил с португальской принцессои Элеонорои. •Родсnенники
принцессы с�гласились на подобную процедуру только noc11e того,
как папа Пии 11 дал на то свое высоч.�.ишее бл.а.гословение и
сал, что эта церемония обычн.а. для всех немецких кю1зеи..пн.�.nи·
Необходимость подобных проверок об'Ыlснял.�.сь основнwм
задачами, стоящими перед семьси как основои жизнедеJilте.-11.и
ностн людей того времею1. ЦellJilми создания семьи бы.1и )'К·
ш1чение и укрепление имущественных ресурсов род.�. и аосnро
изводство потомства. «Пробные», «Гостевые• ночи и добр.�.чнwе
испытания обеспечивали, прежде всего, гар.�.нтин возможностеи
детопроизводства. Однако подобными •пробными• отношениями
стали злоупотреблять, и церковь стала к.�.тегорически пресекать
этот обычай.
С течением времени церковь все больше вмешиыл.�.сь в бр.�.ч
ные отношения своей паствы. Новые христианские nредстаале
ния о семье все снльнее соперюtча.лн с древними вар.в.�рскими
обычаями. Прежде всего, это касалось вопросо1 допустимости
инцеста, эндогамии 11 полиrам1н1. Церковь катеrорнч«кн отри·
цала такую возможность 11 на каждом соборе обuм.1.1.:а. брuи
между родственн11ками и свойственникам11 кровосмесительным
грехом. В канонах святого Патрик.:а. содержа.лось 611б,1еиское
обоснование данной греховности: Поскольку Господь Бог скази:
�,t да будут двое одной плотью� (Мф. 19: 5): поЭТО-"У ».:ена твоего
брата - твоя сестра»J1•
Духовенство осуждало кровосмесительные браки, широко
распространенные в британских королевства.:�
О таком богоугодном поведе
нии свидетельствует нсторн
�: Аены
графа Леофрика (968-1057) - леди Годивw. Он;�
был;�доброн. \IИ..lО
сердной и необычайно красивом женщиной. Cynpyr
Al:e ее был су
ров и жаден, постоянно облагал непосильными Hit.l'IOr�н
...:нте,1еи
города Ковентри. Из сострадания к людям графиня
несколыrо раз
умоляла мужа снизить налоги. Устав от ее настоНчиво
стн. Ле рик
поставил условие: если жена согласится проехать верхо.\1
ш r:оне
по улицам города обнаженной, то он отменит введенные налоги
Леди Годив.а сняла одежду и выехала в город. В это ВреМ.11
все жи
тели закрыли свои ставни , дабы не смущать милостивую графиню
оф
светскими, так и церковными властями. Воля отца или м
�::
была непреложным законом, а ее нарушение каралось жеста
расправой вплоть до ли ения жизни. Физические наказания со
ш
стороны главы семейства были обычным делом. В судах жены
были бесправны и не могли себя защищать.
Устав города Вильфранш (Гасконь) разреш ал горожанам бить
своих жен, при услови11 не доведения побоев до смерти. В Итал и��
того времени весьма популярной была поговорка:
«Хороша
женщина, плоха ли, ей надо
отведать палки11. Воспитание детен
также не обходилось без
регулярного битья палкой или розгам��.
Это бы.11. традиционный, проверенный временем способ доби вать
·
с1 почтительного отнош
ения к мужу и отцу.
Церковь, с одной сторон
ы, подцерживала и одобряла тако��
nорцок вещей в семейных отношени
ях , а с другой, - осоз навая
способность женщ
ин оказывать значи
тельное влияние на умо�
н�ние мужчин
, - использовала жен
для склонен�1я мужеll
к nри3нанию христ
ианс ких ценносте 1
i и пр11нятию богоугодно·
ГО Аобродnепьного о
браза жизни. На проповедях с вяты е отцы
IИ)'Шuи своим прихо
жанкам : «Каждая жена долж на нежно
т;
" � 4-Л�обо
t-.м1rх
•
1Срt.11,ннtик•. С. 141.
"' 8t.-:l(ъюС. Хорошuжrна.С. 120.
•
в памяти благодар1-юго народа,
Подвиг Годи вы остался на века
е
лось сдержать свое обещани .
а Л•ОФрllKу приш
сь добродетел ью. Суп руга
почитала
енс а.я к асота 8 браке
Ж
муж не стал жертвой
ть прнвлекател ьной, чтобы
; х
��::1�; ;;; �
ыми женщина ми . П ри этом стрем
с
rи и недостойн
со стороны жены должно было быть
ление к 11нт��мной блюости
она будет излишне желанна , то
если
сдержанным, поскольку
г
плотские страсти.
будет грешить, разжи ая в муже
ь
Церковный брак декларировал законную половую связ супру
гов, их равенство в притязаниях на взаимную супружескую вер
я
ность. Взаимное обладание телами подразумевало и отношени ,
защищенные взаимной верностью. При этом требовани я к верно
сти жен были намного жестче и суровее, чем аналогичные требо
вания к мужьям. Целомудрие и верность жены, находящиеся под
контролем мужа, были важны для него, поскольку ничто иное не
могло гарантировать ему законного отцовства. Однако посколь
ку тотальный контроль со стороны мужей был невозможен, то
жены почти всегда находились под подозрением в измене из-за
их греховной сущности и сексуальной невоздержанности . Чело
век, заставший свою жену, дочь или сестру с другим мужчиной
«За закрытой дверью или под одним одеялом», мог наказать их
по своему усмотрению. Таковы
были нравы, поддерживаем ы е
церковью и законом.
