Начало нового столетия. От декаданса к авангарду. Последняя лекция [Аркадий Викторович Ипполитов] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

АРК АДИЙ ИППОЛИТОВ

НАЧАЛО НОВОГО
СТОЛЕТИЯ
ОТ ДЕКАДАНСА К АВАНГАРДУ
ПОСЛЕДНЯЯ ЛЕКЦИЯ


С.‑ПЕТЕРБУРГ
СЕАНС
MM X XIV

И76
УДК 7.036“189/191”
ББК 85.1

Ипполитов А. В. Начало нового столетия. От декаданса к аван‑
гарду. Последняя лекция. — СПб. : Сеанс, 2024. — 156 с. : ил. —
16+
ISBN 978–5–6050193–5–0
Аркадий Викторович Ипполитов (1958–2023) — писатель, ис‑
кусствовед, куратор, хранитель кабинета итальянской гравю‑
ры Эрмитажа, многолетний друг и автор «Сеанса». Эта книга
издана в память о нём; последний текст, который Аркадий Ип‑
политов прислал в редакцию «Сеанса», — лекция о западном
искусстве рубежа XIX и X X веков: décadisme, Belle Époque, Art
Nouveau. Иллюстрации подобраны самим автором.
В оформлении обложки использован кадр из фильма «Пе‑
тербург глазами режиссёров» (реж. Григорий Игнатьев
и Дмитрий Новосельцев, 2017) и фотография «Окно Арка‑
дия» (фот. Дмитрий Сироткин, 2017).
© 2024 АНО «ЦКП „СЕАНС“»

ЛЮБОВЬ АРКУС

ОТ ИЗДАТЕЛЯ

Об Аркадии Викторовиче Ипполитове писать мне
ещё рано. Рана не только не закрылась, но даже не
покрылась защитной плёнкой. Рана открытая, болит. Слова не складываются, разбегаются в разные стороны. Так что это маленькое предисловие
посвящено не столько Аркадию, сколько последней его лекции, представленной в этой книге.

5

ЛЮБОВЬ АРКУС

Летом «Сеанс» придумал учредить школу. По замыслу нашему первый год обучения
в ней — базовый и посвящён исключительно изучению XX века во всех его ипостасях: мировая
и российская история, изобразительное искусство, театр, история кино, история человека, история идей. Аркадий должен был читать курс истории изобразительного искусства — стилей,
моды, архитектуры, живописи. Мы набросали
программу буквально за час на моей даче, между купанием в озере и обедом. Затем Аркадий
сказал, что вообще-то эта программа — халтура. И ему нужно написать хотя бы одну лекцию,
чтобы «размять» материал, понять, как он сможет описать его, уложившись в двадцать шесть
лекций.
В последний год ему работалось плохо: вторая книга про Рим не получалась, и это мучало
его. Каждый день он отправлялся в Эрмитаж, где
служил почти сорок лет, усаживался в своё любимое кресло с видом на Неву и пытался побороть материал. Все попытки признавал негодными и часто уничтожал написанное за несколько

6

ОТ ИЗДАТЕЛ Я

дней. К плохому самочувствию прибавлялось
ощущение бездарности, бесплодности.
Но эта работа, эта лекция, захватила его
полностью, он её писал неделю, не отрываясь,
и даже неохотно говорил со мной по телефону,
чего раньше почти никогда не было. На седьмой
или восьмой день он прислал мне её в почту.
«Прости, Любаня, — сказал он после того,
как я её прочитала, — я не смогу преподавать
в твоей школе. Я сам вижу, что здесь не одна лекция, а несколько. Но я так плохо себя чувствую,
что не способен структурировать курс». Я хорошо знала, что разубеждать Аркадия — напрасный труд. Так и осталась эта лекция в моей почте.
Не прочитанная никем, кроме меня. Спустя два
месяца я её перечитала. И не могу не поделиться
ею с нашими читателями. У лекции был подзаголовок «От декаданса к авангарду», но до авангарда Аркадий не дошёл. Мы же всё равно решили оставить авторское название.

АРК АДИЙ ИППОЛИТОВ

НАЧАЛО НОВОГО СТОЛЕТИЯ
ОТ ДЕК АДАНСА К АВАНГАРДУ

И

скусство около 1900 года, рубеж веков. Никогда европейская интеллигенция не говорила столь много о конце старого и начале нового, как накануне XX века. «Мы живём
в страшную пору перелома, мы осуждены умереть, чтобы дать воскреснуть новой культуре». Эта фраза Дягилева, соединяющая в одно

9

АРК А ДИЙ ИППОЛИТОВ

два разнонаправленных ожидания, точно характеризует его состояние. Ощущение перелома, но что ломалось? Что отличает 1900 год от
предыдущих круглых дат в истории человечества? Главное отличие — декаданс, ощущение
fin de siècle, «конца века». Новое понятие: «декаданс» (décadisme), то есть «упадок», ругательное слово, используемое критиками всей
Европы по отношению к определённым явлениям как культуры, так и общества. Оно тут
же было поднято на щит теми, кого им клеймили, и стало означать искусство для избранных, изысканное до пресыщенности и усложнённое до перегруженности. Место рождения
декаданса — Париж. В 1886 году в Париже стал
издаваться журнал Le Décadent, печатавший
«прóклятых поэтов»: Бодлера, Верлена, Рембо.
Декадентами именовали и представителей других художественных явлений: символистов, импрессионистов, пуантилистов — в общем, всё,
что нарушало привычные нормы. Париж стал
центром движения декадентов (по-французски
и по-английски оно так и именуется, mouvement

10

НАЧА ЛО НОВОГО СТОЛЕТИ Я

décadent и Decadent movement), зародившегося
в середине века, а к концу столетия охватившего всю Европу. Сегодня слово «декаданс» стало хрононимом, то есть названием определённого отрезка времени, обладающего неоспоримым
единством. Декаданс означает