Начало нового столетия. От декаданса к авангарду. Последняя лекция [Аркадий Викторович Ипполитов] (pdf) читать постранично, страница - 17

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Сарджент как раз и рисовал
тех и других, вращаясь в самых высших кругах.
Американский европеец, он родился во Флоренции, прославился в Лондоне, дружил с Уайльдом
и был из той породы портретистов, что и Больдини, Сулоага, Цорн и Серов. Его портрет детей
крупнейшего арт-дилера Лондона Ашера Вертхаймера (илл. 74) напоминает о романах Генри Джеймса про Европу, столь же мило, сколь
и анахронично для 1905 года. Схожей и не менее звёздной была и судьба художницы, сейчас
очень вошедшей в моду благодаря культу гендера, Мэри Кэссетт. Она прожила бóльшую часть
жизни в Париже, рисовала не высшую буржуазию, а богемную, дружила с импрессионистами
и находилась то под влиянием Дега, то Ренуара,

150

(Илл. 74)
Джон Сингер Сарджент. Хильда, Альмина и Конвей. Дети
Ашера Вертхаймера. 1905
Tate

(Илл. 75)
Мэри Кэссетт. Мать вытирает Жюля. 1900
Частное собрание

НАЧА ЛО НОВОГО СТОЛЕТИ Я

то обоих вместе. На ренуаровские вещи и похожа её «Мать вытирает Жюля» (илл. 75), прелестью своей чем-то напоминающая о Барбиленде, где любая малышка, когда вырастет, сможет
стать кем только пожелает. Эти два имени, Сарджент и Кэссетт, исчерпывающе обрисовывают состояние американского искусства около
1900 года, ещё пока мало самостоятельного.
Нарушая политкорректность, приходится
опустить множество европейских стран и практически все остальные континенты. Как уже
было сказано, Belle Époque — пик европейского
могущества, в том числе и культурного. В Азии
независимость сохраняют лишь Оттоманская
империя, Персия, Китай и Япония, но относительную. Пока искусство понимается по-европейски, и только по-европейски, причём именно
Европа формирует понятие «история мирового
искусства», стараясь включить в него и другие
цивилизации. Мода на японские гравюры, китайский фарфор, персидскую миниатюру, буддийскую скульптуру столь же характерна для
Belle Époque, как изогнутые линии и цветочный

153

АРК А ДИЙ ИППОЛИТОВ

орнамент. Не только мода: формируются науки, изучающие другие цивилизации как прошлого, так и настоящего. Всё это очень важно,
но требует отдельного разговора. В Африке независима только Абиссиния, страна с древней
культурой, но никак пока в международный художественный процесс не включённая. Америка,
что Северная, что Южная, так же как и Австралия, является частью европейского культурного пространства. Во-первых, эти континенты
говорят и пишут на европейских языках: английском, французском, испанском, португальском.
Во-вторых, они принадлежат к одной цивилизации и родственны европейцам даже по крови. Южную Америку и Мексику пока я опускаю,
как и большинство малых стран Европы, даже
такие важные, как Чехия, Венгрия, Греция, Румыния, Португалия. Они около 1900 года на международной сцене пока ещё о себе не заявили,
хотя каждая страна, даже Албания, к 1900 году
оформляет свои национальное сознание и национальную культуру. Не упомянул я и Прибалтику, Закавказье, Украину. Они уже не первое

154

НАЧА ЛО НОВОГО СТОЛЕТИ Я

столетие часть Российской империи, и их народы пока ещё только начинают борьбу за культурную независимость. То же касается и Польши,
трагически разделённой между тремя империями, считающими себя великими. Да, Art Nouveau
было стилем в первую очередь великих держав,
правящих Европой и остальным миром. Именно
на Париж, Вену, Лондон, Берлин и Петербург
равнялись Будапешт и Прага, Лиссабон и Загреб,
Киев и Рига.
Выше была обрисована картина искусства
около 1900 года, но лишь в общих чертах, на наиболее ярких примерах. Art Nouveau во всех его
национальных проявлениях определяет Belle
Époque, но не исчерпывает. Оно охватило мир,
так что и сейчас можно наткнуться на особняк
или лавку, кафе или аптеку, уцелевшую, сохранившую прихотливые завитки арнувошных излишеств и очарование обработанного дерева
где-нибудь в Буэнос-Айресе или Сиднее, Сайгоне или Касабланке. Art Nouveau — первый шаг
в глобальном объединении мира. Хорошо это
или плохо, до сих пор ещё не ясно.

АРК А ДИЙ ВИКТОРОВИЧ ИППОЛИТОВ
НАЧА ЛО НОВОГО СТОЛЕТИ Я.
ОТ ДЕК А ДАНСА К А ВАНГАРДУ.
ПОСЛЕДН Я Я ЛЕКЦИ Я
Издатель: Любовь Аркус. Кор‑
ректоры: Татьяна Ломакина
и Анна Сусид. Дизайнер: Петр
Лезников
Подписано в печать 27.XI.2023.
Формат издания 70 × 100 / 32.
Объем 6,3375 усл. печ. л. Гарни‑
тура Arno Pro. Бумага Maestro
Print Syktyvkar 120 г/м². Печать
офсетная. Тираж 1000 экз.
Подготовлено к печати в АНО
«Центр культуры и просвеще‑
ния „Сеанс“». 197101, С.‑Петер‑
бург, Каменноостровский пр‑кт,
д. 10. +7 (812) 237–08–42
Отпечатано в ООО «Издатель‑
ство „Гудвин“». 197110, С.-Пе‑
тербург, Чкаловский пр‑кт, д. 15.
+7 (995) 988–83–29
Shop.Seance.Ru