Внебрачные отноше ния
�явл�я женщин источником зла и унижая и х достоинство
О
е
�� =�:�
зни,духовн ая и
светская власти провоцировал11 11х
выражалась в ков
1�рном обмане - системат1
ческом же11:а.нJ�
и делать своих
_.
муже и отцам�� чужих детеи
ен
щины был г
Ж
и отов к прот
есту и стрем ились преодолеть огран 11чениа семейной :
ж ни, п лучая
желанн ые радост11 «На стороне� .
Обрnению
э
�
таких Радост
ен в первую очередь
способствовала мода
IU. ltJPТYaзную рыц
арскую любо вь.
"
с
:;:
Часть I
• �мtиныt отношtюц
эnт�н С�днtикоаи
8
3.аПЦJюк I8PCJllC
Л юбовь и служение
даме сердца закл
ючал ись 8 том
об
доставлять друг другу тайн ые наслажден
ия, полнота w.от '
w
оР
дет заключаться в том, что дама забере
менеет от своего
р
ы
Р1
Такое доказательство любви составляло
, без сомне
ния я
гордость осчастливленных рыца
рей и, вероятно, та.
иное ела и
многих дам.
::
6"
�
� ?�
Обман в сре неве ково й феод
�
альной семье был,
хак правило
взаи мным , с тои лишь разни цей, что
для жены он считал
ся со:
вершенно недопустимым преступлени
ем, а для ее супруга. ч;аст
о
был лишь снисходительным проступком.
В раннем Среднеаtх вье
о
вообщ
мужья
е моrли изменять своим женам
на з;аконных осноu
юtях, поскольку еще в lII веке
римский епископ Кш ст
и ус офи·
ц11ально санкци онировал конкубинат,
а в 400 rоду собор в то,1е�
разрешил ero как постоянную моноrам
ную половую связь. Таюо1
образом, в те времена конкубинатом
пользовались и духовенсnо.
которому брак был запрещен, и светские
власти, заинтересован
ные в притоке новых подданных.
Для феодалов, живших в родовых поместь.ях,
семья бы..1а11нwь
внешней орrанизацн онной формой их будничной
жизни. По
мещение в замке, rде жили и работали служанки, бы,10
в бо..1ь·
шинстве случаев и их гаремом . Таково же было и отношение
рыцарей к своим вассалам. Они имели право делать с жена..\lи
и дочерями своих подданных все, что хотели. Если феодалу нра
вилась какая·л�tбо женщина нз числа еrо подданных. то ни что не
моrло ему помешать удовлетворить свое желание. И известное
jus pгi mae nocris (право первой ночи) в этом отношен1tи было
не более как элементом ..:естественного права•, вытеJ..•вшеrо из
понятий собственности. Об этом красноречиво свидетельствуют
факты перехода права дефлорацш1 вместе с переходом феод.а.ль·
нога имущества от одного господ11н.1 к другому. Так. например,
известен случай, когда монастырь Сент·Феоб.tрт купил У месrноrо
он
Феодала деревню, а вместе с нell 11 право первой ночи _ М uм
с блаrословен11я
и
настоятеля с отменны м усердием выполнм
новое послуш
лузы
епископ
Т}'
e
.
отменил
ание, пока ro не
И зысканные, утонченные ух.�ж11ван11я прИАворноrо p цapl
w
за прекрас
ной дамой - женой своего сюзерена - то•r �
И Б РАКА
• 11СТО Р11Я СЕМЬИ
Aн11mo.\11i10o1uц�uU
к атковременным внебрачн�tм сексуальным связям.
привод
��:иантк:ческ�iе отношения, с однои �тороны, удовлетворя
к1
ков, а с друrои стороны , повышал и
�: � :1 :ю1е страст�� любовни
реализовывали месть
i знач11мости рыцаря имужу.
ч вство собственно1
постылому
lены по отно, шен11ю к своему
ы
Понятно что ревн11в е мужья-феодалы пытались любыми
измены своих закон ных
средствами предотвратить возможные
долгу оюt н е вос
жен. Свои собственные измены супружескому
вообще не были склон ны
прин��ма.л �! как нечто ужасное и часто
и . Близость
чувствам
серьезными
похождения с
св
связывать ои
с другнм11 женщ11Нами восприним�ась ими н е более чем без
обидная шалость - физ110логическии акт, а вот измена их жен
уже расцен11валась как ужасное преступление против Божьего
мирового порядка. Возможность измены со стороны
закона
законной супруги воспринималась мужем как реальная угроза
своему родовому воспроизводству, как агрессия и посягательство
на собственность и будущее состояние.
Данные мужские опасения породили одно из самых изувер
ских изобретений Средневековья - пояс целомудрия в виде
набедренного металлического каркаса, который запирался на
замок.
Первые упом11нания об этих приспособлениях встречаются
уже в поэмах балладах XII столетия
, а в 1405 году некий Конрад
Кайсер в своем манускрипте
фортификационн ых сооружен11ях
впервые публикует зарисовкуопояса
верности, который он видел
во Фпорен_ции. Сохран
илась надпись к этому рисунк
у: f(Это пояс
флорентиискюс дам, железн
ый и крепкий, закры вается спереди .
Женщины носили эти пояса как защиту от сексуальных домога»
тельст�, гарантирующую супружескую верно
сть во время вынуж
деннои разлуки с мужем
.
" ое
11
11
пем �:;:��:п е:
дах, кото
.
ь
своей же е.
распространенной верс11и
, первы м изобретате
с был Франческа
11 - синьор Падуи 8
1388- 1405 го
тп в яя
в воен ные щходы ,
замы кал е1·0 на
ои версии, эти
�.
устроиства делались Вене
поясов изготовляло
сь в Бергамо, поэтому
только 11венецианс
к•1ми решеткам•t» , но
rio р: � сь
ции, но больши�рус о
онн на ывалн
э сь ;:
�
"
в
Чacrn1> l
• Семеиные отношени
:11 эnожи Средисиm
в�.�
.
и бергамски ми замками •, и то время
было 8
"запереть свою жену или
любовницу на
Конечно, этот инструмент
1 �ПЦ!IQн
Ei�
в
ходу выражение
бе кии па.ц..U
использовалсярrамс
дал
ек
о не
По
добное отношени е фамильной че ст и и
супру..кескои
крности
было характерно лишь
�я феодапьнои знати. Ос ноа
ои массе
населения средневекоаои Европы такие
изделия были ннедосту
п
ны, да и не нужны. За верностью своих жен
должны бw.1н следи ь
т
прини
мужья,
мая соответствующие меры
для охранw
чести. Лучшим средством для этого считалс
я
cynpyr
страх
ре:
и
пе
сво11м мужем и господином. Благо та.1.\bl
i•
A/oll� (Xlllll! O
;::;---
БРАКА
ИСТОРИЯ СЕМЬИ И
кроме 11здревл� известноrо сл
ова
кои половой орrан
•епдаКОМ•, «еЛДОЙ•, •мехирем•, •ЛИХарём 11 ИЛИ
н
ло понятие удовольствие . у
роизош
д
древ
0rслова. •У • п
•
.
0
А
•У х
вян член обозначался словом •rоилФ>, что значит оживлять
ни
н
Г
половоrо орrана именовалась •Пле ш
а ть жизнь. оловка
ью",
.
стеrном», мужские яички - ...ядрами • или •мудам и » .
х
Столь же ориrииальные названия существовали и для женских
rениталий. половые rубы назывались •затворами• , а влаrал ище
Муж:ЗЫВа.J!И
•Xf""
:;
�: �
спиздой•, .мандой• или •мясными �ратами'". Матку именовал
и
•нутром•, •золотником• и •матицеи• . Вполне естественно, что
с этими мужскими и женскими органами отождествлялась вели
кu космическая сила, упорядочивающая хаос мира.
Основы мировоззрения наших древних предков сосредотачи
вались на простейшей животной силе плодородия, и потому они
rлубоко почитали и ценили животворящую силу половых органов.
Чеповеческа.J1 плодовитость и плодородие земли в их
сознани и
быпи связаны теснейшим образом . Силу растений
и земли люди
исnопьзовали для увеличения своей привлекат
ельности и лечения
бесплоди.1,1 а свою сексуальную силу
направляли на стимуляцию
nлодородн.11 земли.
Таким образом, сексуальные отношен
ия способствовали не
только деторождению, но
и мистически определяли урожай
ность
земли и плодовитость скота.
Ради этого в простонародь практи
е
·
ковался инцест -сово
купление родителей с детьми
с се
,
братьев
страми . Считалось,
что страсть между самым
и родны ми людьми
может •оплодоро
дить• землю. То, что
творилось за высокими
uборами домохозяйств,
считалось делом суrубо семей
ным и не
орсдпоJ1агало внеш
него вмешател
ьства.
а
ие
ту лы жизнедеятельно
а
сти
носили «эротический•
хр
ч проявля
лось, например, в
частичном ил и полном
обнаже �
к тела. ак,
Т
на.пример, девушки,
мн
чтобы быть красивы с
рам гол ми
в росе.
ь1
уr
е наш и пре
дки взаимодействовали с силам и
орироАы 80 вре
м осева
и сбора урожая . О
Jееtнних
собенно это касалось
au., -'IOAи рн ало чтобы пробуд
ить землю от долгого зимн его
•ае е.11Н.:�
ее
как могли,
•
обнажаясь и смеясь. Так, при
��� �:
�
В�::: �;:
"
�
":�
часть lV • Семейные отноwенн11
IWI 1 Дре�мн Русм
эпохиCpeднe�kO
посеве л ьна голые женщины катались
по земле для тоrо. ч
тобw он
вырос дл�1нным и волокнисrым. Посадка
огурцов, uпусты
и penw
также требовала полного обнажения.
Му-..кчнны сеяли хлеб. f'P"Y.
овес и другие злаки без штанов или же
вовсе без оде-мды. В
ыхоД.1
в
таком
поле
виде,
они символически
в
возбу-мдали и оплод т
о во
ряли землю Там же, на свежезасеянном
поле, совершался
�
�д,
обр
называвшиися •луговины�1: голые
общинники - му-..кчины
и А:ен
щины - парами катались по земле
, совершали на ней полов
ые
акты. Данные обряды свидетельствуют
о том, что наши предки.
занимаясь земледелием, представляли
изменения, происход1щи
е
в земле, так же как процессы оплодотв
орения женского организ
ма. Исходя из этого понимания, мужчи
ны считали необходимым
мастурбировать на поле, окропляя
посев спермой дт1 зарожде
ния
будущего урожая. С той же целью,
согласно древнему славянскому
обычаю, женщин ы во время засухи
выходили на поле и задирали
подолы, показывая небу генитали
и, дабы небо возбудилось и оро
сило землю небесным семенем - дождем.
Подобная идентификация человеческ
ой сексуальности
и природных процессов была одной из главных
характеристик
языческого аниматизма и анимизма14• Люди,
с однои сrороны,
одухотворяли природу, а с другой - наделяли ее антропоморф
ными свойствами, что обеспечивало 11м нужное взаимодейсrв11е
с ее силами.
Наготой было отмечено и общение со сверхъестественными
силами, во время rаданий и ворожбы. Девушки часто гада.ли на
суженых, полностью раздевшись. Женщины ходил11 обнажен
ными вокруг своих домов, рассыпая зерно, тем самым оберегu
свое хозяйство и родных от нечистой силы. При этом они поч
ти н икоrда не спали голыми, потому что боялись ЗJtblX духов
Правда, при этом считалось, что, есл11 женщ11на в лунную ночь
будет спать голой или в полдень голышом пройдет черс"З поле
под ярким солнцем, она забеременеет. Сн11мая
С
себя одежду,
'
"
llil •
·""'"'''"'. (\')Ollll�
I 11 БРАКА
ltCТO PllЯ CEl\IЫ
�
сл11вал11сь пр11родой, моrп
н
б талll своt лервоtстество,
о
ыть на нее. Эротюм, наполняющии все сферы жизни,
11.юд н
nредкам11 как естественная н неотъем 1t нiiмvici наwнм11
н р11роды . В летние засушли вые дн и для
11.ем часть 11х быт11JI n
го ые женкн 11 девки впрягались в плуги
при1J1ечен ��я доЖдЯ
дороrн ,
и перепu:нвалн
и Руси никакои цен ности
Девственность в дохр11ст11анско
_
ие сексуальнои жизни вос�:ринималось,
не имtла, 1100 отсутств
женщины от в:аимодеиствия с пр�t
с одно�� стороны . как отказ
а с другои стороны, зарождало
родными жизненными силами,
ости. Таких женщи н
,
подозрение в ее ущербности 11 неполноценн
как лрав��ло, не брали замуж, поскольку их девственность свиде
� :.О
:С�
�
�
тельствовv�а о том, что никто 11м11 не соблазнился и, стало быть,
ни на что он11 не годны.
вследствие таковых обстоятельств с девственностью на Руси
расставались очень рано. В больших родовых общинах был11
весьма распространены инцестуозные отношения. Никто не
видел ничего дурного в том, что детские шалости между брать
.амн
н
сестрами достаточно быстро приобретали эротический
характер, неюбежно приводящий к сексуальным отношею�ям.
Близкие родственники вполне могли наслаждаться друг другом,
сово�уnn.1ясь (брат с cecтpoft , мать с сыном, отец с дочерью) по
среди non1 в период посева. Люди верили, что любовное
со1п11е
меж.в;у родными способствует получен11ю
богатого урожая 11 при
nлоду скота.
Достаточно свободным 11 были и сексуальны отношения моло
е
д.ых мужчин н женщин из разных родов до
11х вступления в брак.
Женщины в этот период своей жизни
называли сь блудницами,
п
тие отнюдь не имело какого- либо
осужда'.?щего эна
е .
кольку обозначал
о состоян11е по11ска мужеи. Понятно,
�
что эт
•бпУ>Кдение• не было
n11атоническим.
Лишь с конца Х века стало
цениться сохранен ие девушкой
брака В
. 9SЗ rоду княr11ня Ольга издала первыf указ
11 утраты девственн
�
ост11 до свадьбы и 0 денежно11 11л и
: �: �:
:::�;�;:
Ta.iatюir H Н
Oчtpi.11 CJ11
••11c.:oro o
wчtcт11. м , 2003. С. 117.
ч11сm� IV •
Семеннwе отноwенкs :JПOJUt
CptA'"Wl
a
lO м 1 дрnшо,.. �
вещевои компенса.ции за ее отсутствие. П�ада, особо ,\lеИСТJ(И
н
но�t силы этот ук�з не имел, nocкonьq неюз.чо-мно бw.м. ос:уще
ствить тотальныи контроnь з а повtдtннем деауw ,
ек а нароАНые
яэыческие традиции совсем не о rраннчнвV1и их ce�1Wf
lff
связи . Как правило, молодые женщины не р� вступ.1.1 1 ПО.lО
н
вые отношения с разными мужчинами, но их было не
тu мяоrо
11 60 часта.я и многократная: смена партнероа свидетtлw:тюunа
о невозможности женщины заuзать крепкие отноwеню1 и v
or.11a
вызвать подозрение в ее сексуальнои неполноценности. Тu
ие
женщины вполне могли получить обидное прозвище •курвы.
что означало наличие некоего изuна, кривизны.
Пр11 этом свобода добрачных половых отношении наших
предков не была безгранична. Рассуждая об этом вопросе. с.1е
дует помнить о том, что жизнь в те далекне времена была т.11же.1.�
и опасна . Чтобы обеспечить себе лропитанне, nю;щ труди.1ись
с утра до ночи в поте лица своего. К тому же существовада по
стоянная опасность вражеских набегов, требующая З.tщиты
11мущества, свободы и самой жизни. Вся жизнь 11 де.t:тедьность
были строго регламентированы, 11 свободного времени
ш
та
кового не существовало. Даже вечерние молодеЖJiые nоси.:1е.1ки
совмещал11сь с работой и назывались •супр�ка.1о1н•.где девvшu
собирал11сь для прядения и других работ.
•H.t cynpuюt вечер.uш
пр11ход11л11 парни, 11 работа кончалась веседьем. Лето� пос�е.1ок
не бывало. Они нач11нал11сь с поздней осени. nосдетоrо как бы.1и
окончены работы на по.11ях•Р.
Расслаблению 11 отдыху от т.11жк11х трудов отво;J.11:tись специ
альные многодневные праздн11чные перио;J,ы. но и они бы�н
относительно жестко структурированы 11 и.1о1е.111 сво11 обр-.зоsыи
е ламент. Пра:щн�tк�� эт11
;. � т1tческ��м смыслом, тесно
по
клаr:11 11 1\О ен�
урочены врем � зимнего
осеннего
весеннего
Jtгpiiщa 11
в
сексуальных 1\омпонентов.
ш�ровал�J 11 пр11н0с11л11
эти праздн11чные обряды,
ной тtмапtк��.
в зимн�tе 11 лtтние
хороводы и создавал11 пары
шен11й в форме
п ен м 8.
ным совок
песн
я ми, совершались
д11раю1ем подолов и
З11мний праздничный
в
бога,
это о божествадухом смерти.
ловремя рождающегося
языческий праздн11к
ходу солнца от
риод безвременья злые духи
противостояния
nразднован11я.
е
стирали, готовил�Наканун
�
кутья, поскольку в
вал мершие предки,
�
Сkих ��:::к:а;веселым
в з
а
31/ . дабы nом чьнеКолядеежн с
был 11 нап олнены аrрарно-маrи ·н�ским
связывались с nр11родным и ци
_
несколько днеи. В основном они был 11
дл��л��сь
11
при
11 летнего солнцестояния, а также
равноденств11я .
гулянья
эп1 периоды содержали в себе множест
во
Голые мужчины 11 женщин ы пля
сали,
жертвы своим идолам. Среди молод
ежи
как правило, были преисполнены
брач
Соrласно данным этноrрафических исследований,
праздники молодые парни и девушки водили
для установления сексуальных отно
у л
ия 1
Пляски, сопровождаем ы е эротическими
в быстром темпе с подпрыгиванием,
верчен11ем пар.
цикл начинался с дней почитания
г
ь
за
Черно
объяшй и поцелуев, часто приводивших к реал
приходящего на землю
дни солнцестояния. Второе имя
Карачун, и он являлся злым, но справедливым
По завершении дней почитания Карачуна наступа
солнца - Коляды. Этот древнеславянсю1й
был посвящен смене rодового цикла и пере
·
зимы к лету. Считалось, что в этот магический
пе
и
мылись,
становились наиболее активны, для
им родственники собирались вместе для
общего
во дворе и в доме делали уборку,
мноrо еды и сладостей . Обязат
ельно варилась
праздничную ночь в доме
незримо присутство·
защищавш ие род от нечист й с11лы.
о
и б
-
праздником
11
н с11л ам 11
выражала веру древ еру
о ть победы добрых духов над с
победить и отогнать злых духов, люд
11
• �6!N;.i:м т� Девуш ка-невеста предбрач11а11 обрядность в помор ье
•МИtрицw ��. 1978.�. /���екн11 11ароднь111 св;�дебны11 обряд: 1tеследо�з1нt11
-
11
часть /V
•
Се'меиные отношени11 эпохи С�дн�О•WI
а
•д��н�:-11 PJc"
ж rл11 костры, в огонь бросали стары
е вещи , чтобы
от
п рошлого и встретить
уrреннее солнце
ы и 11 обноапеннwч
и
Молодые люди, наряженные
рей, плясали вокруг костров, бх или
чист м избавиться
в потешные kОСТЮ"4Ы диких)�
о од соседсkие дома. из�rцu
со,,нца
счастья.
накрытого
Обн:«ать хо
наапечь гне� Коn.цы.
поозорнич.�ть на чу.«ом
почтили в мао:u
узнаваемые, они з.�·
выгоняли скот из загонов
их
хозяев о наступающем празднике нового
рождени11
Они пели скоморошные песни, желали хозяева
м
гопетия и требовали угощении от
стоп.�.
лядующ11х отказом было нельзя, это могло
да и сами молодые люди могли вдоволь
до;�
дворе, если им казалось, что их недостаточно
и вывернутых наизнанку тулупах, никем не
тыкали разным хламом печные трубы,
переворачивал11 сани и телеги.
Достаточно наколядовав снеди, молодые
парни и девушки
nировалн на посиделках в каком-нибудь
доме, хозяева
которого ушли в гости. Они пели
пустом
озорные эротические песни
урож:;аи
посиделn.'<
компонент.
Бори
эпоху Средневековы
в
пляска.'lllllK11U
A111111D.U1
1
МЬИ
• ИСТОРИЯ СЕ
И
БРАКА
--
сил потусторонне го �ира н и идею
сек.
:. �
возд
противопоставлени�м того и ,этого�
света
ьную. Наряду
лась оппозиция мужское - женс
"0
кое� 1
женье а.ктуализирова
•
П пупярным в эпtх святоч ных ряженьях было переодева
ние
платья, а женщин в мужские одежды. П
.
ж нск
реоб
таким образом, они дурачили друг друга любовн ым
и
и ухаживаниями. Подобные эротические забавы
7':
еиствия на людей
с
�
мужчин в е ие
р.азившись
признаниями
категорически осужда.л11сь церковнослужителями. Так, в Кормчей
книге 1282 года. есть запись о том, что святые отцы «не повелевают
моужем обла.чатися в женские ризы, ни женам в моужские,
еже
творят на пра.здн11ки Дионисовы пляшуще, н и лиц же косматых
взла.r.ати на ся, ни козлю:, ни сутоурьских»11.
На.род на. Руси поповские проповеди слу шал, н о праздновал
по обычаю предков- весело, с эротическими песнями, шутками,
гаданиями и игра.ми. Одним из таких видов сексуальных иrр
rа.цаний были «шуточные похороны". Парню,
согласившемуся
играть роль покойника., дела.ли длинные страшны
из брюк
вы, обсыпали лицо мукой и клали обнаженногоеназубы
стол. После
чегодевушки дела.ли вид, что плачут по умершему, и понарошку
•обмыв.али" его, водя руками по телу. Как только у «Покойника•
случалась эрекция, плакаль
щицы
ли по очеред и +!Обмы
в.ать• ему член до эякуляции. Та, уначина
которой ..:покой ник» кончал,
счнт.ал.ась счастливицей,
и про нее говори ли, что в этом оду
г
он.а выидет з.амуж. Другие участники
игры шуто чно поминали
_
Поkоиника:
Помер Максим,
ним.
хуй сили
Полож
во гроб,
М.атьеrоеб.
Крышкой закрыв.али Хуем забив.али.
и
-
�: �� ;�
·
k
M . 199S . С. !&о.
т
ическни фо
льклор: Песнн Обряды и брядовый фольl{JIОР·
о
.
аtоворы. З
аrцки. Ч.астушк. f сост. к на. ч ред. А. Л. Топорков.
и
у .
��llаь.м1J
B Я .м.
-
Ру с
с kие оrrр.�рные nра.эдн нк11: (оnыт стори1JI
•дре•меw P'yl:.i
в практику повседневнои жизни ново щенн хрнст
ых
н IV
• Семенные
ОТliошення эпохи с�дневtkОJ" •др
11·и
Вл иян ие христианства на брачные
отношен ия в Киевской Руси
Рус"'
в лето 6496 года от сотворения мира и в 988
году от Рожл.естаа
Христова по решению и просьбе великого кн.11зя Влц
имира
патриарх
Константиноп
ольски
лавича
тос
й Николаи 11 Хрисовсрr
отправил в Киев духовную миссию во главе со святителем Ми
хаилом для крещения Руси. Византийские священники
крестили людей в водах Днеnра и Почайны. Затем, где увещева
нием слова Божьего, а где жестоким принr..кдением, крещению
лодверrлись и другие русские земли. Сопротивление насильнои
христианизации людей было порой весьма сильным и долгим
Так, например, Новгород приводили к .:истинной вере• огнем
и мечом киевский воевода Добрыня �1 тысяцкии Пуrята. Сломить
людей новгородских, верных своим старым богам, удалось лишь
в 990 году. В Ростове и Муроме сопротивление введению христи·
анства продолжалось вплоть до XII века.
Свя·
массово
ч
ittЧ•'"1
Kptщtнut o.'нt.\t u
��""'''1uir0011114к11U
ll 11 РАКА
Б
J!СТОР11Я CEMЪ
Утвержденне хр��ст11анства на Русн 11мело как позити вные, так
е �а жизнь людей �1 их
и негативные стороны , 11зрядно nовл11явш11
семеi1ные отношен11я. Выдающ11йся русскии историк Н иколай
так: 111 •Древне:�Руt:н
прикос нуться, но не в то самое
место вверrнутъ, а семя
изыдет, то
если такое приключится с каким
-либо попом, или диако
ном -то
отл� 11ть его от службы на некот
орое время, и пусть снова
примет
сво11 сан. Также и если сделает
такое прежде своеrо постав
ления,
то сначала дать епитимью, а потом
поставить"я.
Пр11ходские священники
и монахи были такими же
людьми,
как и их прихожане, и ничто человеч
еское не было им чу-мдо.
О том красноречиво свидете
льствуют статьи церковного
устава
.�Иже чернец или черница впадет
в блуд, тех судити митропо·
литу»; «Тако же и пол, или лопадиа
или проскурница, а впадут
в блуд, тех судити митрополиту опроче
миру, а в что их осудюь,
волен»51. За поведением духовенства
зорко следили наставники.
Исповедники в монастырях с явным пристрасти
ем допрашивали
свою братию о прегрешениях рукоблудия, содомии,
скотолож·
ства, птичеблудия и всех других возможных блудных
грехов. Об·
лич:енных в плотских грехах священников на протяжении
всего
Средневековья увещевали, принуждали к покаянию посредством
епитимьи, но строго не наказывал11. Прощение их было вынуж
денной мерой. Когда в конце XV века московский митрополит
Феодосий (Бывальцев) попытался •нужею навесп� на божиИ путы•
пр11ходск11х священников, зто привело лишь к тому, что некому
стало служить в церквях, что пр11вело к явному всеобщему недо·
вольству русских людей, и митропол11ту пришлось остав11ть сво11
пост . .сМногыя бо церкви без попов, 11 начата его проклинап1; он
же слышав се разболеся того рад11, и здрав бысть и сн11де в кел11ю
к Михайлову Чюду в монастыры•59•
Используемые церковью репресс11вные меры нравственного
исправления народа не давали желаемого результата. Н,щротш1,
загнанная под спуд жесткой церковной цензуры сексуальность
прорывалась, принимая порой самые неестественные 11 изощ
ренные формы. Кирик 8 «Вопрошан1Н1•, nом11ная такие случаи,
11 БРАКА
ИСТОРИЯ СЕМЬИ
А11аmм11'- 0cм1114�11il •
•;
человек имел сношения с рогатым скотом или
сп awitвa.л: "если
семя у них будет -легче наказать,
"е и девица лезет на девицу, 11
Н11фонт отвечал ему: «Ес ли бабят , то это
если не с мужчиной?•'°·
потому что похоже на скотское дело•61.
падение хуже всего,
во, лесб11янство
Такие формы сексуа.льности, как скотоложст
�
зм, не только осуждались церковью, но и карались
11 гомосексуали
блуд сотворит, м итрополи
по закону. .:Аще кто с животиною
и в казни•'1. Среди мирян, н е столь
ту 12 гривен, а в оптимии
ограниченных церковными запретами, сексуальные отклоне
ния встречались гораздо реже. В народном сознании издревле
сложилась нерушимая связь ценностей плотских радостей
и детопроизводства.
Создан ие семьи в Киевской Руси
С Х века создание и жизнь семьи перешли в ведение церков
ных властей. Духовенство в этих вопросах придерживалось ка
нонических норм византийского права, что неизбежно повлекло
за собой изменение и усложнение брачного ритуала.
Появился
предварительный сговор родственниковсватовство, обручение,
после которого юноша и девушка
становились женихом и неве
стой перед людьми и перед Богом.
Затем следовало в е нчание,
делавшее брак священным
и нерушимым.
Церковь стала активно выступат
ь против распрос траненной
греховной практики многож
енства и отдельных случае много
в
мужества. Многоженство
законодательно осуждалось статьями
Церковного уставil.61 князя
Ярослава Мудрого: «Аще
имеет две
кто
жены водити, митроп
олиту 20 гривен, а
которная подлегла, тую
.-.Df
С. � ��:
4
8
В. 8·• С1t.11оно. Р. А.
Кнрнк Новгородец: ученый и мыс11итс11ь.
" Tc C.429
: �о!:с• l"ОС)'Аш.
Для защиты от таких магических воздействий существова
ли и специальные защитные заговоры. Например, на оборону
естества: "Во имя Отца, Сына и С.вятаго Духа. Стану я раб Божии
(имярек) благословясь и поиду перекрестясь на утренней заре или
на вечерней, выйду на широкий двор.
ак стоят столбы дубовые
К
вереи, ясеновые, и так бы стояли у сего раба Божия (имярек)
семьдесят жил, семьдесят составов и становая жила, белые муди
румяные и ярые яйца, шли бы всякое в полое место, в жену или
девку, в парня, в гузно и в пизду, во всякий день и во всякий час,
в денных и в нощных, по утру и вечерью. Во веки веком. Аминь.-ш.
Кроме защитных заговоров от злобных разрушительных:
чародейств люди использовали и разлнчные средства, способ
ные оздоровить и укрепить их брачные узы. В лечебниках: того
времени в качестве противодействия изменам рекомендовались
сложные магические средства: "Аще хошь, чтобы жена от мужа на
1°' Там же. С. 350.
но Тенёта - охотничья сеть для 110111111 11екрупных жнв.отных нпн пауч...
паутш1а.
т Русс киИ эротнческ1ш фопькnор . . С. JS7.
"1 Там же. С. 3SJ.
...
O:н11цi11J/
Aм.r,,,,щiJI
• !!СТОРJI
CE MЬll 11 БРАКА
Я
и помажь мнхерь свои ,
� с озера nены
д1 а, возм �
l!
чуж11м, а ис того б озера ист0.
сторо11у 11е блЯ 1n
бляст сь с
ет
у
не
1 с не ,
пребуд 1
ю
6 �111 Нлн : "лще жена у кого блядит от мужа,
н11 куд�t
t с ежевою кожею, наn11ши на ней:
·
ков не было
1 свяж1
11
жабы я:ь 11к 1v
1з
йм
1
вы
юж�t nод главу 11л11 под левую_ п азуху, все
з
: 11 воробьево
·11змО1.1111, Вав:
1 �0�; ..лще жена от муж.1. беж 11т, да1
:
1
11
11
любить и м ужа " 1 ·
т�� 1сповесть» · 1
она учнет
1 1 кровь;
подобные
документам,
ч
ю�
сердце съест1 1
м
ес
ь м нстори
удя по ра �
достаточно эффект11вным11 дпя
эл ;;:а не былн
С
сред
_
мО1.г1tчесю1е
отношен ии.
ен11я семейн ых
реального укрепл
были явлением
Руси
" роспусты», в Московской
Разводы
1
и заж11·
х особ, знатного боярства
_
ре �:� С eдit царски
краине
насильственное постр11жен11е
валось
актико
n
р
в�
�ече�т
ку
точного
н при добро·
ашество· Брак мог распасться
неугодных жен в мон
мужа принять на себя подвиг мона·
вольном решении жены или
лось
ия Правда в этом случае обязательно требова
с
.
ерковь допускала такой «роспуст» 11с·
упруга
:�::::�е :::�о с
.
из этого м�1ра в монаст р
ходя из того, что если человек уходил
� �
своих обязательств. У
то его вторая полов11на освобождалась от
и мо гл и снова
или жена в этом случае сч1пались как бы вдовцам11
Ц
Однако такое обоюдное решею �е
насилия.
осле
Так, государь и великий князь Московский Василий Ill п
звестнсь
двадцати лет счастливого, но бесплодного брака решил ра
со своей женой Соломонией Сабуровой и заключить новый б а
� ;:
Этому неслыханному делу воспротивились духовные отцы - Р
подобный Маl(сим Грек, инок Вассиан Патрикеев и м11тро nол l!Т
вступать в брачные отношения.
могло быть лишь формальной маскировкой
Ш
...
*е
•
е.
и новыи м11трополнт Д.аннкn не nponc1КJ1a peweюno киn.t
о разводе. Народу бwло обыцено. что. •аи.u неn.;!]J;стао ID ·ч�аа
своего», великц кн.и гик.с Соломонн.1 реwм.1а при� на себ. QIR
О1.Нгельск11й и постричЬСJ1. Однако и.а .l.tлt: асе бwло не сокем. UJ:
Когда митрополит, несмотр.11 и.а слезw и рw.ц.ани.1 Со.1ю"!.онии
обрезал ей волосы 11 возложил и.а нее мона.wа:кни кухол•
ОН
Бордогск.ая
Н.
Тип
.
roc:
тм
Н. В. 1Юр..toКlt.J..I
А. А. �ан. - С П б. : •Питtр•, 2006
и коммент. Ю. В. Гм.атюк. в. с. rиaТJDiu
nмн
ГаАьког�иU Н. М. Борьба христианстаа с остат
Древнем Руси : в Z т. / Н. М. Галь•оасkин. - Т
И. Снегиревой•,
1"9
8. 8 6o--
14t
Mepryweaa Трm.я
В. Педагогиu : учебное пособие
16. ::�с1�;:_�;:;���:
17.
en"COll; /I�
npeA4'p.J'IHU ofS
/
кии ш
моры: 8 XIX- H.J.ЧN.x-tнt1J
Том третий
Развитие состоян11е института и брака
в и веках
8 третьем томе предполагается
раз
в стра
вития семейных отношений в период XVlll и
нах Европы в Российской империи. Также будут освеще11ы
семейных и внебрачных отно
разл11чные формы
и
детей, причины
шен�ш, системы
процедуры 11 последств11я разводов, общая характеристика
быта и нравовлюдей той зпохи.
1t
семьи
XVJII
XIX
рассмотреть особенност11
XIX веков
11
добрачных,
воспитdНИЯ
образования
дана
Развитие и
Том четвертый
в ХХ веках
состояние института семьи
и брака
и XXI
Ч"вертый том будет
семеi�ных
отношении состояння ннс-титута бракаразвития
начала ХХ века
и эаканчив;u первым двадцатилетнем столеп1я.
книrе
буд" уде11ено внимание динамике
кризисных
соцнапьных авлений их влияниюразвертывания
на
состояние
добрачных,
семенных внебрачных отношений. Планируется nуб1111кац11я
обширных статистич данных о состоянии 11нст11туrа
семьи в прош11ом векееских
и в настоящее время.
11
и
IL
посвящен анализу
с
XXI
11
В
кандидат психологических наук, до
цент. Руководит Санкт-Петербургским
научно-и сследовательским центром
и нтегрально-с и н е ргетической психо
логии и психотера пии. Имеет базовое
историческое, психологическое обра
зование, сп ециалист в области куль
туролог�и • богослов ия. Занимается
исследованиями и практической психо
коррекционной деятельностью в сфере
межличностных отношений, психотера
пией обсессивных расстройств и эмо
ционально- психических зависимостей .
Основной науч н ы й интерес сосредоточен в области изучения
личности . Автор «М етода интегрально
пути
жизненного
программ
синергетической психотера пии» и «Способа анализа формирования
психических особенностей личности».
Данная работа автора посвящена анал изу состояния межлич
ностных отношений и развитию ин ститута семьи и брака в Средние
века и в эпоху Ренессанса.
Изначально человен нан биосоциальный вид Ното sopieпs сформировался
благодаря изменению природной среды, вознинновению религиозных
убеждений и образованию института семьи и брана. Всё последующее
развитие человеческой цивилизации зависело от этих факторов, на
ноторые антивно воздействовали и сами люди. Приняв на себя гордое
звание венца природы и обязанности владыни мира, род людсной да
леко не всегда соответствовал им. В настоящее время мы пожинаем
плоды прошлых ошибок. Экологическое состояние планеты критично,
религиозное мировоззрение сведено к церковным догмам, а институт
семьи разрушается. Наверное, пришло время трезво оценить наш
исторический опыт, взглянуть на него реально без прикрас и цензур
ных купирований. Из этого прошлого выросло наше настоящее, и от
верного понимания его зависит наше будущее
Давайте же попробуем разобраться в нашем прошлом. пока не
поздно
Анатолий Осницкий
Последние комментарии
1 день 8 часов назад
1 день 12 часов назад
1 день 14 часов назад
1 день 16 часов назад
1 день 22 часов назад
1 день 22 часов назад